Dance open № XIII. Вечер второй. "Magifique" Тьерри Маландэна

Apr 26, 2014 22:42

Я под большим впечатлением! Жаль, что они только один раз показывают. Если где-то еще эта труппа обнаружится - сходите обязательно! "Magifique" - производное от двух слов: "Manifique" (великолепный) и "magique" (магия). Это действительно, магическое волшебство!



Балет этот Тьерри Маландэн поставил в 2009 году для Версаля. Ему заказали балет, попросили "Золушку", он согласился. А музыка "Золушки" не пошла. Зато в голове все время звучал Чайковский. И он сделал этот спектакль. На музыку трех балетных сюит.

Сюжета не ищите - это танцевально-эмоциональные сюиты. Но сюжет все же есть: это танцевальная автобиография Маландена. Два персонажа - маленький (он в детстве) и высокий и лысый (он взрослый). Пятна воспоминаний, порой, понятных лишь ему и посвященным. Но сделано очень музыкально, хотя иногда бывает и однообразно, нет композиционных богатых решений. Но есть неожиданность - в каждом номере. И все 80 минут (столько длится балет без перерыва) сидишь, зачарованный, и с волнением ждешь продолжения.

Между тремя сюитами "перебивки", как в "Парке" Прельжокажа - черные существа в латексе переставляют декорации, фоном звучит музыка той сюиты, которая будет исполняться.

В первой сюите ("Спящая красавица") действующим лицом являются балетные станки - они расчерчивают сцену линейным узором, вокруг них вьется действие, они являются полноправными партнерами, с их помощью возникают новые любопытные поддержки. На него залезает юный герой в поисках пути - так сказочные принцы карабкались на высокое дерево, чтобы обозреть окрестности в поисках заколдованной принцессы. Станки вклиниваются в Адажио принцессы с четырьмя кавалерами. А на музыку "Панорамы" идет пронзительный дуэт: девушку без рук (ее руки спрятаны под платьем) учит летать взрослый герой: его руки заменяют ей крылья. Наверное, этот эпизод остался загадкой, но в интервью господин Маланден рассказал о нем, и я, уже знающая содержание, не могла сдержать слез. У Маландена есть младшая парализованная сестра, и Тьерри, когда начал заниматься танцем, делал с ней постоянно port de bras. И сейчас, когда прошло уже много лет, его сестра единственное что может делать - эти port de bras. Впрочем, и не зная этот сюжет, танец очень трогает - он словно об ангеле среди нас, который дает нам свои крылья. Главное - верить в этого ангела. Очень забавен вальс - из-за раздвижных зеркальных панелей, которые стоят на сцене, появляются артисты, то втягиваются за эти панели, то тут же появляются, зеркала отражают персонажей, кажется, чтотанцовщиков много, очень интересные превращения, сделанные с помощью света и зеркал. И в этом вальсе много детского - словно ребенок вытаскивает из коробок свои игрушки и играет с ними.

В "Лебедином озере" станков уже нет, но есть эти панели, которые "разбиваются" на отдельные секции, словно кухонные пеналы. Некоторые укладывают спиной вверх, словно помост - на нем высказываются главные герои, и для них он - словно лобное место, эшафот. Здесь нет лебедя, Одиллии, Принца. Опять - образы, рожденные музыкой. Конечно, самым забойным оказался "Танец маленьких лебедей" - четверо мужчин дразнили публику, высовывая из-за сложенного помоста то стопы, то сложенные "щепоткой" кисти (образ гусей), то попы. А в конце благонравно встали в исходную для классических маленьких лебедей позицию. Зал, конечно, рыдал от восторга и хохотал в голос. Действительно, хмуро на это смотреть было невозможно! Вместо "белого" адажио - лирический секстет. Два характерных танца - венгерский и мазурка - задорные, словно отражение. Ведь в XIX веке все аристократические дети обязательно брали уроки бальных танцев, и эти танцы - отражение наших современных дискотек.

Сюита из "Щелкунчика" потрясает! Вариацию феи Драже танцует главный герой - лирическое самораскрытие балетмейстера, его монолог. Замечателен марш - все артисты, словно парад-алле всех танцовщиков Парижской Оперы: мерно и торжественно выступают, а самый последний - наш взрослый герой. Ведь Тьерри Маланден был принят в Парижскую Оперу, минуя знаменитую школу - после победы на конкурсе в Лозанне, но через 4 месяца оттуда ушел. И в этом марше, наверное, его мечты о танцевальной карьере. А потом - замечательный прием - он словно отматывает кинопленку своей памяти назад, и артисты возвращаются. Самый сложный для всех хореографов номер - знаменитое трагическое адажио. Как интерпретировать эту музыкальную боль?! Маланден нашел свои точные пластические определения: здесь зазвучала тема времени, из непоставленной тогда "Золушки" - танцовщица в руках Большого танцовщика - словно часовые стрелки, которые отмеряли ход времени. Во время адажио вдоль сцены проходят танцовщики. Сначала медленным торжественным шагом. Потом  - быстрее. Потом переходят на бег. А на кульминацию они медленно идут на зрительный зал, неумолимым временем, которое мы теряем. А затем все уходят в сдвигающиеся зеркальные панели, которые образовывают огромный куб - не то коробку с игрушками, не то шкаф, в который мать запирала маленького Тьерри. Юный герой пропадает там. Идея: не надо убивать в себе ребенка, тогда не придется бродить за призраками из прошлого.

Наверное, описание не такое. Эмоций много. Надо смотреть! 

"magifique", балет, Маландэн Тьерри, dance open

Previous post Next post
Up