Dance open № XIII. Вечер первый. Complexions

Apr 26, 2014 08:20

XIII фестиваль «Dance open» открылся 23 апреля в Санкт-Петербурге. Александринский театр - постоянная фестивальная площадка этого года - был переполнен административно-светской публикой, амбициозными балетмейстерами и юными барышнями с убранными в кички волосами. Выступавшая на открытии американская труппа современного танца «Complexions» устроила утонченным барышням недюжинное испытание. Его надо было постараться пережить.



«Complexions» в этом году празднует 20-летие со дня основания, таким образом, можно считать нынешнее посещение Санкт-Петербурга своеобразным «отчетным концертом», правда, уже без ведущего солиста Дезмонда Ричардсона, который попрощался с публикой на прошлогодних гастролях в России. Дуайт Роден, балетмейстер-основатель труппы, привез три спектакля, два из которых - европейские премьеры: «Возвращение» в постановке Джей Ман Джу и «Innervisions» в собственной хореографии. Вечер открывала «Луна над Юпитером», показанная в России год назад.

Несмотря на заявленную концепцию труппы: танец - не философская категория, но телесное искусство, некий налет философичности в представленных постановках все же присутствовал. В принципе, достаточно было бы назвать эти балетики как-нибудь нейтрально - типа, «Композиция № 357» или «Движение № 8463» (согласно порядковому номеру сочинения), и зрителям ничего бы не оставалось делать, как отключить мозг и следить за перемещениями физических субстанций. Но нет, «звездное» определение первого балета «Луна над Юпитером» заставило напрягать извилины, вспоминая школьный курс астрономии и на всякий случай - античную мифологию (не состоял ли Юпитер в каких-то малоизвестных взаимоотношениях с Луной?). Не вспомнилось ничего, а артисты меж тем агрессивно вскакивали на пуанты, энергично двигали ногами и корпусом, упруго приседали под требовательно наполняющую зал мощную музыку Рахманинова. Вообще, хореография вызывала ассоциации с художественными образами Микеланджело - атлетические мускулистые тела, плотный и насыщенный поток движений, определенная доля пластической чувственности и ощущение нескончаемости процесса. Нечто космогоническое было в этой хореографии (довольно, кстати, банальной), но сосредоточенность и погруженность в нее всех без исключения артистов, придавали спектаклю некую сакральность. Вернувшись домой к верному другу интернету, я все же удовлетворила терзавшее меня любопытство и выяснила, что в астрологии положение «Луна над Юпитером»» «дает редкое умение кармически правильно распорядиться своим везением и, отказавшись от ложных возможностей и искушений, получить бесценный подарок истинной помощи на духовном пути, а также видение аналогичных проблем у других и способность наставить другого на путь истинный, показав ему кармическую роль его искушений и соблазнов, а особенно личного высокомерия и гордыни». В общем, после прочтения столь исчерпывающего разъяснения, наконец-то сложилась концепция: кто-то на ком-то стоял и наставлял на путь истинный.

Во втором отделении был показан балет корейца Джей Мана Джу «Возвращение» (европейская премьера). Смысл этого опуса, по-восточному немногословного и изощренного, по словам хореографа, состоит в возвращении к себе: «События нашей жизни обретают значение, только когда мы мысленно возвращаемся к ним». Событий, к которым захотел вернуться господин Джей Ман Джу, оказалось на полчаса (спасибо ему за такую строгость к себе самому!). Зрителям предлагалось поразмышлять как господин Джей Ман Джу жил в трудовом коллективе (сцену медленно пересекают несколько пар танцовщиков), общался с женщиной (весьма бережно), общался с мужчинами (весьма целомудренно) и познавал самое себя через какую-то восточную гимнастику. Неспешное, в отличие от «Луны над Юпитером», развитие танцевального действия вводило и убаюкивало, притупляло бдительность, выравнивало карму. По окончании «Возвращения» зал Александринского театра много потерял в своем очаровании, потому что прелестные юные барышни с балетными кичками массово покинули помещение. Очень надеюсь, что они не разочаровались в балете.

В третьем отделении представили «гвоздь программы», о котором с придыханием говорили дикторы на радио, анонсируя вечер: балет «Innуrvisions» на музыку Стиви Уандера. Танцовщики в белых штанах (мечта Остапа Бендера!) превосходно оттанцевали 10 песен знаменитого исполнителя, эмоционально и телесно передав и светлую печаль, и радостное бытие мистера Уандера. Единственным адекватным пластическим ответом на это замечательное во всех отношениях действо мог бы стать балет под песни Аллы Пугачевой в исполнении артистов Мариинского театра. Или плавный переход театрального вечера в дискотеку.

"Луна над Юпитером", complexions, "innervisions", Роден Дуайт, балет, "Возвращение", dance open

Previous post Next post
Up