Давненько не ездил на стройку, не смотрел как там делишки. Последний раз на стройку я ездил на станцию "
Марьина роща" (рабочее название "Шереметьевская", когда там еще "откапывали" центральный зал на платформенной части. Сегодня поглядим как дела на соседней станции "Рижская (проектное название "Ржевская"). Вообще на севере БКЛ самые интересные станции, именно тут сконцентрированы станции глубокого заложения и, если взглянуть на карту, то понятно почему. Большое кольцо смещено относительно центра города на юг, поэтому там станции метро расположены дальше от центра, что позволяет делать станции не глубокими. На севере же строить станции в такой плотной застройке можно только на большой глубине. Как любят говорить любители метро, именно строительство глубоких станций - это и есть настоящий, исконный метрострой. Это, конечно не совсем так, однако строительство подобных станций - это очень сложный, очень затратный процесс. Здесь много своей специфики и выполнять подобную работу могут только высококвалифицированные профессионалы. Таких станций в городе появится еще несколько - это три станции БКЛ: "Марьина роща", "Рижская" и "Сокольники". Также наши власти решились на соединение Калининского и Солнцевского радиусов в единую линию, а также на постройку еще одной станции Кольцевой линии, для обеспечения пересадки на Люблинско-Дмитровскую линию. Я думаю, что это связано не улучшением финансирования строительства метро тем более сейчас, когда всё катастрофически дорожает и стараются экономить на всем, в первую очередь на отделке. Отменяют художественное оформление на станциях потому что это стоит денег. А связано это с тем, что огромную компанию Мосметрострой нужно обеспечить работой, ведь именно они работают на строительстве глубоких станций. Теперь эта контора по сути снова стала государственной, и чтобы сохранить специалистов и уникальный опыт, нужно, чтобы она работала. Вряд ли в ближайшее время им светят иностранные контракты, так что работать придется здесь. Вообще глубокие станции - это уходящая натура. Мы вполне можем дожить до того дня, когда будут строить только неглубокие станции, в этот день уйдет целая эпоха. Но пока это дело будущего.
Однако давайте закончим лирику и вернемся к нашей сегодняшней станции. Работы на "Рижской" еще далеки до завершения, хотя и обещают всё доделать до конца года. Но тут я бы не стал загадывать, все-таки дело такое... Как говорит Собянин в таких случаях, когда сроки затягиваются - "Работы шли в сложных условиях". Однако что можно сказать точно, так это то, что станция откроется сразу с пересадкой на старую "Рижскую". Такой задержки, как на "Петровском парке" не будет, во многом потому, что станцию начали строить именно отсюда, с того места, где сейчас будет пересадка. Соответственно у пересадки наибольшая степень готовности. Вот сюда мы сегодня с спустимся.
1
Пересадка - это интересное место, здесь несколько распредзалов, соединенных подходными коридорами. С одной стороны спуск на старую "Рижскую" с другой на новую. Вот эскалаторный наклон на уровень платформы новой, строящейся станции. Здесь эскалаторы, как видно, еще не смонтированы. Зато почти смонтированы зонты. Причем зонты здесь двухцветные, в верхней части светлые, а с боков темные. Это что-то новенькое.
2
Новая станция глубокая, она лежит, ниже существующей вот как раз почти на высоту будущего эскалатора. В этот раз спускаться, а главное подниматься сюда, к пересадке пришлось по боковой лесенке в шахте, где установлен подъемник. Сам подъемник не работал и всем приходилось проделывать путь на верх или вниз по этой неудобной технической лесенке. Удовольствие, конечно ниже среднего. Так что будем ждать, когда запустят эскалатор. Но зато можно на себе почувствовать все прелести работы метростроевца, даже в XXI веке со всеми его достижениями, эта работа по-прежнему сложна.
3
Общий вид распредзала от эскалатора. На глубоких станциях основным строительным "кирпичиком" является тюбинг, из этих относительно небольших деталек тут собирают практически все. Пассажир этого не видит, так как обычно все скрывает отделка, но на некоторых станциях открытые тюбинги все же оставят. Первый пробный шар был на "Савеловской", там путевые стены оставили без отделки, а часть пилонов облицевали стеклом, так, чтобы через него можно было опять-таки увидеть тюбинги. Здесь и на "Марьиной роще" тоже не будет отделки путевой стены. Странно, что в таком варианте не пригласили художников граффитчиков, которые бы смогли нанести какой-то рисунок на ребристую поверхность тюбингов или просто выкрасили бы тюбинги в разные цвета. Однако это дело архитекторов, если им это не нужно, то что ж.
4
Тюбинг, конечно интересен сам по себе, он очень фактурен. Вообще если вспомнить золотой период расцвета промархитектуры и транспортной архитектуры конца XIX - начала XX века, то тогда несущие металлоконструкции не прятали за обшивками, а старались вписать в интерьер и делали их элементов декора. Яркий пример подобного отношения - это дебаркадеры столичных железнодорожных вокзалов, а памятником этой этой эпохе можно считать железную башню, стоящую в Париже, авторства Густава Эйфеля. Сейчас общая культура проектирования металлоконструкций существенно ухудшилась, их в основном стали прятать за отделками. Но все равно есть объекты, где металлоконструкции нельзя спрятать - это те же мосты. Посмотрите на подобные сооружения XIX - начала XX века и на нынешние подделки. Яркий пример деградации - это арки пролетов, которые перекинули через Комсомольскую площадь в рамках расширения участка от "Каланчёвской" до Курского вокзала. В связи с этим решение показать тюбинги в интерьере - это интересный вариант. Однако это мы все говорим про платформенную часть, здесь же не пересадке, на стенах будет камень, а своды закроют водоотводные зонты.
5
В соседний зал ведут три подходных коридора.
6
Соседний зал конструктивно похож на предыдущий. Кстати в этот торец ведет один из подходных тоннелей от вертикальной шахты, где мы спускались с поверхности. Там, в этом тоннеле очень мокро, вода хлещет так, как будто ты попал под тропический ливень.
7
Видно, что от подъемника сюда ведут рельсы для вагонеток.
8
9
За отделкой стен проходят коммуникации в том числе вентиляционные короба.
10
Красота.
11
Посреди распредзала установлен гермозатвор, чтобы в случае зомбиапокалипсиса, зомби с одной станции не могли попасть на соседнюю. С трудом себе представляю, как сюда на глубину порядка 50 метров доставили эти огромные толстенные тяжелые железные ворота, каждая створка шириной метра под 3. Понятно, что их привозили сюда по частям и укрупняли уже на месте, но все равно в голове это укладывается с трудом.
12
Своды закрыты зонтами, здесь можно посмотреть, как все устроено.
13
Крепежные уголки крепятся к ребрам тюбингов, а уже к ним подвешивают зонты.
14
Крепеж и собственно уголки.
15
На стенах будет камень и под него сделали подсистему.
16
17
Подходные коридоры, ведущие в соседний зал, откуда будет осуществляться спуск на платформу станции "Рижская" Калужско-Рижской линии.
18
Смотрите какая красота. Я так понимаю эти арки - это торцы тюбингов бокового тоннеля старой станции.
19
Соседний коридор выполнен в черном. Ммммм, этот даже красивее соседнего белого.
20
Раньше на строящихся станциях метро снимали фильмы, так как такие "декорации" грех не использовать. Достаточно вспомнить классический пример с фильмом "Кин-дза-дза!", одна из сцен которого была снята на строящейся станции "
Полянка"
21
Ну шикарно же. Готовый интерьер для фильма про далеко будущее, где на поверхности все превращено в радиоактивный пепел.
22
Итак последний зал. С него лестница ведет на Калужско - Рижскую линию. Да, к сожалению лестница, а не эскалатор. Станция глубокая и лифтов тут тоже не будет, печально. Здесь опять можно посмотреть что же скрывается за обшивкой. Вверху идут кабели в стальных трубах, внизу за обшивкой стен располагаются воздуховоды. Там же идут желоба и трубы по которым вода, которая просочилась через обделку, будет отводиться с зонтов, Здесь же будут спрятаны светильники, дающие свет на свод. Так что не все тут так просто, как выглядит в готовом виде, за отделкой спрятано много всего интересного. Мне это напоминает фюзеляж пассажирского самолета. =)
23
Там реально человек может пройти за обшивкой. =)
24
25
Рядом с торцом ниша в которой будет располагаться пожарный шкаф.
26
В торце есть дверь, которая ведет в технические помещения, расположенные под уровнем пола. Очень интересно. Давайте спустимся, поглядим.
27
Здесь лестница, идущая вдоль тюбингов, а слева небольшие коморки, даже не знаю, что там будет. =) Необычно смотрится.
28
29
Спустимся вниз и поглядим, как там на платформе "Рижской". К большому сожалению эта стенка из профлиста - граница работ и через нее не пройти, как будто это государственная граница. Дверь заперта с той стороны и отсюда никого туда не впускают.
30
А вот мы уже стоим на платформе "старой" "Рижской". Тут тоже идет работа, станция закрыта для замены эскалаторов, выработавших свой ресурс. Под это дело, чтобы два раза не вставать, проводят и реставрацию облицовки на платформе. Торец, где будет пересадка, отгородили от основной платформы, так как станцию скоро откроют, а работы на пересадке еще будут идти.
31
Честно говоря я думал, что керамику снимут и будут восстанавливать на поверхности, но нет, работа идет прямо здесь, на глубине.
32
Примыкание старой и новой частей. Здесь еще предстоит разработать грамотный вариант примыкания.
33
Скоро скоро... мы уже увидим отреставрированную станцию "Рижская". А вот этот закуток не откроется, он откроется только вместе с открытием станции БКЛ.
34
За время жизни "Рижской" облицовка обшарпалась и ей необходим уход. Этим сейчас и занимаются реставраторы.
35
Рабочие моменты.
36
На этом все. Может быть в следующий раз посмотрим еще что-нибудь. Интересно будет посмотреть, когда появится отделка и особенно интересно будет посмотреть на то, как будут выглядеть порталы из нержавейки подходных коридоров. И конечно интересно будет посмотреть на платформенную часть самой станции.
МОСКОВСКОЕ МЕТРО