Для начала немного статистики:
Впечатляет, не правда ли? Массовое распространение домашнего и мобильного доступа в Интернет привело к тому, что дети стали проводить все больше времени в Сети, а для некоторых компьютер стал единственным другом. Однако бесконтрольное использование современных информационных технологий детьми и подростками сопряжено с определенными рисками, которые не всегда очевидны для взрослых.
Российские дети уступают один год своим европейским сверстникам по времени первого выхода в Интернет.
Впервые юные россияне открывают для себя Мировую паутину в 10-летнем возрасте, в то время как в Европе средний возраст - девять лет. Об этом свидетельствуют результаты международного исследования
«Дети онлайн». Однако, несмотря на некоторое «опоздание», наши школьники пользуются сетью более активно.
Более четверти детей
проводят в Сети от 7 до 14 часов в неделю, или около 1-2 часов в день. В то же время каждый пятый ребенок находится в Интернете более 21 часа в неделю. Казалось бы, в этом нет ничего удивительного: российские подростки крайне общительны и дружелюбны в интернет-пространстве. Более 80% молодых людей имеет профиль в социальной сети, и у каждого шестого более 100 друзей, а 4% детей имеют более 300 друзей в социальной сети. Среди европейских детей 29% имеют от 100 до 300 и более друзей в социальных сетях. Дети играют в онлайн-игры, переписываются с помощью электронной почты, находят информацию, необходимую для учебы и т.д. Однако не случайно администрация популярного Livejournal, в народе просто - «жежешечки»,
запретила пользоваться сервисом детям младше 13 лет. Половина детей знакомятся в Интернете с новыми людьми, а 40% впоследствии начинают встречаться лично с интернет-знакомыми.… Хорошо это или не очень?
По мнению экспертов, дети, использующие Интернет самостоятельно и без подготовки, подвергают себя в Сети большему риску. Среди распространенных интернет-угроз -
доступ к информации сексуального характера (по данным исследования, 40% детей сталкиваются с порнографией в Сети), а также преследование со стороны интернет-хулиганов (т.н. кибербуллинг).
К сожалению, около трети российских подростков за последний год осуществляли нападки на других пользователей в Интернете, причем о подобном поведении своих детей знают менее 10% родителей. В российских школах нередки случаи, когда реальные издевательства снимались на видео, а потом публиковались в Сети. В свете последних событий в Москве можно отметить и еще одно свойство Сети:
она является эффективным средством мобилизации молодых людей для проведения тех или иных акций, отнюдь не мирного характера.
_____________________________
Именно потому, что о проблемах «детей Интернета» нужно знать взрослым, мы поддержали
круглый стол «Дети в Интернете: Россия, Европа, мир»,, который был организован 15 декабря в РИА Новости Федеральным институтом развития образования Министерства образования и науки, факультетом психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и
Фондом Развития Интернет совместно с «КОМСТАР-ОТС». Здесь были представлены первые результаты масштабного международного исследования «Дети онлайн» .
Михаил Ширшов, заместитель директора по маркетингу на массовом рынке "КОМСТАР-ОТС"
Участники дискуссии сформулировали и обсудили актуальные проблемы социализации и безопасности подрастающего цифрового поколения в развивающемся информационном обществе России в сопоставлении с Европой: что дети делают в сети, для каких целей они используют Интернет, с кем общаются? Каковы различия в пользовании Интернетом у российских и европейских школьников? Можем ли мы оградить своих детей от различных сетевых угроз и сделать их пользование Интернетом более безопасным? Каким вырастет современное цифровое поколение?
Олег Чутов, директор Департамента научно-технического и стратегического развития отрасли Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Ирина Бережнова, начальник Управления по связям с общественностью ОАО МГТС
Такое глобальное исследование впервые проводилось в России по единой методике с Евросоюзом в рамках программы Европейской комиссии «Безопасный Интернет». В Российской Федерации исследование охватило более тысячи пар «ребенок-родитель» в 11 регионах страны.
Александр Асмолов, директор Федерального института развития образования МОН РФ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор
Более подробно с некоторыми данные исследования можно ознакомиться в тут:
Видео с круглого стола
You can watch this video on www.livejournal.com
Часть 2Часть 3Часть 4 Основной вывод напрашивается сам собой: социальная задача провайдера состоит не только в том, чтобы обеспечить качественный доступ в Интернет всем желающим, но также в том, чтобы дать такие инструменты добровольной защиты, как сервис родительского контроля, антивирус, антиспам, и научить ими пользоваться. Однако как бы совершенны ни были технологии, ответственности родителей и педагогов за развитие молодого поколения в «цифровом обществе» пока никто не отменял. Поэтому большую роль приобретает информационно-просветительская работа по формированию культуры безопасного использования Интернета детьми (например, посредством таких конкурсов, как
«Интернешка») и развитие ресурсов позитивного (образовательного, познавательного, семейного развлекательного) контента в Сети (например,
проект «Учи математику»).