Ст.м. Кантемировская

Apr 27, 2020 23:31




Сегодня посмотрим на станцию "Кантемировская". Она открылась, как это принято, под новый год, в конце декабря 1984 года в составе участка "Каширская" - Орехово" и почти сразу же была закрыта в связи с подтоплением на участке "Орехово" - "Царицыно". Интересное дело, причина приведшая к подтоплению тоннеля  - нарушение гидроизоляции, которая скорее всего была вызвана именно желанием руководства сдать участок "к дате", потом еще не одно десятилетие давала о себе знать, тут постоянно случались проблемы: в 2001, в 2003, и последний раз в 2014 году. Сама же станция интересна тем, что это одна из немногих в Московском метро станция, которая не пострадала от разрушительной "реконструкции", которая началась в 2015 году. Подуличники, лестничные сходы и вестибюли здесь остались с оригинальной отделкой и можно вернуться в прошлое и посмотреть, как выглядели типовые вестибюли и подуличники большинства станций нашего метро, расположенных далеко от центра.

Начнем с архивных фото. Их не много, но они очень интересные. Вот 1984 год, фото со строящейся станции... до того, как это стало мейнстримом.


Вот еще фото готовой станции с её выходными данными, где допущена ошибка в отчестве Владимира Зиновьевича Филиппова. =)


Вот просто отличное фото. Ну во первых на фото Виктор Цой, это уже делает фото уникальным, но для меня самое главное, это то, что здесь отлично видно каким был лестничный сход тогда. На лобике над лестницей буквы с названием станции, а в нише оказывается был такой вот светильник. Плитка на стенах не та, что сейчас, да и перила деревянные симпатичные.


1. Станция имеет классическую компоновку с двумя подземными вестибюлями, расположенными под Пролетарским проспектом. Соответственно и выходы из этих вестибюлей "раскидали" по разные стороны этого самого проспекта. Начнем, как обычно с выхода номер 1, это выход, согласно Яндекс картам, принадлежит южному вестибюлю. Здесь нет никакого павильона, никакой накрывашки - это классический лестничный сход без изысков. Эконом вариант.


2. Стены отделаны плиткой, такое решение было довольно популярно в свое время. Судя по архивному фото... плитку меняли. Сейчас здесь явно другая плитка, шире и короче, чем в оригинале. Конечно и сюда со временем доберется "реконструкция", но может быть в этот раз к ней привлекут людей разумных и плитку оставят, вернее заменят на такую же какая была в день открытия, но современную. Плитка на лобике - это уже поздняя "модернизация", изначально лобики над лестницами были оштукатурены. Именно здесь на этой лестнице была сделана знаменитая серия фотографий с Цоем. Интересно, что во многих странах фанаты любят фотографироваться в памятных местах, связанных с их любимыми музыкантами. Классические пример - это "зебра" на улице Эбей роад в Лондоне, где Битлы снялись для обложки своего одноименного альбома "Abbey road". Вот, пожалуйста, памятное место связанное с Цоем. Есть еще фанаты "Кино"?


3. В подуличнике коридоры отделаны такой же плиткой.


4. Двери и провода, конечно выглядят ужасно, однако на фоне современного ремонта в подуличниках... даже не знаю какой вариант лучше, вот такой аутентичный и потрепанный временем, или новый, сделанный из рук вон плохо и не качественно, который к тому же еще и влетел бюджету в копеечку? Тем более все, что тут нужно сделать, это спрятать провода и поменять двери и вентрешетки с лючками.


5. Выход номер 2 находится рядом с первым и в общем-то такой же. Идем дальше, переходим дорогу и здесь выход номер 3.


6. Интересно, что на этой стороне решили делать один лестничный сход, а не два, как на той, но саму лестницу сделали, конечно же шире.


7. Стены лестничного схода также отделаны плиткой, а вот лобик над лестницей нет. На лобике должны быть буквы (по крайней мере на архивном фото с других лестничных сходов они были) с названием станции, сейчас их нет, и скорее всего сюда повесят типовой скучный лайтбокс. А ведь как было бы здорово, если сюда снова вернули оригинальное название.


8. И нельзя пройти мимо такого замечательного артефакта. Просто красота. Мне вспомнилась наша поездка в Берлин и там на некоторых станциях S-bahn остались аутентичные знаки с буквой "S". Это на самом деле очень такая трогательная история и вместе с тем - это способ отдать дань уважения прошлому. Ведь все эти архитектурные мелочи и дают нам почувствовать время, то время, когда они были созданы, как только все эти мелочи исчезнут, исчезнет и память о том времени, она останется только на снимках, а хотелось бы все это видеть в живую. Здорово было бы если и у нас обращаться с подобными артефактами научились аккуратно и бережно. Имеет смысл такие указатели реставрировать (а не просто мазюкать серой краской) и устанавливать на свои места - это действительно красиво.


9. Кстати и здесь плитка в очень хорошем состоянии. Тогда, в далеком прошлом, люди еще не про***ли технологию ровной и долговечной укладки плитки, не то, что сейчас.


10. А вот поручни не аутентичные, к сожалению.


11. Внизу повесили новый навигационный лайтбокс и... покрасили плитку в подуличнике. Я никогда не понимал этого, как можно додуматься покрасить плитку? Более того, это в 100 случаях из 100 смотрится убого, я не видел ни одного раза, чтобы крашеная плитка была бы лучше оригинальной! Крашеную плитку можно встретить не только в метро, в домах-"панельках" также очень любят красить плитку представители различных жилищников.


12. Я вот на 100% уверен, что то, что мы видим справа - это самый настоящий вандализм. Более того, отчистить теперь плитку будет не так просто. А это значит, что можно будет сказать "ну видите какой кошмар, в каком состоянии плитка, давайте-ка ее обновим". Очень удобно! =)


13. Нда...


14. Удивительно, но оригинальные буквы с названием станции все-таки сохранились в подуличнике перед входом в вестибюль. Интересно, они всегда тут были, или это буквы, снятые с одного из лестничных сходов?


15. Раньше все пространство было отдано под торговлю, но сейчас все очистилось, осталась только однин кусочек остекления за которым никакой торговли уже нет.


16. Предположу, что в каких-то нишах висели телефоны-автоматы.


17. Зайдем в вестибюль. Он классической компоновки, слева двери на вход и напротив них кассы, справа двери на выход. Турникеты на вход расположены под углом, для того, чтобы была возможность разместить их максимальное число, для избежания людских пробок.


18. Турникеты на выход. Обратите внимание, что на стенах и колоннах оригинальный камень. Потолок ребристый и выкрашенный в белый цвет, между ребрами спрятаны светильники, которые не слепят глаза, так как они посажены глубоко. Потолок, покрашенный в белый выполняет роль отражателя для светильников, за счет чего освещение в вестибюле равномерное и мягкое. Зачем во время "реконструкции" потолок подшивают я не знаю. Обычно становится только хуже, может быть идея была в том, чтобы спрять провода? Но ведь можно скажем снять верхний ряд камня и пропустить провода под ним, сделав лючки в месте распаечных коробок. Изящное и лаконичное решение. Более того, можно даже, если не получится сохранить камень, сделать полоску из другого материала, все равно это бы выглядело не так убого, как то, что мы видим на станциях после ремонта. Решетки радиаторов наверное здесь не родные, хотя я не уверен.


19. Спуск на платформу по лестнице. А вот здесь на стенах уже оригинальные перила, такие же, деревянные были и на лестничных сходах, но я думаю, что из-за агрессивной среды они быстро вышли из строя, но может их заменили и по другой причине.


20. Портал на платформе.


21. А теперь снова наверх, к выходам из северного вестибюля. Выход номер 4, а прямо за ним выход номер 5. Такая же схема с двумя лестничными сходами, что мы видели уже.


22. И конечно здесь снова замечательный указатель.


23. Отделка лестничного схода и здесь из плитки.


24. Соседний выход номер 5.


25. Аутентичные перила заменили на вот эти. Такие ставили на лестничных сходах в домах-панельках, но вот размещение таких на улице - это не самый хороший вариант. На предыдущем фото хорошо видно, какие они кривые, скорее всего их погнули местные вандалы.


26. Внутри подуличника также плитка, все сделано в едином стиле.


27. Новая схема на старой, покрашенной плитке.


28.


29. И последний выход, это выход номер 6. Снова одинарный и снова широкий. Если посмотреть на схему, то видно, что из каждого вестибюля наверх идут по три лестничных схода. Из южного на нечетную сторону Пролетарского проспекта две лестницы, а на четную одна широкая, из северного наоборот, две лестницы на четную сторону и вот эта одна широкая лестница на нечетную сторону.


30. По отделке здесь все точно также, как и везде. Из нового, только лайтбокс перед лестницей.


31. В подуличнике нет никакой торговли - красота, опять же отсылка к тем временам, когда станция была только открыта.


32. Перед входом в вестибюль  название станции. Я подумал, что его перевесили с лестничного схода, но наверное оно всегда тут было, вряд ли бы кто-то стал заморачиваться с этим.


33. Плиточка. Кстати довольно интересно она уложена, с широченными швами и в разбежку, как будто это кирпичная кладка.


34. Вход в вестибюль.


35. Сам вестибюль ничем не отличается от соседнего, разве что он отзеркален относительно продольной оси станции. Напротив дверей - кассы, все традиционно. Здесь обращают на себя внимания детали. Дверь в помещение касс деревянная с металлической решеткой наверху. Сейчас так уже не делают. Интересен и люк пожарного шкафа, такой вычурный, декоративный.


36. Линейка турникетов на вход.


37. Вид с обратной стороны турникетов.


38. На уровень платформы ведет лестница, никаких "плюшек" для маломобильных граждан тогда не было предусмотрено.


39. А теперь немного про платформу. Платформенная часть выполнена в виде односвода. На платформе установлено несколько лавок с колонной на которой висят лайтбоксы. По оси станции висят навигационные указатели, подсказывающие пассажиру, в какой вестибюль ему идти, а в торцах висят лайтбоксы со схемой станций, помогающие сориентироваться в какую сторону надо ехать. Станция названа в честь Кантемировской улицы. А улица названа так в честь Картемировской дивизии, соответственно и оформление платформенной части связано с ней.


40. Между лайтбоксами на углах установлены пластиковые рассеиватели с расположенными за ними светильниками. На рассеивателях изображены полоски, символизирующие гвардейскую ленту, так как Кантемировской дивизии в 1943 году присвоен статус гвардейской за героизм. Кстати дивизия получила наименование Кантемировской за отличие в боях у поселка  Кантемировка.


41. Путевые стены отделаны камнем, с вставками из желтого металла на которых изображена звезда и оливковая ветвь, все по-военному лаконично.


42. Светильники спрятаны в кессонах свода, по аналогии с тем, как это сделано в вестибюле.


43. Пол выложен затейливым рисунком камнем трех цветов.


44. Честно говоря я всегда теряюсь, когда нужно что-то сказать про станцию- односвод. Кажется одного кадра с платформы достаточно, чтобы все показать и понять. Никаких интересных закутков, интересных ракурсов, все на показ, один большой ангар. Как мне кажется, самое важное для подобных станций - это грамотное освещение. Тут оно вполне себе грамотное.


45. Такая вот станция с налетом ретро, всем, кто хотел бы посмотреть как выглядели типовые вестибюли станций, сюда стоит приехать. Также сюда стоит приехать ответственным товарищам и задаться вопросом, так ли уж надо во время ремонта уродовать вестибюли и подуличники, или же все таки достаточно привести то что есть в порядок и сэкономить денег?  Быть может кризис поменяет хоть что-то в головах чиновников и они сами дойдут до этой мысли, а мы в итоге увидим станции в том виде, который был при их открытии, ну разумеется за вычетом всех тех необходимых девайсов, без которых сегодняшнее метро представить себе уже нельзя.


47. Здесь все, едем дальше.


P.S. Все фото взяты из открытых источников

КАШИРСКАЯ <<< КАНТЕМИРОВСКАЯ >>> ЦАРИЦЫНО

МОСКОВСКОЕ МЕТРО

метро1984, кантемировская, мосметро, замоскворецкая, метро

Previous post Next post
Up