Премьера спектакля неоднократно переносилась. Наконец, вроде бы назначили на сегодня на 19.00. Потом перенесли на 17.00. В итоге начали в 18.10... А так как в числе трех вещей, которые вызывают у меня наибольшую негативную реакцию - это хроническая непунктуальность, то можно представить с каким "доброжелательным" настроением я входила в зал.
Авторы спектакля обещал немногочисленным (дестяь человек) зрителям соучастие в исполнении музыкальной партитуры. Тут я заволновалась, т.к. последний раз я играла на вступительных экзаменах в аспирантуру на сектор музыки Российского института истории искусств (где я сейчас работаю старшим научным сотрудником) в 2000 году. Это была отдельная, очень высокодуховная история (правда, я тогда слова такого "высокодуховная" не знала), о которой, конечно, следует рассказать отдельно. Хотя, чего мелочиться, рассказываю.
Отступление № 1. В 2000 году я поступала в аспирантуру в Российский институт истории искусств. Экзамен по специальности проходил в присутствии светил музыковедческой науки. Надо сказать, к нам относились очень и очень доброжелательно (сектор музыки нежно люблю вот уже 17 лет!), там работали и работают потрясающе чуткие и душевные люди. Никакой конкуренции у абитуриентов не было, так как никто не хотел поступать на очную/дневную форму аспирантуры, всех устраивала заочная форма, а место на сектор было выделено. Мне нужно было проанализировать партитуру "Лебединого озера". Кое-какими еоретическими знаниями я обладала (спасибо Юрию Всеволодовичу Гамалею, дирижеру и уникальному преподавателю курса "Основы партитуры" для балетмейстеров и балетоведов!). Поэтому я бодро начала доклад, но была остановлена и приглашена к роялю:
- Пожалуйста, проиллюстрируйте ваш рассказ.
Отступление № 2. А на фортепиано я последний раз играла в 14 лет (а в момент экзамена мне было 31 год, т.е. на тот момент жизни я не играла на фортепиано уже более половины своего существования). Мамочка (спасибо ей большое!) мечтала выслушать в моем исполнении мечту своего детства - "Полонез" Огинского. Для этой цели я занималась музыкой частным образом (к нам приходила педагог). В 14 лет я, с грехом пополам, исполнила этот "Полонез". Мама сидела и умилялась. После чего я попросила прекратить занятия музыкой и не тратить семейные деньги (за урок мама платила по 3 рубля, и 10 рублей в месяц стоил прокат пианино - в 1980-е это были очень большие деньги!).
Продолжение Отступления № 1.
Я с тревогой посмотрела на членов экзаменационной комиссии:
- Вы правда хотите это услышать?
Комиссия закивала головами:
- Конечно, ведь мы на секторе музыки!
Я гордо уселась за рояль, положила партитуру "Лебединого озера" себе на колени и начала вспоминать ключи. Скрипичный я увидела сразу - это "соль". Затем обнаружила басовый - это "ля". Но в оркестровой партитуре был еще и альтовый, и какой ноте он соответствовал я уже решительно не помнила (простите, Юрий Всеволодович!). Конечно, на выбор у меня оставалось еще пять нот, но я решила не длить устоявшуюся паузу. Была у меня мысль наиграть "Собачий вальс" - его я знала в совершенстве, и даже могла исполнить двумя руками. Но передо мной находились уважаемые и выдающиеся ученые сектора музыки, я не могла предложить им этот низменный вариант (хотя, согласно одной из музыкальных легенд, авторство "Собачьего вальса" приписывается аж Моцарту В.-А.).
В общем, я сыграла одной рукой главную тему "Лебединого озера", рассказала как она развивается, какими инструментами исполняется и так далее... Экзамен был сдан. Конец Отступления.
Так вот, когда сегодня мне предложили поучаствовать в исполнении партитуры американского композитора Элвина Люсье "Я сижу в комнате", я вспомнила, что не сидела за роялем 16 лет, и принялась разрабатывать пальцы.
Отступление № 3 (из театральной программки, по материалам книги Ольги Манулкиной "От Айвза до Адамса. Американская музыка ХХ века"). Элвин Люсье (р. 1931) - американский композитор, автор экспериментальной музыки, создавший собственный язык, в рамках которого делал достыпными для слуха разнообразные акустические феномены и имитировал процесс эхолокации. Самая известная композиция Люсье - "Я сижу в комнате" (1970) - использует технику магнитной петли, которую применяли Райли и Райх. Конец Отступления № 3.
Ой, что-то много получается. Пожалуй, продолжу завтра.
Окончание.