Горловое пение. Тува.

Mar 17, 2014 22:46

Горловое пение - оно не для всех.

Звучание его настолько специфично и непривычно для нашего уха, приспособившегося под стройную музыкальность и мелодическую предсказуемость классической и современной музыки, что я часто слышу фразы вроде: «Разве это музыка?».

Да, горловое пение - это искусство. Впрочем, как любой другой вид искусства он не для всех. Одни в музыке предпочитают однообразие мотивов «попсы», другие наслаждаются гладкостью классических оперных голосов и оркестров, третьи любят ритмичное техно и R&B… Сколько людей - столько мнений. Горловое пение необходимо почувствовать, пропустить через себя, его слушают не ушами, а телом.

В этой статье я хочу очень коротко рассказать о стилях и направлениях горлового пения, о разнице между ними. Найти теорию по этому вопросу несложно, но новичку без соответствующего образования легко запутаться в многообразии специфичных музыкальных терминов, в этих бесконечных «обертонах» и «регистрах». Я постараюсь сделать свою статью максимально иллюстративной, продемонстрировать вам как классические варианты горлового пения, так и его современные обработки в сочетании с более привычными для нас инструментами.
Итак, что такое горловое пение и что отличает его от обычного пения?

Любое пение является исполнение музыки голосом. В свою очередь, горловое пение - это особая техника пения с необычной артикуляцией в глотке или гортани, при этом часто оно сопровождается «многоголосым соло» - мы как будто слышим несколько голосов, но при этом поет один человек.

Горловое пение является частью культурного наследия коренных народов Сибири, Монголии, Тибета и некоторых других народов мира. Горловое пение сопровождало не только религиозные обряды, но и охоту, приготовление пищи и многое другое. С его помощью рассказывали эпосы и сказки, защищались от врагов и призывали удачу на охоте.

Каждый народ имеет свой характерный стиль (стили) горлового пения. Они одновременно и похожи и отличаются друг от друга. Одни более мелодичны, другие - прерывистые и жесткие. Я обязательно дам вам возможность послушать их, чтобы вы почувствовали разницу.
Наиболее изученным и известным является тувинское горловое пение. Предлагаю с него и начать.

Тувинское горловое пение носит название «хоомэй» (Хөөмей). Здесь может возникнуть небольшая путаница, потому что хоомэй - это и обобщающее название тувинского горлового пения, и один из пяти стилей этого пения. Чтобы не путаться, предлагаю в качестве обобщающего название использовать другой термин - «хоректээр». Существует множество других певческих приемов, используемых при исполнении горлового пения, но в данном случае, именно хоректэр мы можем принять за основу основ.

Хоректээр - это особый способ звукоизвлечения при исполнении тувинского горлового пения, объединяющий все пять стилей. То есть, какой бы стиль ни исполняли тувинские певцы, они всегда используют хоректээр. В чем же его особенность? Само слово «хоректээр» происходит от тувинского слово «хорек», «грудь». Дословно «хоректээр» означает «петь с опорой на грудь». Таким образом, именно грудная клетка используется в качестве главного источника звука. Не буду вас нагружать многочисленными физиологическими тонкостями, связанными с распределением певческого дыхания или способом смыкания связок. Мы - не музыканты, нам это не нужно. Любопытный факт, если мы заглянем в тувинско-русский словарь, то обнаружим, что слово «хоректээр» почти никогда не употребляется в музыкальном смысле, его первое и основное значение - «повышать голос, ругать кого-то».

Один из исследователей тувинского горлового пения Кыргыс З.К. пишет в своей книге «Тувинское горловое пение. Этномузыковедческое исследование» о том, что хоректээр - это даже не пение, а «скорее инструментальное музицирование, основанное на имитации звуков окружающего мира. Отсюда сакральный смысл этого способа звукоизвлечения, особая глубина и специфика его эстетического восприятия».

Исполнители тувинского горлового пения называются хоомейджи. Итак, перейдем к стилям тувинского горлового пения.

Первый, основной стиль называется «хоомей». Давайте послушаем, как он звучит (сначала я выкладываю пение «без украшений», только голос, чтобы вы уловили тонкости звучания).

Слушать.

Хоомейжи старой закалки любят повторять, что «хоомей - праотец всех других стилей». Большинство исполнителей отдают предпочтение именно хоомею, наиболее музыкальному и певучему стилю. К тому же, наиболее простому в исполнении. Если мы прислушаемся, то поймаем себя на мысли, что звуки хоомея напоминают нам гобой и кларнет.

В героических сказаниях хоомей предстает как прочно вошедшее в жизнь музыкальное явление. Как в индийских фильмах, когда главные герои в самый ответственный момент принимаются танцевать, в тувинских сказаниях герой-богатырь тоже не откажется от возможности исполнить хоомей.

Один из исследователей горлового пения Б.И. Татаринцев пишет: «Дорожное богатырское горловое пения характеризуется однотипными устойчивыми эпитетами «жалобный, заунывный, протяжный»». Исследователь дает один из вариантов лирического сказания о Хан-Хулюке. У его героя после исполнения им подобного пения «тоскующая грудь расширяется, стесненная мысль удлиняется».
Иногда хоомей используют в качестве колыбельной, тогда он называется «опей хоомей».


Прослушать или скачать 60 Коней В Моем Табуне бесплатно на Простоплеер

Очень рекомендую послушать также композицию с женским вокалом:


Прослушать или скачать Sainkho Namtchylak From Me To You бесплатно на Простоплеер

Стиль борбаннадыр
Слушать.

Да, вы совершенно правы, он действительно родственен уже знакомому нам хоомейю. Но несмотря на свою похожесть (поначалу вам все стили будут казаться похожими один на другой), разница все же есть. Во-первых, для стиля борбаннадыр часто характерно ускорение. Во-вторых, прислушайтесь: в стиле хоомей мелодия как бы останавливается на одном тянущемся звуке, а на его фоне уже появляются проблески, интонации. В случае же с борбаннадыром периодически мелодия как бы выбрасывает перекатывающиеся звуки без слов. Еще одной отличительной особенностью борбаннадыра является скачкообразный, волновой ритм.

Давайте послушаем еще несколько композиций
Классическую:


Прослушать или скачать Брат мой, спою барабан бесплатно на Простоплеер

…и более современную:


Прослушать или скачать Конгар-оол Борбаннадыр бесплатно на Простоплеер

Кыргыраа.
Слушать.

Тут вы разницу уловите без труда. Каргыраа обычно переводят как «хрип», это самый низкий вид пения, который сравнивают с карканьем вороны или криком верблюдицы.

У этого стиля выделяют два основных субстиля.

Высокие, светлые и мягкие по звучанию композиции называются «хову каргыраазы» или «степное каргыраа». Звучание протяжное, мягкое, широкое. Исполнителем показаны просторы ровных степей, гор. Периодически поется текстовой зачин.


Прослушать или скачать Степное каргыраа бесплатно на Простоплеер

Основной формой каргыраа является связное пение с четкой логическо-смысловой гласных звуков.

Выделяют также «пещерное кыргыраа» или «даг каргыраа». Как раз его пример представлен выше. Он более суров (хотя кыргыраа сам по себе суров :) ). В нем ощутимы мощь и величие гор, имеет место более плотный носовой тускловатый звук.

Еще один удивительный и красочный стиль (один из моих самых любимых среди тувинских) - сыгыт. Сыгыт переводят и как «свист» и как «плач». Это один из самых сложных и высоких стилей.
Послушайте.

Основная особенность стиля сыгыт, отличающая его от всех остальных стилей, заключается в особой технике звукоизвлечения: корень языка продвинут вперед, опорный звук в основном извлекается вибрацией язычка и его степенью подъема к небу. В стиле сыгыт он является главным органом, управляющим воздушной струей. Поток воздуха, полученный не гортанью, не ложными голосовыми связками, а именно в результате применения приема хоректээр, приводит в вибрирующее колебательное движение язык.

Как я отличу этот стиль, спросите вы. Не буду же я заглядывать в рот певцу, как он там двигает язычком! Очень просто: вы услышите на фоне тихой мелодии резкий, пронзительный звук, похожий на свист. Он называется «обертон». К тому же, пение сыгыт почти всегда осуществляется без слов. Слышите звуки «йо», «йи», «йа»? Это сыгыт.

Здесь это очень хорошо слышно.

Побалуемся наложением техно?


Прослушать или скачать Алаш Тыва сыгыт бесплатно на Простоплеер

Наконец, последний пятый стиль эзенгилээр.
Слушать.

Это сравнительно «молодой» стиль, предполагают, что он сформировался не ранее конца 1 тыс. н.э. на базе стиля сыгыт. Манера эзенгилээр отличается неторопливым распеванием и отчетливым скандированием. Отличительная особенность этого стиля заключается в периодическом выпуске воздуха через нос.

Этот стиль ритмически тесно связан с верховой ездой. Послушайте, напоминает скок коня, правда:
Слушать.

На мой взгляд, наиболее ритмичный и быстрый стиль, хотя очень похожий на борбаннадыр.

***
Стили могут объединяться и смешиваться. В одной композиции могут встретиться два, три или даже больше стилей горлового пения. Помимо этого, у основных стилей выделяют множество подстилей, но это уже тонкости, о которых вы, если интересно, можете почитать в специальной литературе.

Невозможно охватить все тонкости и особенности тувинского горлового пения, да я и не ставила себе такой цели. Надеюсь только, что магия этого чудесного явления затронула вас так же, как меня. А, может, горловое пение для вас так и осталось невнятным гудением и жужжанием - что ж, каждому свое.

Признаюсь честно, тувинское - не самое мое любимое горловое пение. О моем любимом я еще напишу. Я познакомилась и влюбилась в горловое пение на Алтае, в походе. Оно для меня навсегда будет ассоциироваться с теми краями, где горы и озера такой чистоты, что кажется, будто они гудят. Или поют.

Кыргыс З.К. Тувинское горловое пение. Этномузыковедческое исследование
http://www.twirpx.com/file/1337207/
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%B2%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
http://overtone.ru/docs/?content=item&item=26
http://overtone.ru/old/aksenov1.html

горловое пение

Previous post Next post
Up