Этическая история Доктора Кто.

Jun 01, 2015 15:11

Не знаю почему, но среди моих знакомых этот сериал как раз недавно стал модным. Меня на него подсадила дочь. Вообще-то я мало сериалы смотрю и только фантастику.

Сериал, по-моему, прекрасен. Если отвлечься от неизбежной британско-амерской пропаганды (которой там в общем-то очень немного, и не в ней суть!), получилась очень интересная и глубокая вещь.
Не знаю, рассматривал ли кто-то внутреннюю логику всего сериала как целостного произведения. Хочу попробовать. А ведь это не так-то просто - целостное произведение из восьми сезонов и таким образом, примерно полутора сотен серий (конечно, я говорю только о сериале 2005-го года).



Собственно говоря, там решается проблема, поставленная христианством - "убивать/не убивать", допустимо ли это этически в определенных случаях - или вообще никогда, проблема гуманизма и соотношения его с перманентными в мире военными действиями.

Итак, Доктор-Экклстоун, кстати, мой фаворит среди докторских воплощений. Это в общем-то нормальный такой мужик, работяга, который может абсолютно все починить своей отверткой. Нерефлексирующий и умело заталкивающий внутрь собственные переживания. С уникальной страшненькой улыбочкой.



У него к гуманизму и войне отношение простое. Он на войне был, да и сейчас в общем-то постоянно вынужден сталкиваться с острыми ситуациями. Он по натуре не воин, конечно - но деваться некуда, ответственность давно живущего и могущественного существа перед всем живым.
Экклстоун вообще не очень заморачивается проблемами гуманизма. Он хладнокровно наблюдает за мучительной смертью Кассандры - заслужила (несмотря на то, что Роз умоляет помочь). Он рвется убить пленного далека, потому что это же далек. Нет, он не жесток, не садист, никогда не убивает зря, но - таки-убивает. Если это не зря, если нужно.
Останавливается он лишь в самом конце - перед массовым уничтожением всех далеков и целой планеты. "Трус ты или убийца?" - патетически вопрошает главный далек. И Доктор тут же останавливается. "Я трус!" - решительно говорит он. Целесообразность (ведь у него были причины к этому массовому уничтожению, и все окружающие, обреченные на смерть, его в этом поддержали) - внезапно уступает гуманизму. Он не решается повторить то, что уже сделал однажды на родной планете.
Наверное, как-то похоже вел бы себя любой обычный - но конечно, хороший - человек.

Следующее воплощение - Доктор-Теннант - сформировалось под влиянием Роз. Вообще можно заметить, что Доктор всегда формирует личность под влиянием спутницы - самого близкого человека.
А кто такая Роз? Роз при всей ее симпатичности - обыкновеннейшая, типичная обывательница. С ее представлениями о мире - не дальше собственного носа и следующих пяти минут.
Теннант - прикольный, молодой, рокенрольный тусовщик, с которым Роз весело - это не мрачный немолодой Экклстоун, явно проигрывавший галантному капитану Джеку.



Теннант - страшный индивидуалист. Когда он переживает по поводу близкой смерти - это откровение не о нем, а об Экклстоуне. Когда он говорит "Это ощущается как смерть! Я как личность перестану существовать, на моем месте будет другой" - вдруг остро вспоминается, как легко и бесстрашно погиб предыдущий Доктор, пожертвовав собой ради Роз и успокаивая ее: "У нас, таймлордов, есть такой фокус!" Без всяких жалоб и рефлексии.
Теннант, конечно, тоже жертвует собой. Он тоже спасает человека - но как же он при этом дико ноет! Прямо открытым текстом заявляет, что мол, вы тут такой неважный, никому не нужный человечишко, а я такой ого-го - и ведь придется же теперь вас спасать! И потом устраивает целое шоу - правда, будем справедливы, только для себя самого - из своей смерти.

Так вот, по отношению к гуманизму Теннант резко меняется - именно под влиянием Роз. Это нормальное мнение современного обывателя: убивать нехорошо, убивать плохо, я не хочу об этом даже думать! Теннант под влиянием Роз становится хорошим. Он так и говорит об этом: ты сделала из меня другого человека (гм... ну в общем, понятно) - лучшего. Хорошего.
Он готов убегать, смотреть, как рушится все вокруг - но не убивает. До последнего не убивает. Он наотрез отказывается брать оружие.
Кульминация - его схватка с Мастером. Хуже, чем Мастер, ужаснее, чем Мастер, кажется, уже быть нельзя! Нельзя совершить худших злодеяний. Казалось бы, ну как не убить по крайней мере такое безумное воплощение Зла?
Теннант вообще более решителен, чем Эгглстоун, вот он-то - именно воин по натуре.
И вот со всей своей воинской волей и пылом он отстаивает Принцип Гуманизма - "никого не убивать".
Он не будет убивать Мастера - он прикует его навечно в Тардисе и будет возить с собой.
Он будет причинять Добро, как настоящий воин - непреклонно и без малейших сомнений. Мастеру, правда, удается ускользнуть. "Довел Гитлера до самоубийства".

Следующее воплощение - Доктор-Смит - продолжает ту же линию Теннанта. Смит уже не воин никоим образом. Тихий, прикольный чудак. И это не только образ - со временем он принципиально уходит от любых острых ситуаций вообще.
Жизнь заставляет и вытаскивает его из скорлупы, он вынужден снова и снова вступать в битву - но он прилагает все усилия, чтобы перестать "быть таким плохим". Лейтмотив существования Доктора-Смита - "перестать быть плохим". Возлюбленная упрекает его: ты же назвал себя Доктором, потому что хотел помогать всем разумным - почему же во всей Вселенной тебя боятся и считают великим воином? Это сильно удручает Доктора.



Он стирает у далеков коллективную память о Докторе. Он в итоге как бы перестает существовать.
Он приходит к выводу: любое участие в жизни разумных - неизбежно приводит к тому, что ты становишься плохим. Тебе приходится убивать. Угрожать, наказывать, выгонять. Даже если ты изо всех сил стараешься и не убиваешь вообще никого - все равно вокруг гибнут разумные, и ты в этом как бы виноват. Раз уж ты в этой ситуации вообще оказался.
Даже если солдат ни разу за всю войну не выстрелил и никого не убил - он принадлежит к определенной армии и разделяет ответственность за то, что эта армия делает.
И Доктор уходит от всего и вся. Его спутник отныне - списанный солтаранец, которым Доктор попросту помыкает. Его больше не интересуют люди. Ему не нужны спутники. Он угрюмый отшельник, его нет, забудьте Доктора.
Так все тянется, пока он не встречает Клару.

Доктор-Капальди - следующее воплощение - тоже формируется под влиянием Клары. Не странно ли? Клара молода и красива, а он - стар. "Он доверяет тебе, поэтому и стал таким. Пойми, что внутри он очень стар" - объясняет Кларе мудрая ящерица.  Он не ищет любви и расположения Клары, с ней он может быть самим собой. Угрюмым, аутичным, неприветливым, не любящим объятия, брюзгливым стариком. Ну а какими мы стали бы, если бы прожили тысячи лет?



Восьмой сезон гармонично завершает сериал (кстати, как и первый, он короток, и его очень интересно сравнивать с первым). В расчете на совсем уж идиотов в восьмом сезоне появляется еще одна фигура - Дэнни Пинк, бывший натовский солдат козел, к которому я не испытываю ни малейшей симпатии. Хотя может показаться иначе, Пинк там не только для пропаганды или вообще не для нее - а именно чтобы подчеркнуть и объяснить эволюцию Доктора.
История Дэнни проста - добрый эсэсовец натовский солдат с хорошо развитой почему-то совестью. В Афганистане он убивает ребенка. По этому поводу он переживает и вообще травмирован. Бросает военную карьеру. Идет работать в школу,  где очень ревностно относится к своим обязанностям, обожает детей и ведет себя крайне ответственно. В конце ему предоставляется возможность искупить убийство мальчика.

Дэнни нужен, собственно, только для того, чтобы конкретно напомнить, о чем сериал - о войне, убийстве и гуманизме. О том, что значит быть "хорошим" и "плохим" человеком.
На протяжении восьмого сезона Доктор снова несколько раз задается вопросом - "хороший" он ли "плохой"? Далек говорит, что чувствует в нем ненависть. Ах, а он-то думал, что уже давно избавился от ненависти! Просветлился и стал великим гуманистом. Доктор никак не может понять, удалось ему избавиться от "плохого"? Стал ли он "хорошим" - любит ли он теперь всех и вся безраздельно и безоглядно, ничего не требуя для себя, как гипотетический Бог, изливая свет своей любви на праведных и неправедных, на каждую травинку, на всякую тварь во вселенной?
Нет, черт возьми, в нем осталась ненависть и какая-то еще гадость. "Хороший я человек или плохой?" - мучительно ищет ответа Доктор-Капальди.
Ответ на этот вопрос он получает от возрожденного Мастера.
Я не хороший и не плохой человек, - говорит Доктор. И убивает Мастера. Да, он проигрывает при этом начатую битву Добра со Злом. Ведь Зло - это Мастер, это он убивает, уничтожает и стремится устроить апокалипсис всей вселенной. А Доктор - добро, он не убивает. Он даже Зло не убивает, потому что он Добро!
Так вот, Доктор отказывается от претензии быть "хорошим", быть Воплощением Добра, быть тем самым "богом, изливающим свой свет" и т.д.
Он - нормальный человек. Как все. Он может убивать - если это необходимо. Он не станет убивать зря - но если нужно, не поколеблется. Его не остановит мысль "ах, все же будут считать меня плохим! Меня же все будут бояться!"
То есть Доктор в конце сериала становится именно таким же, как был в его начале. Возвращается диалектически к уже пройденному - на новом уровне. Этот новый уровень - отрефлексирован. Он осознан. Через преодоление обывательского убеждения "ой, нет, убивать нельзя никогда и ни при каких обстоятельствах!"
Но Доктор-Экклстоун, хоть режьте меня, все-таки был гораздо симпатичнее! :)

фильмы

Previous post Next post
Up