Спасибо представительству
KroonOil в России за предоставленный
документ. Читаем, комментируем.
Готов также разместить полные результаты от Cupper и Тотек.
Что интересно в полной версии тестирования?!
Любопытен, например, график потерь при закрытом дросселе:
Когда-то делал нечто подобное при помощи токовых клещей c логгингом значений. К сожалению, специфика софта и трудоемкость испытаний не позволила сделать полноценный материал. А вот в данном случае - пожалуйста - готовый стенд. Разница в некоторых режимах достигает 3-4 Нм, что внушает.
Что еще любопытного в
статье?
Что видим? Ну кто что, конечно.
Допустим, вас до сих пор сильно волнует износ и вы в восторге от фактических измерений изменения массы кольца. Более чем вероятно, что измерения качественные: маслосъемные кольца действительно практически не имеют давления на стенку цилиндра и износ их равнозначно мал для всех образцов масел. Формально это всего лишь "направляющие" для слива масла с минимальным контактом в паре трения. Изменение массы поршневых колец пропорционально эффективности снижения трения и там разница вроде бы впечатляет.
Напомню, что типичный допуск "на износ" без ремонта и без последствий - 0,1 мм. Думаю, что если кольцо сточится на 0,1 мм, с типичного кольца убудет "чистыми" примерно 0,1 г. Это величина 10 кратная, по отношению к фактическому износу кольца, который мы видим в таблице. То есть, у колец до "ремонтного" состояния еще есть запас примерно в 150.000 км пробега на таком испытании. Все это вообще имеет смысл, если расход металла линеен, что далеко не факт.
Мне интереснее иное: колец на поршне целых три, кроме того, полагаем, что изнашиваются еще и хон, а также кулачки распредвала, шестерни насоса и вообще, все металлическое, что в двигателе трется.
Грубо прикидываем для Xenum: 15+15+11 мг = 41 мг в литре только с колец. Масла в картере такого ДВС - 3,75 л. Так что кратность литров по отношению количеству цилиндров примерно равная. Внимание, вопрос к любителям масляных отработок - чистого убывания металла только с колец в отработке раза в 4(!) больше, чем фактического содержания металлов в анализе. В литре масла обнаружено 12 мг железа. С одного только кольца "сточено" 15 мг.
Кстати, забавно, что очень странные цифры по алюминию - у исправного ДВС, с нормально рассчитанной поршневой, юбка поршня никогда не касается цилиндра. Допустимый износ поршня - ну разве что разбивает канавку от знакопеременной нагрузки. С такой проблемой, например, знакомы владельцы BMW M54B22.
Но это становистся проблемой после 10-15 лет эксплуатации. Здесь же мы наблюдаем очень странные цифры - десятки, почти сотни ppm алюминия. У меня на городских
моточасах был алюминий на грани погрешности измерения. Или вот тут,
например.
В общем, резюме по этой части: полное несоответствие ppm масляной отработки и фактического износа деталей. Отсутствует как абсолютная так и относительная корреляция. Невозможно привязать цифры в ppm ни к измерениям по потере массы конкретным мотором, ни к потере массы на конкретном масле.
Тут примечательна динамика набора вязкости. Как раз этой темой сейчас пытаюсь заниматься на практике. С учетом того, что хорошо знаю три из четырех премиум масел, забавно выглядит отличие изменения в вязкости для всех четырех - примерно единица за весь цикл испытаний. В отличие от Ravenol.
А теперь самое интересное, открываем фотографии деталей двигателя после испытаний. Любопытно, какие интересные корреляции мы видим со
Старым гаражным тестом:
Чистое как слеза масло KroonOil PolyTech:
И фото двигателя после KroonOil Polytech:
Не менее чистое масло Xenum WRX (в 1001 раз поясняю (не всем помогает), что мутный молочный оттенок на колбе - модификатор трения - нитрид бора).
Фото из статьи:
И фото двигателя после Xenum WRX:
Сплошные розово-желтые лаковые отложения на колбе у масла Ravenol HCS 5W40:
И фото двигателя после масла Ravenol HCS:
Аналогичное совпадение я уже рассматривал вот
здесь.
P.S. Внимание, "Старый гаражный тест" не является рекомендованной API, ASTM или ACEA методикой. Все полученные с его помощью результаты - не являются научными и скорее всего, просто являются совпадениями.
Если вы доверяете только научным методикам и хотите оценить реальное влияние масла на отложения в двигателе - рекомендую приобрести моторный стенд.
Те же, кто не могут позволить себе стенд, для получения аналогичного результата могут использовать колбу за 100 рублей.
Dixi.