К первой части статьи Часть вторая
7. Обработка инфракрасных изображений
Я не стал включать для каждого способа обработки отдельно такие общие для всех методов шаги, как усиление контраста кривыми или уровнями, устранение при необходимости шума, увеличение резкости с помощью Unsharp Mask, Smart Sharpen или Highpass.
7.1. Псевдоцвета
Вариант 1
При установке баланса белого на листву небо, снег и вода приобретают красноватый или коричневатый оттенок. Изменить этот цвет довольно просто, направив цветовую информацию из красного в синий канал методом Channel Swap.
Создаём корректирующий слой Channel Mixer и в красном канале ставим Red-0%, Blue-100%, в синем - Red-100%, Blue-0%.
К сожалению, при съёмке с большой выдержкой в красном канале появляется довольно много шума, поэтому я обычно использую следующий метод, чтобы сделать свет неба более чистым: увеличиваю изображение до 100% и с помощью корректирующего слоя Hue/Saturation сдвигаю цветовой оттенок в направлении синего (направо), находя значение, при котором цветовой шум выглядит естественней. У меня обычно получается Hue от +15 до +24. На самом деле, цветовой шум этот при этом не уменьшается, но становится менее заметен, поскольку из зелёного шума на голубом он превращается в голубой на синем, что уже не так бросается в глаза.
Чтобы убрать лишние цвета, откроем снова корректирующий слой Hue/Saturation и уберём насыщенность в во всех каналах, кроме синего и цианового.
Теперь дадим ставшим серыми деревьям немного цвета. Создаём корректирующий слой Hue/Saturation, отмечаем опцию Colorize, Hue - на оттенок синего от 200 до 240 и насыщенность - примерно на 20%. Теперь уменьшим прозрачность этого слоя до 10-40% по вкусу.
Ну и, как всегда - кривые, резкость и прочее. Готово.
Вариант 2
В пункте 2 вместо того, чтобы убирать насыщенность тёплых тонов, увеличим её для красного, жёлтого и зелёного в разумных пределах. В этом случае пункты 3 и 4 не нужны.
Если вам не нравятся кислотно-буйные цвета, можно потом уменьшить общую цветовую насыщенность фотографии.
7.2. Комбинирование естественного цвета с инфракрасным изображением
Вариант 1
Сделаем две фотографии, не меняя позиции камеры: одну - обычную, вторую - инфракрасную. Цветные фотографии при этом методе лучше делать с поляризатором, тогда зелень зеленее, небо синее, окна прозрачней, короче говоря, лучше так. Инфракрасный фильтр можно навинчивать прямо на поляризатор. Никакого вляния на инфракрасные лучи полярик не оказывает. Единственный эффект от него, как и в видимом свете, - небольшое увеличение экспозиции.
Переведём инфракрасное изображение в чёрно-белое командой Desaturate или с помощью Channel Mixer с выбранной опцией Monochrome. Чаще всего неплохие результаты дают параметры в Channel Mixer: Red +60, Green +40, Blue 0. Красный канал содержит в ИК фотографий больше информации, а зелёный - меньше всего шума, как и в обычной фотографии. Можно убрать цвет также и в RAW-конвертере.
После приведения изображения в приличный вид уровнями или кривыми, скопируем на него цветное изображение. Режим перекрытия сначала лучше поменять на Difference и подогнать размеры цветного изображения под инфракрасное, поскольку из-за корректировки фокуса они обычно не совпадают. Теперь осталось поменять режим перекрытия на Color.
Если цвета покажутся слишком блёклыми, насыщенность можно увеличить.
Готово.
Вариант 2
Другой способ добавления естественного цвета - не менять режим перекрытия на Color, а оставить на Normal. Теперь уменьшим прозрачность цветного слоя до 20-50 процентов.
Сделаем размытие по Гауссу - не слишком сильное, чтобы цвета не расходились слишком далеко от объектов, которым они принадлежат в оригинале.
Теперь увеличим насыщенность, чтобы вернуть фотографии цвета.
Готово.
Вариант 3
Последний вариант - комбинирование одной копии цветного слоя в режиме Color и прозрачностью 40-60 и второй копии в режиме Normal с прозрачностью 10-40. Обе или одну из копий цветного слоя можно размыть блюром.
Для фотографии ниже у слоя в режиме Color прозрачность была 70%, у слоя в обычном режиме - 20%. Размыт был только слой в режиме Normal. Затем, в лучших традициях портретного гламура, я создал копию слоя (Ctrl + J) в режиме Soft Light и размыл его. Чтобы утихомирить развеселившиеся цвета, насыщенность этого слоя нужно было уменьшить.
Вариант 4
При желании можно поэкспериментировать с другими режимами перекрытия. Результаты зависят от мотива и могут быть совершенно непредсказуемыми. На трёх следующих фотографиях были выбраны режимы перекрытия Darken, Lighten и Soft Light.
7.3. Раскрашивание вручную
Здесь всё просто - над инфракрасной фотографией создаём новый слой с режимом перекрытия Color и рисуем разными цветами кисточкой с небольшой прозрачностью, например 20-30%. Лично я никак не художник, так что этим методом интересных результатов добиваться не получалось. Гораздо удобнее предоставить Фотошопу расскрашивать изображение за меня. Два способа, как это сделать, описаны дальше.
7.4. Раскрашивание с помощью Color Balance
Этим способом можно в довольно короткое время добиться неплохих результатов. Используя Color Balance раскрашиваем тёмные части фотографии в один оттенок, светлые - в другой.
Для начала нужно перевести инфракрасную фотографию в чёрно-белый вид. Над фотографией создаём корректирующий слой Color Balance. Теперь придадим разные цветовые оттенки светлым и тёмным тонам.
Например, тёмные тона раскрасим в пурпурный.
Светлые тона - в синий.
Средним тонам можно дать синий, пурпурный или какой-нибудь промежуточный оттенок.
Если после этих шагов контраст фотографии стал слишком сильным, режим перекрытия слоя с Color Balance можно поменять на Color.
Если насыщенность покажется слишком сильной, её можно уменьшить.
Для подобного вида раскрашивания фотографии хорошо подходят цвета, лежащие рядом на цветовом круге и относящиеся к одной группе “холодный/тёплый”. Такими парами могут быть зелёный-жёлтый, жёлтый-красный, синий-голубой, магентовый-синий. Фотографии, обработанные по этому методу, получаются практически монохромными, с очень небольшими вариациями цветового тона.
Для этого метода можно использовать также и комплиментарные цвета. В таком случае светлые тона можно окрасить, например, в голубой, а тёмные - в красный.
7.5. Раскрашивание с помощью Gradient Map
Как и предыдущий метод, использование Gradient Map окрашивает в различные цвета части изображения с различной яркостью.
Создадим новый корректирующий слой "Gradient Map".
Кликом на градиент откроем редактор градиента.
Для тёмных тонов (левая нижняя каретка) выберем тёмно-зелёный цвет.
Для цветлых частей выберем жёлтый цвет.
Сдвинем каретки ближе друг к другу.
Поменяем режим перекрытия на Color.
Теперь можно было бы уменьшить прозрачность и остановиться на этом, но здесь я хотле бы показать более гибкий способ контроля над цветовым оттенком и насыщенностью при этом способе. Создадим слой "Hue/Saturation" над фотографией, но под корректирующим слоем "Gradient Map". Выберем на этом слое опцию "Colorize". Значение насыщенности и цвета не имеет пока значения.
Поменяем режим перекрытия слоя "Gradient Map" на "Hue".
Теперь, меняя насыщеность в среднем слое, можем изменять эфект "Gradient Map" на изображение.
Теоретически значение "Hue" в среднем слое не должно играть роли, так как оно определено значением в верхнем слое, но это не так. Изменяя значение "Hue", можно менять яркость изображения. Причина этой странности в том, что в цветовом пространстве RGB яркость зависит от цвета, чего не случается в пространстве Lab.
7.6. Раскрашивание областей по яркости
Если в предыдущих способах Фотошоп в той или иной мере сам определял, что является тёмными, а что светлыми тонами, то с помощью этого метода мы можем определять сами, что окрашивать в какие цвета.
Создадим копию слоя и размоем её немного. Насколько - зависит от изображения.
Если нужно, увеличим контраст кривыми.
Создадим сверху новый слой.
Поменяем режим перекрытия этого слоя на Color и зальём его каким-либо цветом. В данном случае - тёмно зелёным.
С помощью Select->Color Range выберем участок, который мы хотим окрасить в другой цвет. Напомню, что удерживая Shift и выбирая участок изображения, можно добавлять цвета к выборке.
Теперь создадим новый слой и добавим к нему маску. Выборка превратится в маску слоя.
Зальём этот слой другм цветом, в данном случае - оранжевым
Теперь можно удалить размытый слой, изменить режим перекрытия оранжевого слоя на Color и отрегулировать их прозрачность.
Готово.
7.7. Монохромные изображения
Как и в фотографии вообще, чёрное-белое изображение требует особенно тщательно выбранной композиции и световых акцентов, поскольку только ими можно передать настроение на фотографии. Достоинство инфракрасной монохромной фотографии перед чёрно-белой в видимом свете заключается в том, что она настолько необычна, что вряд ли кто-то станет упрекать фотографа в неестественном распределении света и теней. У фотографа появляется больший простор для создания на фотографии новых световых акцентов. Для этого замечательно подходят инстументы Dodge/Burn. Ставим на Dodge модус "Highlights", на Burn - "Shadows", и прозрачность на том и другом от 2 до 5%. Теперь осветляем и затемняем этими инструментами части изображения. Иногда можно в модусе поставить "Midtones", но не советую злоупотреблять заходами на "чужую территорию", то есть использованием модуса "Highlights" в инстументе Burn или "Shadows" в Dodge. Также не советую слишком долго работать на одном и том же участке - эти два инструмента имеют особенность выявлять скрытый шум в тёмных и серых тонах. Ну и, конечно же, работать лучше над 16-битным изображением.
Другим вариантом для обработки монохромных ИК фотографий является создание нового слоя с режимом перекрытия Soft Light, заполненного нейтральным серым. Сделать это можно, нажав иконку нового слоя, удерживая клавишу Alt (или что-то там на Mac-е), либо через меню Layer->New->Layer. В появившемся окошке выбрать режим Soft Light и отметить опцию Fill with Soft-Light-neutral color (50% grey). Теперь кисточкой с прозрачностью 5-30% рисуем чёрным или белым по этому слою. Преимущество этого метода в том, что информация исходной картинки не теряется и не появляется шум. Результаты не лучше и не хуже, чем использование Dodge/Burn. Они просто другие и какой из них выбрать - зависит от фотографии и намерений фотографа.
Теперь создадим корректирующий слой Hue/Saturation с небольшими значениями насыщенности. Какой цветовой оттенок выбрать - зависит от сюжета фотографии и предпочтений фотографа. Это может быть холодный синеватый 220 или сепия 35 или что-нибудь более экзотичное.
Вместо корректирующего слоя к получившемуся изображению можно применить один из способов из 7.3.
8. Послесловие
Вот и всё. Успехов Вам в этом трудоёмком, но увлекательном занятии :)
2007 © Александр Войтехович aka Blyg. Все фото автора, если не подписано иначе.
Права на статью принадлежат автору, полное или частичное воспроизведение только с разрешения автора
Третья часть статьи о Canon 5D Ещё информация на эту тему
Статьи:
На русском:
Инфракрасный пейзаж (Дмитрий Катков aka ХЭ)Цветная инфракрасная съёмка на Nikon D70 (Татьяна Кузьмина) Как я сьел инфракрасную собаку (nrey) Про инфракрасную фотографию (markpon) На английском:
Infrared basics for digital photographers (Jeremy McCreary)Infrared Photography with a Digital Camera (Andrzej Wrotniak)Infrared Photography (Stephen R.Brown)jr-worldwi.de (Jens Rösner)Обсуждение объективов относительно белого пятна Фотографы:
Invisible Light - очень много ссылокSimon Marsden (он и виноват в моём увлечении ИК фотографией)
Chris MaherJoseph LevyPeter De RyckeRobert Ottohall Форумы:
На английскомЕщё на английском, только очень корявый На немецком Как бы приложение
Объективы для камер Canon и их пригодность для инфракрасной съёмки.
Этот список взят с немецкого
форума, куда он в свою очередь попал вроде из dpreview.com и был дополнен пользователями форума.
Подходят для инфракрасной съёмки:
Canon EF-S 10-22/3.5-4.5 USM (77mm)
Canon EF 14mm/2.8L USM
Canon EF 15mm/2.8 Fisheye
Canon EF 17-40mm/4 L (77mm)
Canon EF 17-35mm/2.8 L (77mm)
Canon EF-S 17-55mm/2.8 (77mm)
Canon EF-S 17-85/4-5,6 IS USM (67mm)
Canon EF 20-35mm/3.5-4.5 USM (77mm)
Canon EF 20-35mm/2.8 L (72mm)
Canon TS-E 24mm/3.5L
Canon EF 24-70mm/2.8 L (77mm)
Canon EF 24-85mm/3.5-4.5 USM (67mm)
Canon EF 24-105mm/4 USM L IS (77mm)
Canon EF 28mm/2.8 (52mm)
Canon EF 28-70/3.5-4.5 II(52mm)
Canon EF 28-105/3.5-4.5 (58mm)
Canon EF 28-300/3.5-5.6L IS USM (77mm)
Canon TS-E 45mm/2.8 (72mm)
Canon EF 50/1.8 MKI (52mm)
Canon EF 50/1.8 MKII (52mm)
Canon EF 55-200/4.5-5.6 II USM (52mm)
Canon TS-E 90mm/2.8 (58mm)
Canon EF 70-200mm/4L USM (67mm)
Canon EF 70-300mm/4.5-5.6 DO IS USM (58mm)
Canon EF 70-300/4-5.6 IS USM (58mm)
Canon EF 75-300/4-5.6 IS (58mm)
Canon EF 100/2 (58mm)
Canon EF 100/2.8 Makro (58mm)
Canon EF 100-300/4.5-5.6 USM (58mm)
Canon EF 100-400/4-5.6 IS L (77mm)
Canon EF 135/2L (72mm)
Canon EF 200/2.8L USM (72mm) (Hotspot после f10)
Nikon 18-70/3.5-4.5 G ED AF-S DX
Nikon 20/2.8 D
Nikon 24-70/3.5-5.6 UC
Nikon AF 35-70/3.3-4.5
Nikon 70-210/4.0-5.6 D
Sigma 8/f4 EX Fisheye
Sigma 12-24/4.5-5.6 EX
Sigma 14/2.8 EX
Sigma 18-50/3.5-5.6 DC
Sigma 20/1.8
Sigma 24/1.8 EX ASP DG Macro
Sigma 28/2,8 EX
Sigma 50/2.8 EX Macro
Sigma 55-200/4-5.6 DC
Tamron 17-35/2.8
Tamron 28-80/3.5-5.6
Tamron AF 28-300/3.8-5.6 XR DI
Tokina 28-70/2.6-2.8 ATX Pro II
___________________________________________
Не подходят или частично подходят для инфракрасной съёмки
Canon EF 16-35/2.8L USM
Canon EFS 18-55/3.5-5.6
Canon EF 20/2.8
Canon EF 24/2.8
Canon EF 24-85/3.5-4.5
Canon EF 28-70/2.8L
Canon EF 28-105/3.5-4.5
Canon EF 28-135/3.5-5.6 IS
Canon EF 35/2
Canon EF 35-80/4.0-5.6
Canon EF 50/1.4
Canon EF 50/2.5 Macro
Canon EF 85/1.8
Canon EF 70-200/2.8L IS USM
Sigma 10-20/4.0-5.6 EX
Sigma 18-50/2,8 EX DC
Sigma 28/1,8
Sigma 70-200/2.8 EX
Sigma 105/2.8 Macro EX
Tamron 19-35/3.5-4.5
Tamron 17-50/2,8
Tamron 24-135/3.5-5.6 AD SP AF
Tamron 28-75/2.8 XR DI
Tamron 28-105/2.8
Tamron 70-300//4.0-5.6 LD macro
Tamron 70-300/f3.x-xxx Macro (кто это?)
Tokina 12-24/4 (12-20mm Hotspot)