Ст.м. Лубянка.

Nov 08, 2015 13:11



Станция метро "Лубянка" неожиданно для меня оказалась очень интерсной станцией с непростой историей. Честно говоря, пока не углубился в изучение исторических фактов о станции, "Лубянка" казалась мне скучной. Трудно было поверить, что открыта она была в составе первого участка Сокольнической линии. Посмотрим почему такое ощущение.

Как я уже говорил, станция открыта в составе самого первого участка Московского метро в 1935 году. В этом году в том числе и "Лубянка" празднует свой 80-летний юбилей. Первая очередь метро вызывала живейший интерес со стороны в том числе и фотографов, потому мы к счастью имеем большое количество уникальных архивных фотографий. Начнем с наземного павильона. Он дошел до наших дней с небольшими изменениями, но в основном очень хорошо сохранился. Сверху, как видно изначально были огромные буквы "МЕТРО" Над порталами дверей тоже надписи "МЕТРО". Обращает на себя внимание, что "ободки" порталов светлого цвета.


Вот еще  архивное фото. Тут уже нет второй надписи "МЕТРО" на фасаде, но видно, что там что-то есть, к сожалению не видно. На других фото этого периода видно, что надпись "им. Л.М. Кагановича" Вообще площадь выглядит очень необычно для тех, кто привык видеть ее современный облик.


А это уже гораздо позднее. Над входными дверьми появились буквы "М", между арками порталов появилась табличка с названием станции, а сверху вместо надписи "МЕТРО" появилась пиарящая КПСС надпись.


Внутри павильона тоже интересно. Не дошедшие до нас светильники и потрясающая отделка пола.


На потолке роспись. Сейчас ее нет.


Подземный переход. Сейчас уже нет этой плитки на стенах, ее заменили, отделка пола тоже уже не такая, и светильников изначальных тоже уже нет.


Эскалаторный зал. Снова красивый пол. Потолок причудливой формы, как раз для светильников, которых сейчас конечно же нет. По середине светильники имитируют окна в кровле, через которые попадает дневной свет, тем самым создавая эффект, что эскалаторный зал находится на поверхности. Рядов валидаторов на вход и на выход нет. Валидаторов вообще тогда не было.


Тот же зал с другого ракурса.


А вот боковой зал станции. Интересно, что из-за огромных проблем с проходкой в этом месте, станция открылась двухсводчатой, без центрального зала. Вот тут виден сбоку проход к эскалатору, а дальше между пилонами нет никаких проходов. Отделка путевой стены совершенно не похожа на нынешнюю. Арки, переходящие на путевую стену очень органично смотрятся. Интересно, что около пилонов нет лавочек. Пол в боковых залах покрыт асфальтом, с плиточкой, обозначающей ограничительную линию.


Вот уникальное фото аванзала и нераскрытого центрального зала. Вместо центрального зала такая вот арка с нишами и проходами в служебные помещениями. Первый раз фото извлекли из архива и оказали та выставке "Метро - подземный памятник архитектуры"


С той же выставки еще эскиз вестибюля. На эскизе видно, что планировали поставить около входных арок еще и скульптурные композиции.


Интересный эскиз станции взят с сайта СОВАРХ. Со стороны путевой стены предполагалось установить скульптуры. Интересное решение.


Вот интересный коллаж. Тут видно, что ободки порталов светлые. Бюст Дзержинского, который установили после реконструкции 70-х, центральный зал появился тогда же.


Станция в 1990 году была переименована и оттуда исчез бюст Дзержинского. Слава богу он не был утрачен, он теперь находится в народном музее метро на ст.м. " Спортивная".


1. Вернемся в наше время. Вот так Лубянская площадь выглядит сейчас со смотровой на крыше "Центрального детского магазина" Справа павильон западного вестибюля ст.м. "Лубянка. Здание надстроили, что там теперь на этой импровизированной мансарде не понятно. Но, спасибо, что хоть фасад сохранили. Перед вестибюлем видно еще два лестничных схода. Еще два лестничных схода расположены на "острове" где стоит Политехнический музей. Один выход виден на фото слева. Кстати в Политехнический музей можно попасть выходя сразу из двух станций Московского метро. Это ст.м. Лубянка на севере, а ст.м. " Китай-город" на юге.


2. Вестибюль долгое время находился на реконструкции. Его закрыли в 2008 на пару месяцев для ремонта. Однако он открылся только в прошлом 2014 году.


3. Фасад подновили. Открасили ободки порталов темным. Хотя на исторических фото видно, что они были светлые.


4. Пока павильон был закрыт спуститься в вестибюль можно было по этим лестничным сходам. Именно разветвленная сеть подуличных переходов позволила жителям совершенно незаметно для себя пережить закрытие павильона.


5. Внутри видны следы "реконструкции". Плитка на стенах, пластиковые короба под провода, блоки кондиционеров торчат в самых неожиданных местах. Ни о каком восстановлении исконных светильников или росписи на потолке речи тут не идет. Павильону явно не повезло с "реконструкторами".


6. В переходе поменяли плитку на новую. Ну хоть попытались сделать некий рисунок и на том спасибо. Светильники тут тоже менять на исторические не стали.


7. Поглядите на архивное фото в начале. "Две большие разницы".


8. Видимо поняв, что отделка перехода довольно уныла, по прошествии небольшого времени решили украсить стены граффити. Получилось очень круто. Вот на тему метро.


9. Интересно на сколько хватит этого покрытия.


10. Да, так гораздо веселее. Сравните с фото 6.


11. Переход к другому выходу тоже подвергся реконструкции - плитка тут такая же на стенах, а на полу, о чудо, шикарная плитка из прошлого. Здесь тоже граффити на тему "Я люблю Москву". На разных языках повторяется эта фраза, кроме того изображены основные достопримечательности столицы. Кстати, мне отчего то не удалось сходу найти информацию о том, кто автор этих рисунков.


12. Мне кажется идея очень достойная.


13. Вместо скучных стен - веселые картинки.


14. Проходим дальше. Тут висит плакат с навигацией. Все выходы обозначены цифрами - это круто. Однако на самих выходах вверху не указано какой это номер выхода, что несколько затрудняет пользования этой нумерологией.


15. Тут тоже предлагаю сравнить с архивными фотками. Светильников, имитирующих окна в потолке нет, остались лишь квадратные ниши. Фото, кстати сделано до открытие Центрального детского магазина, и выхода к нему. Он на фото справа, отгорожен стеной.


16. Но прошло еще немного времени и открыли и этот выход. Он находится прямо в здании детского магазина.


17. Двери, почему то не заменили на нержавеющие. Даже поначалу показалось, что двери вообще оставили прежние.


18. Но нет, видно, что две двери из шести увеличенной ширины, для инвалидной коляски. Внутри конечно шик и крутота. Пол очень богатый, стены отделаны камнем. На стене логотип "Детского мира" из гранита. Потолок отделан современными материалами. Современные же тут поставили и светильники.


19. Похоже, что тут делали реконструкцию не сотрудники метрополитена, а подрядчики "Центрального детского магазина"


20. Небольшой спуск и тут двери магазина. Для инвалидов предусмотрен лифт. Когда были сделаны эти фото лифт не работал.


20. Двери похоже противопожарные. Наверное это требование метрополитена.


21. Еще ниже - спуск в переход непосредственно к эскалаторному залу.


22. Лифт хороший конечно, но не работает. Никаких устройств считывания карт тут нет, то есть теоретически лифт доступен для всех.


23. Переход также богато задекорирован камнем. А вот провода отчего то не удалось спрятать. Почему такое происходит, не понятно.


24. Все, зона ответственности ЦДМа закончилась и начался обычный переход. Плитка на стене отчего то другая, не такая, как например в переходе на фото 9. Зачем так сделали - непонятно. Ну и снова провода убраны в "элегантный" короб вдоль стены. На фоне аккуратных поручней из нержавейки это выглядит диковато.


25. Вдалеке, там где стоят металлодетекторы была стена, про которую я говорил на фото 14.


26. Снова вернемся в эскалаторный зал. Тут три эскалатора, они ведут на платформу.


27. Восточный вестибюль подземный, из него ведут только такие вот лестничные сходы. Два лестничных схода выходят на Мясницкую улицу, еще один на Лубянский проезд, и еще один к зданию КГБ.


28. Под землей разветвленная сеть переходов. Интересно, что в каждый из 10 (!!!) выходов со станции можно попасть из любого вестибюля. Чтобы не запутаться в подуличных переходах повесили современные указатели - отлично. Выходы пронумерованы. Быть может спустя какое то время эта нумерология и приживется, так как объективно она позволяет ориентироваться проще.


29. Восточный вестибюль был открыт в 1968 году. Тут все просто и без каких либо изысков. Выходные двери в подуличник, на переднем плане гермозатвор.


30. Эскалаторно-кассовый зал. Очень аскетично. Такие вестибюли типичны для этого периода времени и встретить их в основном можно на окраинах у станций-сороконожек.


31. Вниз ведут три эскалатора.


32. Эскалаторы ведут в небольшой зал.


33. Тут ничего интересного, кроме может быть интересного ограждения спуска в технические помещения. Интересно, что стены отделаны красным симпатичным камнем, а не плиточкой, для удешевления.


34. Переход в такой же еще зальчик.


35. Зал такой же, но тут ограждения такого нет, здесь сплошное, отделанное камнем. За моей спиной эскалатор на платформу. Такая сложная схема с двумя эскалаторами и промежуточным залом тут использована потому, что необходимо было вписаться в готовую городскую застройку с одной стороны и уже построенную станцию с другой.


36. А это вид эскалатора с платформы.


37. Спускаемся вниз со стороны западного вестибюля. Тут на первый взгляд странный зальчик перед гермозатвором. Но на самом деле ничего странного, если вспомнить историю станции. Итак, сперва на станции не было центрального зала, и вход в боковые осуществлялся как раз через эти две пары проходов. Потом, после войны, все станции начали оснащать гермозатворами и в эти проходы установили гермы. Далее в 70-х на станции "раскопали" центральный зал и соответственно установили еще один гермозатвор. Именно поэтому тут и образовался такой вот зальчик, окруженный гермозатворами.


38. За золочеными решетками по всей видимости как раз  механизм затвора.


39. Вид на центральный зал.


40. В 70-х станцию изменили до неузнаваемости. Однако, что удивительно, остатки прежнего оформления остались на двух парах пилонов в обоих боковых залах.


41. Раньше вся отделка боковых залов была такой.


42. А после реконструкции 70-х решили сделать все с учетом отказа от архитектурных излишеств. Причем даже облицовку боковых залов заменили.


43. А вот тут небольшой хэнд мэйд. Кому то было не лениво сверлить отверстия в вентрешетке в виде буквы "М".


44. Торец. Видна отделка плиточкой.


45. Крутейшие вентрешетки. Поглядите, что волны решетки переменного сечения.


46. Путевая стена отделана сейчас традиционной плиткой, которая со временем отваливается, и ее заменяют плиткой другого оттенка. Со временем, наверное это будет смотреться даже очень неплохо. =) Название станции изначально было на табличке, как на ст.м. Сокольники, судя по фото из архива, а впоследствии появились металлические буквы, которые мы видим теперь.


47. И не скажешь, что это станция первой очереди.


48. Пилоны отделаны светлым камнем.


49. Пилоны очень массивные. Подсветка пущена по потолку, тут никакой изюминки. Переход на ст.м. Кузнецкий мост Таганско-Краснопресненской линии находится в центре зала.


50. Крайне неудобное решение, так как на станции с большим пассажиропотоком людям приходится протискиваться между пилонами и ограждением эскалаторного наклона.


51.


52. Поглядим на центральный зал. Никогда не скажешь, что это станция первой очереди.


53.


54. Все садимся на следующий поезд и вперед смотреть другую станцию.


P.S.
Все архивные фото найдены на замечательном сайте ПастВью.

ЧИСТЫЕ ПРУДЫ <<< ЛУБЯНКА >>> ОХОТНЫЙ РЯД
Пересадка на станцию Кузнецкий мост Таганско-Краснопресненской линии

МОСКОВСКОЕ МЕТРО

лубянка, метро1935, сокольническая, метро

Previous post Next post
Up