Сегодняшняя наша станция была открыта 31 декабря 1966 года в самый разгар борьбы с архитектурными излишествами, именно поэтому станция "Пролетарская" получилась простой и лаконичной. Название свое она получила по наименованию района, который расположен на поверхности. Сейчас район называется по-другому, и нет никаких топонимов, которые бы могли быть связаны с названием станции. Даже Пролетарский проспект и тот находится в другом месте. Но при этом название станция сохранила, что удивительно, особенно на фоне довольно мощной волны переименований улиц и станций метро в 90-е годы. Конструктивно она выполнена колонной трехпролетной по типовому проекту, как принято говорить, классическая "сороконожка", и все же даже на этой станции есть, что посмотреть.
Начнем как обычно с архивных фоточек. К большому сожалению не удалось найти фото вестибюлей в исходном состоянии до реконструкции, но зато есть фото платформенной части и павильона.
Путевую стену на станции подновили в 2012 в стиле станций "Перображенская площадь", "Щелковская", "Юго-Западная", то есть с путевых стен содрали аутентичную плитку и зашили ее крашеной алюминиевой рейкой. Вот фото до "реконструкции".
На самом деле плитка конечно была положена не идеально, это понятно. Но если бы ее заменили на современный аналог и также выложили бы путевую плиткой, то во-первых сохранился бы аутентичный облик станции, а во-вторых... плитка на клее будет держаться гораздо дольше, чем алюминиевый сайдинг на подсистеме, опять же экономия в долгосрочной перспективе.
Плитка была поклеена на совесть, на стене видны следы от перфоратора, значит покрытие было более чем качественное и сдавалось нехотя. Кому мешала плитка, зачем так сделали, совершенно не понятно.
А вот интересная новость мне попалась на просторах интернета, когда я искал информацию по станции:
17 апреля 2012 года в Центральном доме архитектора в Москве состоялась церемония награждения лауреатов смотра-конкурса молодых архитекторов Москвы «Перспектива-2012». Среди награждённых оказался и московский архитектор Владимир Гаранин, который получил диплом за проект «Реконструкция станции «Пролетарская».
Проект «Vibracells» обращен к судьбе станции метро, которая в ходе ремонтных работ уже лишилась части облицовочной плитки и красуется облупившимися бетонными боками. Владимир Гаранин предлагает альтернативный подход к реконструкции. Рассказывая о своем проекте, архитектор выстраивает сложные ассоциативные ряды - от растрескавшейся земли в результате вибраций, рождаемых движением поезда, до распада СССР, из-за чего в развитии современной России образовались «черные дыры». Такие же дыры-ниши хаотично сформированы на граненых декоративных панелях, которыми закрываются стены станции по обе стороны платформы. Ниши несут в себе не только символическую, но и функциональную нагрузку, поглощая шум. С этой целью предполагается применять шумопоглащающие материалы.
Еще одно ноу-хау проекта - деревья, высаженные непосредственно на платформе. Отсылкой к истории становятся медные панели с советской символикой.
Честно говоря даже не знал о том, что были какие-то варианты, какие-то мысли по реконструкции путевой стены. Конечно идея вот тут довольно странная с этими "черными дырами". Однако эти же архитекторы разработали и другую концепцию...
Еще один интересный концепт от тех же авторов.
ТУТ можно больше почитать про этот вариант. Здесь уже немного поинтереснее, предлагалось оставить плитку на путевых стенах, вернее заменить ее на вот такую. Вообще у нас с плиткой работать почему-то не умеют. Наверное надо перенимать опыт Испании и Португалии, где в керамической плитке толк знают и умеют с ней работать в том числе и в интерьерах станций метро.
1. Как обычно мы видим тут два подземных вестибюля, один западный, другой восточный. Начнем с последнего. Из восточного вестибюля на поверхность идут три выхода. Начнем осматривать их в той странной последовательности, какую нам предлагает нумерация на Яндексе. Итак, выход номер 1, он расположен у безымянного сквера около метро. Это большой широкий павильон на 6 дверей.
2. В 2015 году тут прошел беспощадный ремонт и павильон принял свой нынешний облик. Интересно, что, как мы увидим дальше, ремонт был какой-то выборочный и не все павильоны удостоились быть обновленными. В принципе, новая отделка смотрится нормально, но меня смущает козырек. Во-первых он толстенный, хотя изначально павильон был легким и изящным с тонким козырьком. И еще меня смущает провисшие консоли, особенно справа. Это говорит о том, что каркас не рассчитали под снеговую нагрузку и он постепенно под этой нагрузкой прогибается.
3. А так все остальное смотрится неплохо. По крайней мере, гораздо лучше тех павильонов, которые делают по типовым проектам на многих других станциях.
4. Очень низко сделали козырек, он прям доходит до створок дверей. =) Еще позабавило название с трогательной припиской "метрополитен им. В.И.Ленина" и почему-то здесь оставили старую букву "М".
5. Внутри на удивление понравилось. Темная квадратная плитка, на которой отдыхает глаз после прямоугольной разноцветной, которую лепят везде. Потолок тоже темный из решетчатых панелей. Хотя это такой как бы офисный вариант, но с этой темной плиткой все смотрится гармонично. Но как всегда не могло обойтись без проблем, качество монтажа потолочных панелей крайне неудовлетворительное. Также можно было придумать светильники поинтереснее. Ну и не обошлось без моих любимых коробов под провода. Тут даже есть некая загадка. Слева к рекламному лайтбоксу провод подведен с дальней стороны, что логично, так как провод далеко и не бросается в глаза, а вот справа провод вывели уже в ближайшему от нас краю лайтбокса. Прямо скажем провода и так не красят интерьер, но вот такое решение - это просто ужас. Не думаю, что этому есть оправдание.
6. На потолок без слез не взглянешь.
7. Удивает лайтбокс. Он такой маленький и прочесть на нем информацию можно с большим трудом, хотя места здесь хоть отбавляй. Я не помню точно, но скорее всего до реконструкции тут были металлические буквы с названием станции.
8. Внизу, в подуличнике плитка другая, та самая ненавистная мне пестрая.
9. Выход 2 и выход номер 3 находятся на другой стороне у здания прокуратуры города Москвы. Это один совмещенный павильон на два лестничных схода. Он уже предыдущего, здесь всего по 4 двери на вход и выход.
10. Каким этот павильон был раньше мы увидим позже, так как только эти два почему-то облагородили, остальные выходы решили не ремонтировать. В принципе логично, так как у нас давно уже ничего не доводят до логичного конца.
11. Внезапно сбоку пристроечка с дверью.
12. Опять хочу отметить что облицовка сделана довольно неплохо. По крайней мере за такой павильон не стыдно.
13. Выход номер 3. Здесь все то же самое, как и с той стороны. Меня немного удивило, что на этом павильоне, в отличии от павильона выхода номер 1, козырек существенно тоньше, хотя павильон и длиннее почти в два раза. Толщина козырька по идее должна определяться высотой разуклонки, чтобы вода могла нормально уходить вот через эту трубу, что видна справа. Почему на павильонах разные козырьки не знаю.
14. Внутри такая же темная стильная отделка.
15. Навигационный лайтбокс внизу.
16. Как я уже говорил, тут отделка стен выполнена из горизонтальных плиток трех цветов. Чтобы попасть в вестибюль не достаточно спуститься по лестничным сходам с поверхности земли, здесь есть еще одна лестница.
17. Как хорошо было в метро без торговли, но после "ремонта", который изуродовал большинство подуличников и вестибюлей, вернулась и торговля и теперь снова в переходе можно купить китайское барахло втридорога.
18. Перед входными дверями очень элегантно сделали короб с проводами, поглядите-ка. Признайтесь, у себя дома вы бы тоже так сделали, не стали бы думать, как вам спрятать провода, а выставили бы короб на всеобщее обозрение? Всякий раз приходящие к вам гости спрашивали бы "а чего ты так халтурно сделал-то?" Вот и я хочу спросить тех, кто такое придумал, хочу задать им такой же вопрос.
19. Вестибюль типовой, такие мы видим практически на всех "сороконожках". Раньше в вестибюле был камень, теперь дешевый керамогранит под камень. Конструктивные ребра наверху закрыли ячеистым потолком, опять же не везде все аккуратно и ровно, хотя сделать аккуратно очень важно, когда делаешь такое минималистичный интерьер.
20. Турникеты на выход. Справа странного вида нержавеющие решетки отопительных приборов. Обычно же их утапливают в плоскость облицовки, тут зачем-то вынесли наружу. Жаль не нашлось фото вестибюлей до ремонта, и нельзя ск
21. Здесь тоже в потолком не все хорошо. Странно как-то, неужели сделать аккуратно - это такая большая проблема?
22. Портал на платформе. Из вестибюля сюда ведет еще одна лестница. Реконструкция вестибюлей, подуличника и лестничных сходов не выполнила главную задачу - не улучшила доступность для маломобильных пассажиров станции. Все эти лестницы как были, так и остались. Ни подъемников, ни лифтов не появилось. То есть не произошло качественных изменений, вся эта косметика, да еще и сделанная так халтурно - это просто потраченные впустую миллионы, а может и миллиарды рублей.
23. А теперь перенесемся в другой, западный вестибюль. Здесь выходов аж 6. Два павильона по обе стороны 3-го Крутицкого переулка (ничего себе переулочек в шесть полос движения!) и пара лестничных сходов ведут к остановкам трамваев. Начнем с павильона в котором находятся выходы 4 и 5. Во время дикой застройки всех доступных клочков земли у метро, тут появился торговый центр, его построили настолько близко к павильону, что его второй этаж нависает над крышей метрошного павильона. Может быть поэтому, а может была другая причина, но этот павильон остался без обновления. Конструкция его такая же, как и сдвоенного павильона соседнего вестибюля, а значит можно посмотреть как тот выглядел раньше. Хотя обновления облицовки не было, но уродскую вывеску с названием станции зачем-то вкорячили. Более того, на старый павильон воткнули новую букву "М". Хочется развести руками и спросить "Зачем?"
24. Внутри осталась оригинальные решетки по бокам и оригинальный ребристый "вафельный" потолок. Как я понял, это такие готовые железобетонные плиты. Просто, но смотрится неплохо, особенно, если бы все это привести в порядок, почистить, оштукатурить и покрасить. Из нового тут только отделка парапетов разноцветной плиткой и, конечно же, новые нержавеющие поручни.
25. А вот как тут было, когда ремонтировали ступеньки. Старые ступени полностью демонтировали, а потом установили новые. Все разрушили до основания.
26. В результате "реконструкции" пропала табличка с названием станции над лестницей и плитка с парапетов.
27. Лайтбокс в подуличнике. Интересно, что у лестниц повесили только такие лайтбоксы, но не стали вешать "глобус метро" или большой световой короб с кусочком карты местности. Сориентироваться на месте не получится.
28. Возможно близость торгового центра и не позволила подновить павильон. Но зато мы видим его в аутентичном виде. Может быть пройдет время и чиновники додумаются, что не обязательно нужно все перестраивать, а есть смысл восстановить то, что уже есть. Это и денег экономия и исторический облик сохранится. Кстати тут прекрасно видно, насколько близко построили ТЦ. А это вообще законно? Почему в других местах самострои около метро снесли, а этот магазин все еще функционирует?
29. Вход в техническое помещение. Тут, под козырьком в основном собираются бомжи, отчего и запах здесь характерный.
30. Конструкция павильона лаконичная и простая, на парапете стоят круглые трубы, поверх них лежат железобетонные балки, а на них уже поперек уложены ребристые плиты кровли. Честно говоря мне такой дизайн понравился, легкий и простой. Может быть только стоило сделать вместо решеток остекление и спрятать трубы и провода и вот тебе современный минималистичный павильон из простых и понятных материалов. Вполне себе вписывается в мировые тренды.
31. И все-таки я не понимаю, зачем эта огромная жуткая вывеска? Кстати это "долайтбоксовое" решение. Когда начиналась эпопея с ремонтом вестибюлей и павильонов, то решили делать вот такие убогие вывески на входах, причем совершенно не согласуя это все с дизайном тех же павильонов. Сами буквы сделаны из какого-то дешевого пластика и там, где до них могли дотянуться вандалы, их оторвали. =) Раньше буквы с названием станции делали из металла и служили они долго, они были частью станции, частью ее архитектурного облика, а теперь раз в два года придумывают новые решения для вывесок, меняют их как перчатки. Хорошо ли это? Конечно же нет. И еще я не перестаю удивляться, увидя новую букву "М" на старом павильоне, а не на новом.
32. Внутри все так же, как на соседнем лестничном спуске, за исключением того, что здесь есть такая вот мощная, но небольшая гермодверь.
33. А вот как павильон выглядит с другой стороны дороги. Кроме двух классических выходов с павильонами над лестничными сходами, здесь есть еще пара узких лестничных сходов в подуличник. Это сделано для входа к трамвайным остановкам. Идея очень годная, по сути это такой вариант ТПУ, где можно совершить пересаду с метро на трамвай. Было бы круто, если бы для трамвайной остановки сделали накрывашку, которая бы закрывала платформы и лестничные сходы от осадков и совсем идеально было бы, если бы в пару к лестничным сходам сделали бы еще и лифт. Наверное сделать это не так уж просто, но и не невозможно. Более того, лифт сразу бы решил проблему перебегающих дорогу пенсионеров. =)
34. А сейчас эти лестничные сходы выглядят следующим образом. Тут довольно узко и нет пандусов.
35.
36. Не понятно зачем на этом указателе написано, что здесь есть выход к 3-му Крутицкому переулку? На самом деле это не верно, так как здесь нет наземного перехода и по сути вы выходите на островок между двумя проезжими частями. Здесь выход только к трамваям.
37. И последний павильон в котором находятся выходы 8 и 9. Он тоже типовой и тоже не подвергся рестайлу.
38. Почему не обновили павильон на той стороне мне понятно, так как мешает магазин, а что случилось здесь уже не понятно. Нет никакой новой облицовки, и даже простого косметического ремонта тут похоже не проводили. И сегодня мы видим грустную серую коробку.
39. Снова новая табличка и буква "М".
40. А внутри разноцветная плитка. Почему в соседнем вестибюле лестничные сходы отделали серой квадратной плиткой, а тут решили использовать типовое решение?
41. Плитка висит ровно и, о чудо, не отваливается, как на некоторых других станциях.
42. Ммммм, снова вафельный потолок.
43. Соседний лестничный сход - выход номер 9. Здесь забавно, благоустройство вокруг выше, чем площадка перед входом, и на этот уровень ведут небольшие лесенки. Такое решение не часто встретишь. Это плохо хотя бы в плане того, что в этом бассейне будет скапливаться вода. В какой-то момент я сфотографировал этот павильон, где перед входом отделали гранитом лесенки и парапеты.
44. Как вдруг в следующий раз, когда я тут проходил, на парапеты установили нержавеющие ограждения. Неожиданно. Не понятно почему уж тогда было не сделать пандус для колясок и тележек. Это опять вопрос о приспособлении станций для всех типов пассажиров.
45. Решетка закрывающая боковые плоскости павильона. Это отдельное искусство, теперь такого не делают. =) Решетку бы отпескоструить и покрасить хорошей качественной краской с соблюдением технологии, она бы простояла бы лет 50 но это слишком сложно, гораздо проще просто повазюкать грязной кисточкой с серой краской по толстому слою существующей краски, пыли и ржавчины. А после можно будет сказать "давайте этот ужас уберем, видите в каком это все состоянии", хотя если все поддерживать в надлежащем виде, то и глубокая реконструкция в принципе не нужна.
46. Пойдем вниз.
47. Сход обычный, без неожиданностей.
48. Все довольно ровно.
49. Мммм, вафелька.
50. А вот здесь в подуличнике навигационный лайтбокс полноценный с кусочком карты района.
51. В подуличнике как и прежде торговля. Носки, трусы... что еще надо человеку, который едет в метро.
52. Забавно, но как только все переходы привели к единому оформлению, все станции стали безликими и отличить одну от другой довольно трудно. Вот раньше по плитке в отделке стен можно было определить на какой станции находишься. =) Хотя вроде как ту изначальную плитку так усердно ругали, но она выглядела куда аккуратнее и "чище" чем нынешняя.
53. Вот фоточка с ремонт вестибюля.
54. Как-то так.
55. Я вот все никак не могу понять, зачем иногда, как здесь например, ставят дополнительную нитку дверей, до входа в вестибюль?
56. А вот фото когда еще павильоны торговые на открыли - красота. Да, тут есть еще одна лестница, чтобы жизнь не казалась малиной.
57. Всегда поражал креатив товарищей, которые делали ремонты в подуличниках. Ну кому в голову пришло делать ТАКОЙ короб для проводов, идущий по верхней кромке стены, нафига такой огромный? Особенно круто всегда смотрятся примыкания к дверям, вот как здесь. По идее провода вполне могли бы уместиться в коробе вполовину меньше, как здесь над дверью. Тогда зачем было колхозить такую жуть? В этом подуличнике-то хоть удалось короб, идущий над маятниковыми дверями, сделать аккуратно и он не бросается в глаза, и на том спасибо.
58. Обратите внимание, что нержавеющие двери разной высоты. =)
59. Зайдем в вестибюль.
60. Здесь, как и соседнем, оформление лаконичное и отделка выполнена не очень аккуратно. Камень сбили ради керамогранита. Поглядите, даже керамогранит не довели до уровня подвесного потолка, образовалась какая-то непонятная ниша. Потолок снова кривоватый. Удивительно, что установка реек потолка оказалась такой сложно задачей. Я уж не говорю про "глобус метро", которые сделали просто в виде наклейки и... даже ее наклеить аккуратно не получилось. Хотите себе такой ремонт домой?! =)
61. Турникеты на выход.
62. Вжух, и через некоторое время тут появились новые наклейки и камеры. Как здорово, что метрополитен всегда что-то новое придумывает, то наклейки новые, то лайтбоксы, то вот камеры повесит. Всякий раз находит куда можно спустить деньги, вместо того, чтобы довести до ума хотя бы прошедший ремонт вестибюлей своих станций.
63. Ну моя любимая фишка - это когда в вестибюль ставят ИНФО-СОС, а он, внезапно оказывается выше уровня подвесного потолка. Причем эта проблема известна уже лет, наверное, пять. Но всякий раз установщики этой колонны надеются, что вот сейчас все срастется. И всякий раз не срастается. Конечно можно было сделать два вида колонн, обычную и укороченную, чтобы устанавливать ее в вестибюлях "отремонтированных" станций. Удивительно, что даже я, человек, которые не разбирается в ИНФО-СОСостроении это понял, а профи, которые этим занимаются за деньги и немалые, этого не могут понять уже который год! Про криво установленные светильники, которые не стали даже ровнять относительно оси вестибюля, я даже и говорить не хочу. Повторю свою мысль насчет минималистичных интерьеров, каждая, абсолютно каждая деталь там важна, поэтому должна быть выполнена идеально.
64. Большой брат бдит. Интересно, эти камеры реально подключены к какой-либо системе или это просто бутафория? Вы представляете какой объем информации с камер должен образовываться, где-то это все надо хранить, куда-то передавать. Все это огромные огромные деньги.
65. Конструктивно вестибюль типовой, на вашей ближайшей "сороконожке" наверняка такой же! =)
66. Спускаемся на платформу. Тут еще одна забавная деталь. Потолок сделали, на стены наклеили керамогранит, а самую видную часть - "лобик" над лестницей не стали отделывать ничем и не стали прятать все эти антенны сотовых операторов, камеры и провода к ним, хотя можно же было и тут, что-то придумать. Но зачем? Ведь реконструкция - это не про красоту, а про что-то другое.
67. Портал со стороны платформы. Обратите внимание на отделку торцов, например.
68. А вот фото промежуточного варианта во время ремонта, я как-то щелкнул на телефон, когда проходил здесь. Что вы тут видите? Я вижу, что в торце был нормальный камень, вполне себе качественный, но его сбили. Еще мне понравилось как устанавливали керамогранитные панели. Обратите внимание, что плитку старательно вырезали под каждую ступеньку. Но в итоге плюнули и сделали отбивочку из серого камня, как это видно на предыдущем фото. Получается, что те, кто занимались отделкой... у них просто никакого плана работ не было, может и проекта не было. Таким людям доверили серьезную работу по реконструкции вестибюлей московского метро, только вдумайтесь!
69. А теперь немного про саму платформу. В середине расположена лестница для пересадки на станцию "Крестьянская застава" Люблинско-Дмитровской линии. Отсюда же можно выйти на поверхность через единственный выход станции "салатовой" ветки. Считается, что тот вестибюль тоже можно отнести к "Пролетарской" и получается, у нашей сегодняшней станции аж три вестибюля.
70. Под лестницей.
71. Хотя навигация и новая, по модному схема линии на колонне, но сделано это не в виде лайтбокса, а в виде наклейки.
72. Большой респект тем, кто делал ремонт путевых стен в 2012 году, что вместе с плиткой не выкинули на помойку эти латунные декоративные элементы. Их сняли, почистили и поставили на место. Можно как угодно относиться к советской символике, но тут она выполняет декоративную функцию, а значит, ее надо воспринимать именно как произведение искусства, а не какой-то символ, надеюсь это поймут и грядущие поколения, даже если в будущем советскую символику будут отовсюду выпиливать.
73. Конечно станция потеряла с плиткой и большую часть своей аутентичности. Во-первых теперь нет квадратиков, а есть полоски, а во-вторых плитка была глянцевая, а панели матовые, разница все же есть. Опять же несколько удивило то, что маршрутная схема в виде наклейки а не в виде полноценного лайтбокса.
74. Платформа - классическая "сороконожка" с минимумом декоративных элементов. В качестве последних, желтые вставки на путевой и капители колонн, с поясом из латунной пластины. На самом деле смотрится лаконично и даже стильно.
75. Латунные полоски очень в тему. Обратил внимание, что пол на станции выполнен по разному в разных частях платформы. Тут он почти одноцветный, рисунок угадывается с трудом.
76. А вот тут он читается более явно за счет того, что выложен камнем двух цветов. Смотрите какой замысловатый рисунок.
77. На этом закончим, а то и так получился довольно длинный рассказ о простой... типовой "сороконожке" =).
P.S. Все архивные фото и рендеры взяты из открытых источников.
ТАГАНСКАЯ <<< ПРОЛЕТАРСКАЯ >>> ВОЛГОГРАДСКИЙ ПРОСПЕКТ
Пересадка на станцию
Крестьянская застава (Люблинско-Дмитровская линия)
МОСКОВСКОЕ МЕТРО