Похвастаться хочу. Дмитрий Катков, он же ХЭ, поместил мою статью у себя на странице.
Вот. Несколько лет назад, когда я решил переключиться с нажимания кнопочки фотоаппарата на осознанный процесс фотографирования, статьи на сайте Дмитрия очень помогли мне объективной и толковой информацией. Поэтому теперь для меня большая честь видеть своё имя на этой странице.
А теперь - продолжение статьи. Даже не продолжение, а дополнения, касающиеся камеры Canon 5D. В текст основной статьи включить не получилось - злой ЖЖ утверждает, что слишком много букв.
К первой части статьи Часть третья
Кроме всех преимуществ, которые имеет 5D по сравнению с двух- и трёхзначными EOS-ами, с помощью этой камеры можно делать замечательные инфракрасные фотографии. С 350D я обычно начинал обработку снимков с усиления контраста кривыми или уровнями. С 5D в этом необходимости нет - изображения получаются контрастными, с сохранением информации в светлых частях и в тенях. Но либо анти-инфракрасный фильтр, либо Hot-mirror покрытие фильтра немного сильнее, чем в 350D, поэтому выдержка при инфракрасной съёмке на 5D ровно на ступень экспозиции больше.
Снимки сделаны с одной позиции объективом 50mm, f7,1, 20 секунд. EXIF данные сохранены. Первая фотография снята на Canon 5D, ISO200, вторая - на Canon 350D, ISO100, то есть экспозиция была на одну ступень меньше. По сравнению со снимком 5D, контраст фотографии 350D ниже, как и в видимом свете, поэтому я подправил его на третьей фотографии уровнями. Положение каретки средних значений при этом не изменял, поскольку это могло бы исказить сравнение результатов.
Из-за большего динамического диапазона матрицы 5D на снимках, сделанных этой камерой, баланс белого даже по листве деревьев различных пород отличается, в то время как на инфракрасных фотографиях 350D баланс белого по листьям и траве примерно одинаков. Проблема с цветными инфракрасными фотографиями на 5D в том, что цвета слишком сильно различаются от центра к краям и потребуется основательная последующая обработка изображения, если фотограф непременно хочет оставить снимок цветным.
Баланс белого был выставлен по листьям в центре фотографии. К краям цвета становятса сине-пурпурными. Этот эффект не зависит от диафрагменного числа, то есть не является инфракрасной разновидностью виньетирования. Предполагаю, что это связано с типом матрицы 5D, поскольку на матрице того же размера, как и у 350D (белый контур) небольшие изменения цвета по краям всё ещё были бы видны, чего нет на фотографиях 350D.
При соединении нескольких снимков в панораму, цветовые различия могут сглаживаться, особенно если используются качественные плагины. Так PTGui замечательно корректирует цвета отдельных фотографий, делая из них панораму довольно равномерного цвета.
Эта панорама была сделана из трёх горизонтальных фотографий на 5D, 50мм. Цвет краёв всё же остаётся иным, его нужно корректировать в Фотошопе.
Инфракрасные фотографии с условными цветами, получающиеся на 5D, заметно отличаются от результатов, полученных с помощью 350D. Главное отличие - более светлое небо и более тёмная листва. Снимающим на двух- и трёхзначные камеры Canon с фильтром Cokin 007 знакомо это уменьшение инфракрасного эффекта по сравнению с использованием фильтра Hoya R72. Предполагаю, что инфракрасные фотографии, снятые на 5D с фильтром Cokin, будут скорее напоминать обычные чёрно-белые снимки без заметного Wood-эффекта.
Слева - часть панорамы, показанной выше, справа - панорама из пяти фотографий Canon 350D. В обоих случаях баланс белого был выставлен по кустам на переднем плане, после чего в Фотошопе увеличен контраст авто-уровнями, проведена смена красного и синего каналов, цветовой оттенок сдвинут на значение +10 и насыщенность увеличена на 40.
Низкий шум при высоких значениях чувствительности позволяет также делать портреты при коротких выдержках. При съёмке инфракрасного портрета на 350D человеку приходится сидеть без движения от 10 до 15 секунд при ярком солнце. При использовании 5D выдержку можно сократить до одной секунды при открытой диафрагме.
5D, 50мм, f2,8, 4 секунды, ISO400. Верно скорректировать фокус при открытой диафрагме довольно сложно, тем более когда фотографируешь сам себя. Рубашка на самом деле была чёрной, а волосы у меня пока не синие. И вообще, хоть по этой фотографии это не заметно, но я ещё живой.
Отдельно нужно отметить, что если на инфракрасных фотографиях 350D есть как хроматический, так и яркостный шум, то на фотографиях 5D яркостный шум практически полностью отсутствует, а хроматический шум при балансе белого по листве содержится в основном в b-канале.
А теперь - бонус-трэк. Один пользователь немецкого форума раздраконил камеры 5D и 30D и сфотографировал под микроскопом фильтры, лежащие на матрицах этих камер. С его разрешения я привожу фотографии и описание. Оригинал на немецком -
здесь.
Фильтр камеры 30D. Толщина фильтра - 2,45мм.
1 - Hot-Mirror напыление, отражающее инфракрасные лучи. Толщина - примерно 2 µm.
2 - Кристалл, скорее всего ниобат лития, горизонтальная часть Low-pass фильтра. Размывает итображение в горизонтальной плоскости для предотвращения муара. Действие кристалла зависит от его толщины. В этом случае - 0,825 мм.
3 - λ/4 фильтр, преобразующий линейно поляризованный свет после первого Low-pass фильтра снова в циркулярно-поляризованный. Это необходимо, поскольку второй Low-pass фильтр не может воздействовать на линейно поляризованный свет. Толщина - 0,425 мм.
4 - Циановый фильтр, поглощающий инфракрасное излучение. Так как действие Hot-mirror фильтра зависит от угла падения света, его одного не хватает для блокирования ИК-лучей. Большая часть остаточного ИК-излучения блокируется этим фильтром. Циановая тональность необходима для естественного воспроизведения красных тонов. Толщина филътра - 0,375 мм.
5 - Вертикальная часть Low-pass фильтра. Толщина, как и части 2 - 0,825 мм.
6 - Обычное анти-рефлекторное покрытие.
Фильтр камеры 5D. Толщина фильтра - 1,45 мм.
1 - Hot-mirror фильтр.
2 - горизонтальная часть Low-pass фильтра, 1,0 мм.
3 - фильтр, поглощающий инфракрасное излучение, 0,2 мм.
4 - λ/4 фильтр, 0,25 мм.
5 - анти-рефлекторное покрытие.
На этом снимке нет вертикальной части Low-pass фильтра (также 1,0 мм), которая склеена с матрицей и служит одновременно защитным фильтром.