Глупость про объективные исторические законы является историческим законом. Вера в закономерность истории прочно поселилась в головах людей, и магически обосновывается интеллектом учёных. С Аристотеля до "демократического процесса" доказывается, что всё совершившееся неизбежно, а будущее предопределено. Доказывается логично, остроумно, бесспорно, «научно». Затем наступает ни в чём не похожее на предсказание будущее - и новые (а порой и те же самые) учёные объясняют нам его закономерности, рисуют новую систему, выступают с новыми предсказаниями. Старые теории выбрасываются на свалку и образуют там «памятники достижений человеческой мысли».
Люди подгоняют историю под современные идеалы - сказать так будет слишком просто. Конечно, история - это инструмент политики, идеологии (и средство заработка). Но идеалы меняются, исчезают вовсе, рождаются новые идеологии - а суть остаётся той же. История расчерчивает прошлое на клеточки, внутри которых помещаются люди. Эта упорядоченная деятельность (недаром среди историков столько немцев) меняется любопытным образом - клеточки раскрашиваются в разные цвета, прогрессивные розовые превращаются в ретроградно-чёрные, белые пленительно голубеют, зелёные и жёлтые краснеют... Не меняется одно - людей засовывают в камеры по Суду и Законам истории, да ещё злорадно объясняют им «действительную разумность» этого вечного заключения.
На страже этой «исторической Бастилии» нет ничего, кроме оков человеческого разума. В жизни нам редко доводится встречать людей, руководствующихся «неизбежностью» реальности. Напротив, приверженцы астрологии, магии чёрных кошек и пустых вёдер, религий и исторического материализма трезвы и осмотрительны (когда трезвы) в своих практических действиях. Изучая прошлое, здравомыслящие люди соглашаются, что Рим мог пасть от кимвров за 500 лет до своего «исторически неизбежного» конца, что победа христианского епископата в бурлящем религиозном котле первых веков есть чистая лотерея, что, исчезни Ленин в 1907 году подо льдом Финского залива - не было бы Октября 1917-го. И всё же в сознание человека успешно внедрена идея ничтожества перед неизбежными историческими процессами. Разрушить «Бастилию исторического фатализма» труднее, чем каменную, но и освободить человека из темницы истории куда важнее.
Читателей, с ужасом ожидающих длинных рассуждений, а также историков, плотоядно потирающих руки в ожидании многостраничного препирательства о фактах, утешим и огорчим. Не будем мелочиться, а прямо выясним место человека в истории.
Кроме природы и физических законов в прошлом, настоящем и будущем у человеческой воли нет ограничений. Человек со временем создаёт новые вещи, но этим только меняет «предметы» на исторической сцене, оставаясь свободным от авторского замысла (если бы такой существовал) персонажем. Исторических законов - нет, закономерностей и необходимостей - нет, «поступательного движения» нет. Человек волен писать историю поперёк страницы, снизу вверх или вообще закрыть, пропить и выбросить тетрадь. Так рождаются Александры, Суллы, Тимуры и Чингис-ханы. Так вырождаются династии, нации и Горбачёвы.
Воля! Вот чего нас лишают. Воля к историческому творчеству - единственное творческое качество человека, и все иные виды творчества лишь тонкие ручейки в этой реке. Нам навязывают «умеренное», «гражданское», «квалифицированное», «цивилизованное» исполнительство. Но человек - не исполнитель истории, он её творец.