Чувственное документальное кино

Mar 20, 2013 17:00

В гостях на пуфиках потрясающий режиссер документального кино - Екатерина Еременко.



- Как получилось так, что у Вы живете и в Германии и в России?
- У меня муж немец, так случилось:) Но вообще у меня история такая - я закончила мехмат МГУ с красным дипломом, а потом у нас в автомобильной катастрофе погибла мама. Я просто расскажу коротко эту историю, как я из математики стала заниматься тем, чем я сейчас занимаюсь. Я взяла год академического отпуска, и меня пригласили стать манекенщицей, фотомоделью. Я была очень худая, очень высокая, очень длинная - поэтому и пригласили. Подумала и решила - как раз хорошо, нужно что-то сменить и я согласилась и уехала за границу. Думала, что быстро вернусь, но у меня стало получаться, я работала профессионально фотомоделью долго, и очень трудно прекратить, потому что ты за день зарабатываешь столько, сколько за месяц люди зарабатывают, и как-то странно сказать - так, стоп, ребята, сейчас я еду заниматься математикой :)

- А моделью где работали?
- У меня были одни из самых лучших агентств, кстати, в Париже было то же самое агентство, в котором Наталья Водянова работает - Viva, там тоже была смешная история. Руководитель агентства - Сирил (Кирилл по-русски). Когда он меня встречал, сказал какую-то русскую фразу без акцента. Я так удивилась - откуда ты знаешь русский язык? Он говорит - ой, ну знаешь, у меня есть какие-то русские корни. Мы начали работать в Париже, интерес к корням Сирила меня не покидал. Я спросила - какая профессия была у твоей мамы? И он ответил - знаешь, моя мама получила много денег от своего папы и не работала. Хорошо, а какая профессия была у твоего дедушки? То же самое - много денег от прадедушки, тоже не работал. Потом я выяснила, что профессия его прапрадедушки была - русский царь Александр III:)



- Какие бренды представляли?
- Когда ты модель - ты делаешь все. Карьеру модели я начала поздно - мне уже было 23 года. Обычно в таком возрасте на пенсию уходят в этом бизнесе. В Нью-Йорке было агентство «Клик», я очень много в Нью-Йорке работала, в Париже - Viva, в Лондоне агентство «Storm», это агентство, с которым Кейт Мосс работает, в Милане - Рикардо Гаи, ну то есть везде самые лучшие агентства. Но начинала я с Берлина, так получилось, что меня пригласили на показ в Германию с русскими девочками, и немецкое агентство Viva (не путать с французским) пригласили остаться, у меня стало получаться, мне сделали рабочую визу, я зарабатывала большие деньги.
У меня были съемки для Vogue, для других в то время популярных журналов, пытались переманить в другие агентства.
Я долго думала, нужно мне сменить агентство, чтобы расти и развиваться дальше или нет. В итоге, решила остаться с теми, кто меня открыл. Ведь успех модели зависит не от нее самой, а от людей, которые ее представляют.

После фотомодельной жизни я стала телеведущей, потом мне хотелось научиться снимать репортажи. Как мне кажется, для женщины, по крайней мере на телевидении, есть такая иерархия - если ты ведущий, то ты - генерал, а репортажи снимать - это пехота. Ну вот, и вроде бы все репортеры хотят стать ведущими, а я хотела наоборот.
Первый мое задание - репортаж про показ мод. Но я не смогла, было такое ощущение, как у муравья, попавшего в трехмерное пространство. Я не знала, кто говорит, что говорит, когда я говорю, когда они говорят…
После этого у меня был кризис, и свой первый репортаж я сняла только спустя полгода после этой несчастной попытки, и поступила во ВГИК. Училась на режиссерском факультете, а потом уже встретила своего будущего мужа и уехала на Запад.



- Сложно было привлечь Павла Костомарова к «Чувственной математике»?
- Да, хотя с Павлом мы знакомы давно. Я закончила ВГИК, мастерскую Марлена Хуциева, это был 2000 год, тогда по-моему во всей России снимался один фильм в год и мы все делали дипломные работы на площадке. Театральные постановки, и как учебная работа - перемонтаж ножницами индийского кино. Нам давали эти пленки и мы должны были что-то из этого смастерить и на первый свой фильм мне оказалось проще найти бюджет на Западе, чем в России.

Продюсер моего первого фильма «Русская канарейка» - Хайно Декерт. Он мне посоветовал Павла, я позвонила и получила отказ. Мы нашли другого оператора - Сергей Политик. Но я приглашала Павла на первый фильм, на второй фильм, на третий... Для третьего фильм он снял маленький кусочек. За это время Паша сделал шикарную карьеру, стал популярным режиссером, и как ни странно, он уже достиг всего, получил "берлинских медведей", и мне удалось непонятно как и почему его заполучить на "Чувственную математику". Я безумно счастлива и конечно фильм Пашин во многом, я даже думала, что этот фильм на самом деле шесть математиков, плюс один, и один - Паша. Его камера, как он видит эту математику, потому что как можно снять математику, как вообще это возможно сделать?

И по-моему то, что делал Паша - это какое-то волшебство, это сделано на какой-то интуиции, как он пытался это все визуализировать. Потому что кино прежде всего - визуальное искусство и эта огромная удача была, что Паша согласился. Не было бы фильма, если бы не Пашина камера и его взгляд.

Мне повезло и с музыкой, я получила начинающего композитора. Интересная история - студент, про которого я знала, что он играет тяжелый металл в немецкой группе,чемпион Германии по регби, такой здоровый. Я ему рассказала, что мы делаем фильм, и он попробовал написать одну мелодию, которая нам понравилась. В итоге, он написал всю музыку к фильму. И по-моему, она очень математическая, все наши математики согласны.



- По какому принципу вы отбирали математиков?
- Мне хотелось что-то сделать про математику. И я придумала эту структуру с органами чувств. Я решила играть с ними. Идея была такая - вы математики, а мы - обычные люди, пожалуйста, спуститесь на землю и объясните нам на пальцах хоть примерно что вы сейчас делаете. То есть такая простая, немножко наглая идея была.

Математика - это высокоразвитый язык, который нужно очень долго учить, прежде чем понять. Понятно, что математика везде используется, но я не хотела снимать фильм про прикладную математику, она и так везде. Мне интересно было понять, что делают люди, которые на переднем фронте находятся, какие сейчас задачи стоят перед абстрактной математикой, что может быть придет потом в народное хозяйство. И я придумала эту идею с органами чувств, чтобы каждый математик, опираясь на орган чувств хотя бы чуть-чуть, немножко дал почувствовать, что происходит.

Например, спрашивают - почему Анатолий Фоменко? Он известен своими картинами, которые оказали большое влияние на поколение математиков, потому что это не просто абстрактные картины, они действительно для него объясняют образы, что происходит, некие структуры. И это здорово, это уникальное явление. Я знаю, что поколения математиков выросли на этих иллюстрациях к книжкам, которые он делал.

Максим Концевич. Последняя глава в моем фильме. вы знаете, математики, которые знали, что я с ним встречалась, просили показать материалы отснятые с ним, просили рассказать о чем мы беседовали... У меня такое ощущение, что все готовы рыться в его мусорном баке, смотреть отрывки каких-то его записок, потому что он "Моцарт" математики, и он действительно определяет направление того, что происходит дальше. Его авторитет просто невероятный в этом мире.



- А как Вы с мужем познакомились?
- Я работала ведущей программы "Времечко", параллельно училась во ВГИКе, и снимала репортажи. В Германию я приезжала каждый год чтобы продлить разрешение на работу, визу и так далее. И в один из этих приездов я пришла в гости к своей знакомой, достаточно дальней, на день рождения. Я пришла со своим старым другом, у меня с ним никакого романа не было, просто мой друг, он театральный режиссер. И он заинтересовал всех гостей: как дела, как вас зовут, что вы делаете? Мой друг говорит - я театральный режиссер. И тут 20 человек говорят - ой как хорошо, а мы актрисы! И все, Николай был занят актрисами и единственный, кто был не актриса, это Кристав, который сидел в углу. Он и стал моим мужем.

- А кем он тогда был?
- Он по профессии архитектор, но то что он делает, это называется наверное английским словом civil engineering. У нас, наверное, ближе к градостроительству, то есть он не строит дома, занимается глобальными проектами, планированием городов. Он говорит - когда ты делаешь фильм, он заканчивается. Работы можно показать и посмотреть, а то что делает он - развитие городов, как понять, что стало лучше, что хуже? Это такая вещь, которую трудно потом оценить.

- Это уже не первый ваш фильм, и конечно можно смотреть на это прогрессивно, от фильма к фильму режиссеры развиваются. Вы говорили много о том, благодаря кому этот фильм сложился, операторская работа, композитор, какая ваша заслуга как режиссера? И второй маленький вопрос - по-русски фильм называется «Чувственная математика» а в английском Colors of math, чем определялся выбор названия в русском и в английском?
- Спасибо большое за вопросы, расскажу, в чем моя заслуга, чем для меня это дорого, не только красивой камерой. Когда мы видим этих математиков, когда они думают в кадре, когда люди, не стесняясь камеры, начинают вслух размышлять о самом сокровенном, что у них есть - о своей науке - это дорогого стоит. Это совершенно для меня сакральное, и я сама на это могу смотреть бесконечно долго, мне это интересно. Когда человек думает - это творчество, и мы свидетели.

В этом фильме я для себя сделала табу, я не хотела снимать, как они живут, как чистят зубы, нет быта, а это тоже сложно. Я пыталась оставить их, науку, страсть. И нужно было оставаться на этом очень тонком лезвии, чтобы с одной стороны слова не произносились пугающие, если они начнут говорить этими терминами математическими, это просто будет смешно. Но в то же время не опускаться до адаптации. Видимо в этом и была моя задача.



«Чувственная математика» - хорошо работающее название. Изначально был заказ от Нью-йоркского университета сделать короткий фильм для них, 20ти минутный, у меня был контракт, используя этот фильм у меня есть права на материал. Я сделала для них короткий фильм, и сделала часовой. Немецкие математики сами увидели трейлер, сами ко мне обратились, попросили показать им и сказали что они готовы сами даже перевести и дать деньги, чтобы сделать немецкие титры и мне самой интересно, что получится.

- Куплен ли фильм телевидением, российским?
- Телеканал 24-doc - главный мой партнер, и мы первый раз выходим в прокат, по телевизору он будет показан с 24-doc несомненно, но попозже.

Три правила Екатерины Еременко по мнению редакции LiveJournal
1. Если все плохо - смени курс.
2. Иди за волшебством, а жизнь сама все придумает.
3. Не кормите людей облегченной пищей, они действительно не такие тупые, как принято думать.
Встреча устроена при содействии телеканала документального кино 24-doc

Previous post Next post
Up