Сегодня посмотрим последнюю станцию большого пересадочного узла, состоящего из 3 "Киевских" станций. Не уверен, что весь этот узел я верно развязал и все элементы раскидал по постам про соответствующие станции, поэтому сегодня все то, что не вошло в предыдущие серии, ну и конечно же в конце посмотрим на красивую платформенную часть. Кольцевая линия - это музей под землей, каждая станция (ну почти каждая) - это действительно подземный дворец в прямом смысле этого слова. Это вершина советской помпезной сталинской архитектурой наряду с ВДНХ и "семью сестрами" высоток. Для многих и сейчас подобная архитектура является эталоном, так как после начала борьбы с архитектурными излишествами, архитектура в нашей стране был довольно сильно понижена в правах и архитекторов поставили в жесткие рамки, где полет свободной фантазии был практически невозможен. Здеськ онечно тоже был определенные ограничения, особенно в части художественного оформления, нужно было славить человека труда и достижения страны советов, никаких абстрактных или вечных тем быть не должно. Кроме того Кольцевая линия стала по сути одним большим памятником Сталину, так как на каждой станции присутствовал его лик. На сегодняшней нашей станции таких ликов было наверное больше всего.
Итак, станция "Киевская" открылась в 1954 году и этот новый участок от "Парка культуры" до "Белорусской" замкнул наконец Кольцевую линию. Кольцевая линия, как египетские пирамиды, хоть и не стала усыпальницей верховного правителя, но зато стала памятником его величию. Помпезная архитектура с самыми вычурными элементами оформления: лепнина, керамика, мозаика все это тут есть. Кроме того панно и скульптуры, барельефы и изображением самого главного человека в стране. Сталин умер до завершения строительства кольца, однако его образы все еще продолжали украшать многочисленные станции метро, только после XX съезда КПСС отношение к личности Иосифа Виссарионовича официальной пропагандой поменялось и его постепенно начали убирать в том числе и из метро. Насколько мне известно, больше никогда руководители или партийные деятели не становились объектами художественного оформления архитектурных объектов. =)
А мы начнем с архивных фото. Уникальнейшие фото со строительства станции. Здесь рабочие похоже красят лепнину. Обратите внимание, на переднем плане слева скамейка, вернее только её основание из мрамора. Рядом лежат сложенные штабелем скорее всего каменные детали тех же скамеек (но это не точно).
Вот еще замечательное фото. Смотрите-ка, здесь лепнина еще не покрашена, видно, что они того же цвета, что и свод. Мозаику "Народное гуляние в Киеве" собрали еще не до конца, нижний правый угол отсутствует. Выглядит, кстати так, как будто часть мозаики отвалилась. Здесь же видно, что мозаичное панно сделано не совсем в размер "рамки" и в финальной версии мы видим, что эту щель закрыли декоративным обрамлением. Также видно, что на каменных свитках под панно не было никаких надписей, их, видимо добавили позднее. Понятно, что фото постановочное, что рабочих попросили сделать вид, что они тут что-то делают. Но я вот не могу понять, что в руках у товарища? Похоже на вентрешетку, но таких решеток на станции нет.
Еще одно фото со строительства. Здесь рабочие устанавливают декоративные элементы на дверь на путевой. Видно, что дверь из черняги, а красивые латунные элементы в ней просто прикрутили. Интересно, что путевые стены без отделки камнем, они тоже просто оштукатурены. Не нашел фото 50-х годов со станции, чтобы было видно путевую, но на фото 60-х годов камень на стене уже есть.
Еще серия интересных фото. Художники и мозаичисты за работой. Художник Александр Васильевич Мызин обсуждает что-то с мозаичистами. Фото уникально тем, что на нем слева изображен эскиз мозаики. Мызин сам из Харькова и закончил Киевский художественный институт. Не удивительно, что его пригласили поучаствовать в станции, посвященной украинскому народу.
Собирают панно "Переяславская рада 8/18 января 1654 года"
Еще фото рабочего процесса, Справа на заднем плане эскиз мозаики "М. И. Калинин и Г. К. Орджоникидзе на открытии Днепрогэса". Причем Орджоникидзе здесь вообще похож на Сталина. Рядом две версии панно "Воссоединение всего украинского народа в едином Украинском советском государстве". Сюжет один и тот же, но в деталях картины отличаются. Да, и тут на флаге, естественно два профиля, а сейчас остался только Ленин. Справа на этом панно еще стоит чувачок похожий на тов. Сталина, но его тут к сожалению не видно за спинами художников.
Раз такое дело, то давайте тогда уж пройдемся по остальным интересным панно. Вот Ленин провозглашает Советскую власть, а за ним стоит Сталин. Сейчас на его месте пустота. Интересно, что выпиливание неугодных товарищей с фото - это такой прием, который получил распространение именно при Сталине. "Врагов народа" вырезали с групповых фото и они исчезали из официальной истории. Злая ирония в том, что после смерти вождя, его также выпилили со всех мозаик, панно и картин. Статуи снесли и вообще убрали всякое упоминание о нем в искусстве.
Где-то удалось выпилить вождя народов с мозаик, а вот эту пришлось снимать полностью и на её место вешать другую. Тут слишком многих товарищей пришлось бы убирать.
Открытие участка "Белорусская" - "Парк культуры" 14 марта 1954 года.
Эскалатор.
Да, если приглядеться к этому фото, то можно разглядеть, что в торце, там где сейчас мозаичный портрет Ленина, раньше был медальон с профилями Ленина и Сталина.
Киевская в 70-е годы. Тут интересна вывеска навигации. Интересно, что навигация всегда была ясной и станции написаны крупным шрифтом. Но пришли новые времена и нынешняя лайтбоксо-брендированная навигация во всех смысла обмельчала и теперь приходится подходить к навигационному лайтбоксу ближе, чтобы понять куда ехать.
1. А теперь к самой станции. Наверху мы поглядим то, чего еще не видели в прошлых частях про этот эпический транспортный узел. В 2006 году французские специалисты декорировали лестничный сход (выход номер 3) в стиле легендарных выходов парижского метро, спроектированных Эктором Гимаром. Пожалуй это единственный удачный пример реконструкции лестничного схода в Московском метро. Вышло очень круто, смотрите какая красота.
2. Кусочек Парижа и ар-нуво в Москве.
3. Забавно, что после того, как в Париже появилось подобное оформление входов в метро, многие восприняли его довольно прохладно. На тот момент - это было очень смело, и публика сетовала на то, что новые объекты портят исторический облик центра города. Сейчас работы Гимара, конечно являются классикой. Очень круто, что и у нас в городе есть частичка классика ар-нуво. Интересно, что гимаровские выходы из метро стали настолько узнаваемые, что этот стиль стали называть "Стиль Гимар" или "стиль метро". В Париже после первой мировой войны некоторые элементы оформления выходом из метро были демонтированы и отправлены на склады. После второй мировой Париж подарил несколько копий произведений Гимара (а может это были те самые оригиналы со складов?) разным городам. Сейчас классические гимаровские выходы из метро есть в Монреале, Лиссабоне, Мехико и Чикаго. Ну и еще в Москве.
4. Стены оформлены плиткой кабанчик, со снятыми фасками. Такая плитка довольно широко применялась для отделки станций многих метрополитенов Европы. Плитка такой формы до сих пор довольно популярна, и у некоторых производителей серия глазурованного кабанчика также называется "метро", так новый модный на тот момент вид транспорта дал название и своеобразному архитектурному стилю и даже виду плитки.
5. Увидеть Париж и... спуститься в подуличник московского метро.
6. Внизу памятная табличка. Московский метрополитен не остался в долгу и подарил французам панно "Курочка Ряба" работы Ивана Лубенникова. Его установили на станции "Мадлен" в Париже. Интересно, что творчеством Гимара вдохновились архитекторы, когда проектировали станцию "
Славянский бульвар". Такая вот интересная связь.
7. В переходе занятно наблюдать на стене эволюцию облицовки. В середине оригинальное оформление стены с вертикальным расположение плитки. Это тоже кабанчик, но немного другого размера. Справа "французская" плитка, а слева часть стены отделана скучным современным керамогранитом.
8. Граница. Ах это внимание к мелочам...
9. Во всем мире стараются сохранять аутеничный вид архитектурных объектов, у нас же основной девиз, пришедший из лексикона Лужкова "сделаем так же, но лучше". Поэтому оригинальную плитку в подуличниках повсеместно сбивают и заменяют на безликий новый керамогранит или плитку. Здесь же сохранилась оригинальная отделка колонн и одной из стен.
10. Проходим через вестибюль и спускаемся вниз.
11. Здесь стоят еще старые эскалаторы, а значит в какой-то момент их надо будет менять. Не представляю себе закрытие хотя бы одной пересадки в таком большом и насыщенном пересадочном узле.
12. Внизу небольшой зальчик с проходами к станции Кольцевой линии. Здесь всего три нитки эскалаторов и в часы пик два из них включают в наиболее загруженном направлении. Хотя тут все направления загруженный и на этом повороте скапливается огромное число людей!
13. В переходе еще сохранились аутентичные элементы из прошлого: деревянная дверь и деревянный же люк пожарного шкафа. Предположу, что изначально никакой краски на них не было и поверхность была деревянная под лаком.
14. Последний поворот перед спуском на платформу.
15. Мостик над платформой. Отсюда можно полюбоваться эпическими люстрами.
16. Ограждение мостика тоже с интересными литыми декоративными элементами.
17. Смотрите какая красота. Крепление деревянных перил к стене. Обратите внимание, что нет никакого видимого крепежа.
18. Вот как порталы лестниц выглядят со станции. Здесь еще старая навигация. Вообще с новой навигацией именно на этой станции произошла интересная вещь. Переходы обозначили кружками соответствующего цвета, но видимо не попали в цвет и получилось, что они почти одного оттенка. Я как-то в час пик делал тут пересадку после установки новой навигации и глядя на кружок был уверен, что пошел на Арбатско-Покровскую линию... Раньше было как-то понятнее, и цвета синий и голубой реально были разными! Быть может разработчики современной навигации гей-френдли, кто знает.
19. Еще раз поднимемся на верх и посмотрим на еще один очень интересный вход со стороны вокзала.
20. Выход в этом прекрасном домике с аркадой, но я не нашел как сюда попасть с улицы. Правда я был тут относительно давно.
21. Смотрите какие тут симпатичные деревянные двери.
22. Честно скажу, я немного заблудился в этих дебрях.... Но мне понравился это внутренний дворик. Если бы еще не было этих ужасных пластиковых дверей на заднем плане (ну и холода со снегом), можно было подумать, что попал в Италию.
23. Подновили тут все, и, к сожалению поставили пластиковые окна.
24.
25. Смотрите какая милота.
26. Вообще этот вход в метро находятся на вокзале для пассажиров, прибывающих на поезде. Входные двери снова симпатичные деревянные. Внутри хотели палатки с едой стилизовать под старину, но вышло странновато. На современный оконный профиль налепили декоративные пластины внизу, а вверху повесили винтажные светильники. Светильники и эти вот как бы стальные металлоконструкции с крестами наверху смотрятся неплохо, а все что ниже - жуткий колхоз.
27. Спускаемся ниже. Здесь знакомая нам по станции Филевской линии плитка. Вряд ли у кого язык повернется назвать ее "туалетной", как это у нас любят делать диванные эксперты.
28. А посмотрите на эти роскошные перила. Плитку, кстати, обновили и это видно. Слава богу, что не стали лепить сюда современную крупноформатную плитку, как на подуличниках станций в спальных районов.
29. Очень красиво. Перед лестницей небольшой зальчик овальной формы. Очень такой ар-декошный элемент. Шикарный камень, широкий карниз, литые вентрешетки. И эта вся красота для тех, кто пересаживается на метро с поезда.
30.
31. После лестницы мы попадаем в этот роскошный кассовый зал. Интересно, что многие даже не знают о его существовании. Смотрите какой потолок, какие колонны, какой пол. Хотя пол, скорее всего не аутентичный, но все равно он смотрится отлично. Похожее оформление у аванзала перед спуском на платформу станции "Киевская" Филевской линии, но там и потолок оформлен по-другому и другие колонны. Все это "штучный" продукт, никакой унификации. Этот зал скорее всего относится к первой станции, которая появилась в этом узле, но здесь все настолько переплелось, что чтобы охватить всё, понять всю картину, надо смотреть все постики про все Киевские. Дизайн интерьеров архитектор Чечулин разработал под сильным влиянием от своей поездки в Италию - это видно даже не вооруженным глазом. Помпейский красный очень хорошо смотрится в интерьере и удачно перекликается с официальным красным цветом советского флага, растительные орнаменты тоже вполне себе нейтрально смотрятся. А вообще интерьер получился очень богатым, такой не стыдно иметь и во дворце. Советские люди в большинстве своем в Италии не были и Италия пришла к ним вот таким образом. Интересно, что на станциях первой очереди официальной пропаганды в интерьерах было не очень много, в основном у архитекторов были развязаны руки и они могли себе позволить сделать такой вот кусочек буржуазной Европы прошлого в самом центре страны Советов.
32. Окошки касс. Какая красота.
33. Портал входа в вестибюль. Там уже металлодетекторы, турникеты... а здесь полное погружение в эпоху. Когда говорят о станциях метро, как о подземных дворцах, лично у меня всегда всплывают подобные картины.
34. Так как во времена постройки этого вестибюля турникетов не было, поэтому сейчас то место, которые мы привыкли называть вестибюлем, представляет собой два небольших прохода в которые установили турникеты. Вот один из них. В том, что на вход места еще меньше, там кроме турникетов дежурят СБшники и находится прочий ненужный хлам. К сожалению реставрация выполнена еще не в полном объеме, вот дальняя стена в плитке, но она вся закрашена. Также неплохо бы зачистить деревянные элементы от слоев краски, я про обрамление портала и двери в технические помещения.
35. Сразу за порталом спуск на платформу станции Филевской линии. Очень симпатично, а главное аутентично. Плитка, вставки из камня, кесонированный потолок...
36.
37. Если пойти в другую сторону от лестницы на станцию "Киевская" Филевской линии, то можно попасть в круглый зал из которого эскалатор едет вниз и в итоге приезжает в торец сегодняшней нашей станции Кольцевой линии. Получается, что отсюда можно не только выйти в город, но и сделать пересадку на "синюю" и "голубую" ветки.
38. В середине зала еще один переход на Арбатско-Покровскую линию. Тут уже новая навигация.
39. Мостик с ограждением попроще, не такой вычурный, как на пересадке на "голубую" ветку.
40. Станция открыта в 1954 году - это самая молодая "Киевская" во всем узле. Главным мотивом оформления тут стала дружба русского и украинского народов, а также достижения советской Украины. Снова хочется сказать, что в СССР к Украине было конечно особое отношение. Это очень хорошо видно здесь в метро. Обе станции "Киевские" построенные в 50-е годы богато оформлены и декорированы роскошными мозаичными панно, а на Арбатско-Покровской линии вообще в торце шикарное художественное полотно, одно из ярчайших украшений нашей подземки. Даже подарок Крыма и передача его УССР - это тоже знак особого отношения. Хотя тогда это был в общем-то скорее формальный жест.
41. Станция глубокого заложения, пилонная трехсводчатая. Так как она появилась тут последней, то она является и самой глубокой в узле. Сами своды никак не украшены - они оштукатурены и выкрашены в белый, но вот пилоны украсили очень богато. Даже обычные вентрешетки выглядят роскошно. Металлическая декоративная решетка а вокруг нее шикарная богатая лепнина. Что интересно, в оформление обычно вплетали советскую символику, тут же всего лишь небольшая звезда в центре, она смотрится очень лаконично.
42. Дверь на путевой тоже богато задекорирована. Причем на ней установлена табличка с годом постройки станции. Именно постройки, а не открытия Сейчас такого не делают и лепят таблички на колонны или стены и они не являются таким элементом оформления, который появляется на этапе проектирования. Тут даже шрифт такой же, как у букв на путевой стене.
43. Буквы небольшие и лаконичные, но шрифт очень красивый. Особенно буква "В".
44. Национальные мотивы угадываются и в элементах оформления. Растительные орнаменты, лепнина, характерны для украинского барокко XVII века.
45. Но тут, в отличии от барокко прошлого, это все вышло на новый уровень, богаче и помпезнее. Советское искусство в принципе должно было вытеснить из сознания людей патриархальные обычаи и верования, которые поддерживались церковью. В искусстве того времени очень много отсылов именно к культовой архитектуре. Особенно в метро, так как на тех же глубоких станциях сводчатые потолки и арки - сильно напоминали сводчатые потолки храмов. Соответственно новой "религии" нужны были и новые иконы с новыми святыми. Ими стали простые рабочие и крестьяне. Культ человека труда - это пожалуй самое главное достижение советской эпохи.
46. Панно выполняют на станции выполняют ту же роль, что и иконы с житиями святых и библейскими сюжетами в церквях. Прихожанам в простой и доступной форме, в форме картинок, доносили нужную информацию. Тут тот же пропагандистско-просветительский эффект. Вот русские и украинские писатели тусят в Петербурге. Шевченко что-то зачитывает Чернышевскому, Некрасову и Добролюбову из красной книжки. Все это правильные с точки зрения идеологии писатели.
47. Застать станцию "Киевская" совсем без людей - это занятие практически нереальное. Но в пандемию, в первую волну, пассажиропоток сильно просел и можно было наблюдать такую картину.
48. Еще прекрасная мозаика. Счастливые украинцы под флагом УССР идут в светлое будущее. Интересно, что на флаге два ордена Ленина, хотя вроде как на момент открытия станции у УССР был только один орден, хотя могу и ошибаться.
49.
50. Соц соревнование между металлургами Урала и Донбасса
51. Круто, что на мраморных свитках под картинами написано название. Обратите внимание, что характерная буква "В", есть и здесь.
52. Эх, были же времена! =)
53. За много лет подновления, на лепнине образовался толстенный слой краски. Было бы конечно круто, зачистить её и покрасить качественной краской, чтобы хватило на долгие годы.
54. Вообще такие станции, как "Киевская" - это настоящая подземная картинная галерея. Если вы никогда не думали о станциях метро в таком ключе, то рекомендую проехаться по Кольцевой и спокойно (насколько позволят пассажиры, конечно) пройтись и посмотреть на внутреннее убранство, так как мы обычно делаем, когда приезжаем смотреть достопримечательности и ходим по залам какого-нибудь неведомого дворца. Дворцы у нас тут с вами, буквально под ногами. Очень рекомендую.
55. В Донбассе, как в общем-то и во многих других рабочих регионах в 1905 году вспыхнули восстания, которые встряхнули всю страну и стали предвестником революции 1917 года, поэтому в советской мифологии 1905 год, наряду с Октябрьской революцией занимает важное место.
56. Не знаю как кого, но меня мозаичные панно всегда завораживали. Это довольно древнее искусство. В
Помпеях мы видели мозаику, во множестве церквей, особенно запомнились мозаики в византийских храмах в Стамбуле: в Хоре и Софийском соборе. У нас, на самом деле только в метро собрана огромная коллекция мозаичных панно музейного качества. Это и "Маяковская" и "
Новокузнецкая", "
Киевская" (АПЛ), "
Комсомольская" (КЛ). Интересно, что это панно отличается от других, оно набрано из кусочков бОльшего размера, нежели остальные. Все дело в том, что оно заменило собой снятое после развенчания культа личности Сталина панно "XIX съезд партии - съезд единства партии, правительства и народа" (см. архивные фото).
57. Удивительное дело, на станции остался глухой торец, здесь не стали делать ни выхода ни пересадку. Это единственное более менее спокойное место на станции. В качестве обрамления здесь используется цитата из гимна, также цитаты из гимна есть в вестибюлях ст.м. "Курская" (Кольцевой линии) и "Площадь Революции".
58.
59. Портрет Ленина из мозаики добавили позднее, изначально, как я уже говорил, здесь был медальон с двумя профилями: Ленина и Сталина.
60. Как и все практически станции Кольцевой линии "Киевская" выглядит очень помпезно. Кольцевая линия - это вообще "Золотое кольцо" Московского метрополитена, здесь часто можно увидеть туристов, которые приходят сюда посмотреть на всю эту красоту как в музей. Но еще станции кольца интересны своей историей, пиком культа личности в искусстве и последующей борьбой с ним же.
61. На этом у меня всё.
P.S.
Архивные фото найдены на замечательном сайте
ПастВью и других открытых источниках.
ПАРК КУЛЬТУРЫ <<< КИЕВСКАЯ >>>
КРАСНОПРЕСНЕНСКАЯПересадка на станцию
Киевская (Арбатско-Покровская линия)
Пересадка на станцию
Киевская (Филёвская линия)
МОСКОВСКОЕ МЕТРО