О советском образовании - оригинально и нестандартно!

Jun 03, 2015 09:31

Прямо-таки блещет нестандартностью и оригинальностью вот этот пост, доказывающий, что советское образование "не было лучшим в мире", "как думают все" (кто - все?) И в самом деле: учителя были обыкновенные, учебники - серенькие, система - обычной прусской. А что в нем было "хорошего"? На протяжении всего "оригинального" поста автор доказывает: система ТОТАЛИТАРНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ. Как во всем государстве! Все эти люди почему-то, в отличие от меня, жили в каком-то страшном государстве, где даже дышать было нельзя без разрешения партии, родителей прямо могли чуть ли не посадить и уж точно уволить с работы за неуспеваемость ребенка, и как выразился один из комментаторов, "школа убивала лучших учеников, а вузы их добивали".

Я-то вот помню страну, где всем было на все плевать, и где как раз резко не хватало хоть какого-то принуждения, делать можно было все, что угодно. А сейчас я живу как раз в довольно страшненьком государстве ФРГ, где родители должны обеспечить явку ребенка в школу под угрозой штрафа или тюрьмы; родителей вообще никто не спрашивает особо - всем управляет государство и чиновники, в том числе - судьбой твоего ребенка. При этом эта судьба вовсе не гарантирована, ребенок не сможет автоматически попасть хотя бы в аналог ПТУ, если плохо учится - а обречен на социальную смерть, если ты не будешь зубами выгрызать и биться за его место под солнцем. Именно на социальную смерть, о которой понятия не имеют те, кто с пафосом пишет о том, как "советская школа убивала". Они не поймут, почему в Германии школьники в 5-6-м классах нередко к концу года падают в обмороки, попадают в психиатрические лечебницы - от дикого страха, что не справились, и что их вышвырнут из школы в низшую ступень. А в низшей ступени многие заранее знают, что жить им придется на пособие, а работать и получать профессиональное образование - как получится.

Ну ладно, им нравится думать, что они жили "при диктатуре" и при "тоталитарном принуждении" - пусть продолжают так думать. Оставляю это на их совести.
Поговорим о "лучшей" или "нелучшей" системе. Во-первых, я лично не знаю, была ли советская система "лучшей в мире". Вполне возможно, в какой-нибудь стране система образования была (или есть) лучше. Я не занималась такими сравнениями.
Во-вторых, безусловно, недостатков в советской системе образования было много, очень много. По сравнению с идеальной фантастической моделью - это даже прямо ад какой-то. К сожалению, мы живем в реальном мире, и та идеальная фантастическая модель пока еще нигде не была осуществлена.

А вот что на самом деле, реально отличало советскую систему образования? Нет, это не "тоталитарное принуждение". И то, что в ней было хорошего - это программа.
Как когда-то писал С.Г. Кара-Мурза, советская программа образования на любом уровне была системной. Малышу в детском саду на его уровне давали полную картину мира - природы, общества, обо всем понемножку, чтобы формировалось общее, системное представление о мире. Более сложная картина создавалась в начальной школе, еще сложнее - в старшей, и даже в вузах на первых курсах давали разнообразные предметы именно для создания общего кругозора.
Второе качество советской учебной программы - это ее научность. Это и упор на точные и естественные науки - математику, физику, химию, биологию. И в гуманитарных науках - опять же система, создание костяка представлений о русской литературе или об истории - на который уже можно было нанизывать знания фактов, у кого получше, у кого похуже. Основа советской программы - научное, но не религиозное мировоззрение.
Третье качество советской системы образования, которое мне представляется позитивным - это ее массовость и равенство. Тоталитарная система, ничего не скажешь! Вот именно то, что каждая продавщица и каждый милиционер хотя бы на примитивном уровне должен овладеть основами научного мышления. Да, это не удалось - советские граждане совершенно так же. как западные, радостно бросились верить во всякую чушь, как только "разрешили". Да ведь многие после школы начисто и перестают напрягать мозг, а мыслить - это именно напрягать его. Почему так - отдельный вопрос, и это уже относится к недостаткам системы.
Однако была сделана хотя бы попытка. Образование было равным и единым. Каждому ребенку действительно предоставлялись все возможности для роста и дальнейшей карьеры в обществе. Школа старалась уравнивать шансы ребенка из профессорской семьи и из семьи маргиналов-алкашей, заставляя последнего учиться и развиваться. Ничего похожего на чисто классовую систему образования западного общества, где дети строго распределены по социальным стратам и соответствующим школам.

В принципе, я не специалист в вопросах образования и могу делиться только личным опытом. Как и автор обсуждаемого поста.
Но личным опытом поделюсь. Мне есть с чем сравнивать. Это система образования в "лучшей в мире стране", "социальном государстве" ФРГ, с которой столкнулись мои дети. Скажу сразу, что о системе трех ступеней и связанными с этим жуткими, неразрешимыми проблемами я уже писала не раз, сейчас ее слегка смягчают (но очень слегка), поэтому повторяться не буду.
Давайте о программе.

- Однажды я с ужасом обнаружила, что моя девятилетняя дочь искренне уверена, что звезды - это небольшие светящиеся шарики объемом где-то с машину или дом, которые болтаются в небе.
Я еще поделилась этим ужасом в интернете, на что мне, разумеется, ответили, что я как мать, сама несу за все ответственность и обязана была к девяти годам обучить дочь не только чтению, письму и счету, но и физике, биологии и астрономии в полном объеме. Короче, меня облили презрением и заклеймили как мать-кукушку.
  Но простите меня, я-то как раз охотно и часто рассказывала детям что-то о науке, возможно, дочь пропускала это мимо ушей - ее это просто мало интересовало. Но разве это задача родителей - дать детям полную программу образования? Ведь она к этому моменту училась уже в четвертом классе. Неужели в школе нельзя было хотя бы как-то упомянуть о том, что такое звезды?
Но когда действительно учитель должен об этом рассказывать? Предмет - аналог нашего природоведения - в начальной школе у них был раз в неделю. А религия - два раза. Обязательная для всех! В обычной, не церковной, светской школе.
(к слову, даже и религию преподавали крайне несистемно, но это другой вопрос).

- Еще больше меня потрясла программа гимназии. Гимназии, заметим, то есть школы, где дают максимально возможный объем знаний, как бы для лучших. Например, биология. Неделю дети изучают "дерево", потом две недели - корову. Потом месяц "сексуального воспитания" на той же биологии, потом вдруг цветочки и листочки. Потом немножко о клетке. Потом еще что-то об анатомии человека.
Можно представить, что из этого остается в голове - полный ноль.
А как это было у нас? Пятый и часть шестого класса - ботаника, в соответствии с классификацией растений - общая, затем классы растений один за другим. Шестой и седьмой - зоология, опять же, глядя на древо развития живого мира. А это древо, эта схема постоянно висела в кабинете биологии, к ней то и дело обращались, и она невольно запоминалась. Учили все по порядку: простейшие, кишечнополостные, беспозвоночные, хордовые, затем - амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие.
После этого, в восьмом классе приступали к изучению человека, и тут (несколько запоздало) было также и сексуальное воспитание.
В девятом и десятом изучали общую биологию, законы развития, экологию, генетику, на примитивном уровне молекулярную биологию.
Это была советская система. В немецкой же школе системы вообще нет. Правда, в последних классах гимназии (но это уже детки 18-20 лет!) они изучали генетику, общую биологию и т.д. на нашем вузовском уровне, там уже все было серьезно, и претензий у меня нет. Просто советская школа заканчивалась в 17 лет, и вот все эти подробности мы уже учили в вузах - и  только те, чья специальность была связана с биологией.

Но это еще далеко не худший вариант! Это все-таки гимназия. В процессе собственного профессионального образования и общения с местными я с ужасом увидела девочек и мальчиков. которые в 18-19 лет, после окончания средней школы:
- Не знали, что такое клетка. Вообще не знали! У них в школе биологию не проходили или проходили очень плохо. Поэтому они были не в курсе, что живые существа состоят из клеток.
- Если и слышали об этом что-то, то уж точно не знали ничего о строении клетки - что там есть хотя бы ядро, мембраны и цитоплазма.
- Не знали, что такое протон, нейтрон и электрон, не слышали ничего вообще о том, как устроен атом.
- Не могли назвать формулу воды.

И это, товарищи, у них массово.
Впрочем, с химией и физикой вообще все очень, очень мрачно. И у гимназистов тоже. Я, наученная горьким опытом, дома повесила таблицу Менделеева - но это мало помогло. Спрашивала у детей и их друзей химические формулы - ну воду они знают, все-таки гимназисты. А вот формулу поваренной соли случайно назвал только мой сын. Химию проходят года два-три и очень, очень поверхностно. Физику тоже как-то так же, и уровень знаний аналогичный.

Но зато правда у них кое-что очень хорошо преподают: иностранные языки. Впрочем, не все. Только английский. На английском дети спикают свободно. А вот другие языки - испанский, французский, хотя их в школе и учат - на том же уровне, что и у нас. Так ведь английский преподается много лет, четыре часа каждую неделю.
Ведь это самое важное для современного человека! Знать английский! Как иначе служить на рабочем месте Империи Добра, самой лучшей, гуманной и главной стране мира?! Английский, немножко религии, немножко математики (в основном для тех, кто без этого не сможет обойтись в вузе), немножко немецкого. Литературы как предмета нет. Некоторые литературные произведения - по выбору учителя - бессистемно проходят в рамках немецкого языка.

Вот это - чистый личный опыт. Впрочем, у вас есть полное право ничему этому не верить, завопить "она очерняет" и рассказать о том, каким идеально образованным стал лично ваш ребенок в немецкой гимназии. Наверняка так и будет. И еще рассказать, как вас "убивали в советской школе". Я в принципе ничего против не имею - у нас постмодернизм, реальность как таковая давно уже не имеет значения, все субъективно. Я уже даже не вижу смысла рассказывать, потому что - зачем говорить правду, если она имеет ровно такое же значение, как и выдумки и "субъективные ощущения"?
Но все-таки зачем-то рассказываю.
Все сказанное здесь - чистая правда. Я не щажу себя и рассказываю неприглядные вещи о собственных детях. И о том системе, в которой мы живем. Я не могу сделать глобальных выводов, так как не специалист в образовании - хотя есть международные системы оценок, и они тоже о многом говорят и в отношении советской системы образования, и в отношении ФРГ.
Но для себя я выводы сделала.

социализм, общество, СССР, капитализм, Германия

Previous post Next post
Up