Originally posted by
maximus101 at
Про женскую красоту в МосковииОписания внешнего вида женщин Московского царства в 16-17 вв. Можно предположить, что обильное использование косметики русские заимствовали от монголов, эту моду принесли на Русь многочисленные выходцы из Золотой Орды после ее крушения в 15 веке.
АДАМ ОЛЕАРИЙ
ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ГОЛШТИНСКОГО ПОСОЛЬСТВА В МОСКОВИЮ И ПЕРСИЮ
«Женщины среднего роста, в общем красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет брови и ресницы.
Марфушенька-душенька из фильма "Морозко", наверно, самый достоверный образ русской женщины 16-17 вв. в отечественном кинематографе.
Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее, чем их делают румяна) - чтобы вид естественной красоты не затмевал искусственной. Нечто подобное произошло в наше время. Знатнейшего вельможи и боярина князя Ивана Борисовича Черкасского супруга, очень красивая лицом, сначала не хотела румяниться. Однако ее стали донимать жены других бояр, зачем она желает относиться с презрением к обычаям и привычкам их страны и позорить других женщин своим образом действий. При помощи мужей своих они добились того, что и этой от природы прекрасной женщине пришлось белиться и румяниться и, так сказать, при ясном солнечном дне зажигать свечу.
Так как беление и румяненье происходят открыто, то жених обыкновенно накануне свадьбы, между другими подарками, присылает своей невесте и ящик с румянами - как об этом будет еще рассказано при описании их обыкновенных свадеб.
Женщины не считают для себя стыдом напиваться и падать рядом с мужчинами. В Нарве я из моего места остановки у Нигоффского дома видел много забавного в этом отношении. Несколько русских женщин как-то пришли на пиршество к своим мужьям, присели вместе с ними и здорово вместе выпивали. Когда, достаточно напившись, мужчины захотели идти домой, женщины воспротивились этому, и хотя им и были за это даны пощечины, все-таки не удалось их побудить встать. Когда теперь, наконец, мужчины упали на землю и заснули, то женщины сели верхом на мужчин и до тех пор угощали друг друга водкою, пока и сами не напились мертвецки.»
CАМУЭЛЬ КОЛЛИНС
НЫНЕШНЕЕ СОСТОЯНИЕ РОССИИ
"Красотою женщины считают они толстоту, juxta illud Italicum (Как и итальянцы (лат.)), Dio mi faccia grassa, io mi faro bella. Дай мне Бог толстоту, а я себе дам красоту.
Румяна их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов и которые состоят из красной охры и испанских белил.
Они чернят свои зубы с тем же намерением, с которым наши женщины носят черные мушки на лице: зубы их портятся от меркуриальных белил, и потому они превращают необходимость в украшение и называют красотой сущее безобразие. Здесь любят низкие лбы и продолговатые глаза и для того стягивают головные уборы так крепко, что после не могут закрыть глаза, так же как наши женщины не могут поднять рук и головы. Русские знают тайну чернить самые белки глаз. Маленькие ножки и стройный стан почитаются безобразием.
Худощавые женщины почитаются нездоровыми, и потому те, которые от природы не склонны к толстоте, предаются всякого рода эпикурейству с намерением растолстеть: лежат целый день в постели пьют Русскую водку (Russian Brandy) (очень способствующую толстоте), потом спят, а потом опять пьют.»
Сейчас черные зубы и пепельно белые лица можно встретить только у японских гейш. В Японию этот образ попал, также как в Монголию, из Китая эпохи Тан. Добавить ей еще красные щеки, и будет настоящая русская красавица 17 века, хотя для красавицы конечно слишком худая)
ЯКОВ РЕЙТЕНФЕЛЬС
СКАЗАНИЯ СВЕТЛЕЙШЕМУ ГЕРЦОГУ ТОСКАНСКОМУ КОЗЬМЕ ТРЕТЬЕМУ О МОСКОВИИ
«Внешний вид женщин несколько более изящен, но лицо у них круглое, губы выдаются вперед и брови всегда подкрашены, да и все лицо разрисовано, ибо они все употребляют притирания. Обыкновение румяниться считается, в силу привычки, столь необходимым, что женщину, не пожелавшую покрасить свое лицо, сочли бы за надменную и стремящуюся отличиться пред другими, ибо она-де дерзко считает себя достаточно красивою и нарядною и без краски и искусственных прикрас. Большинство женщин посвящают поэтому сему пустому занятию много труда, но в возмездие за эту поддельную красоту они, приближаясь к старости, имеют лица, изборожденные морщинами, так сильно они белят и румянят его, некрасивое в естественном своем виде.»
ДНЕВНИК ПУТЕШЕСТВИЯ В МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО
«Женщины в Московии имеют рост стройный и лицо красивое, но врожденную красоту свою искажают излишними румянами; стан у них также не всегда так соразмерен и хорош, как у прочих европеянок, потому что женщины в Московии носят широкое платье, и их тело, нигде не стесняясь убором, разрастается как попало.»
Описание Московии при реляциях гр. Карлейля.1663 г
«Наконец, что особенно достойно замечания, что женщины, будучи вообще от природы красивы и стройны, много румянятся, не допуская возможности без этого быть красивыми. Женщины других наций румянами скрадывают свое безобразие, эти же только портят свою красоту. К тому же румяны, употребляемые ими, столь грубы, что нет нужды быть близко, чтобы их не заметить.»
А.П. Рябушкин. Семья купца в XVII веке. Несомненно, это самое достоверное изображение русской моды 17 века в живописи, сидящая женщина в рогатой кике - эталон русской красоты того времени.
ДЕ ЛА НЕВИЛЛЬ
ЗАПИСКИ О МОСКОВИИ
«Одежда женщин на турецкий манер. Мечтой беднейших из них является иметь головной убор из персидской ткани, более или менее дорогой. Богатые же украшают его драгоценными камнями или жемчугом. Их зимние платья сшиты колоколом, вышиты золотом и оторочены куньим мехом, а летние - из китайской камки. Волосы не видны из-под их уборов. Им очень трудно ходить, из-за обуви, сшитой в виде сандалий и облегающей ступню подобно туфлям. Сумасбродство этих женщин заходит так далеко, что они красят свое лицо, придают ему тон, который им нравится, и выщипывают брови.»
Энтони Дженкинсон. Известия англичан о России ХVI в.
«Муж обязан давать жене краски, так как у русских существует обыкновение краситься; это так обычно между ними, что ни сколько не считается позорным. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски; всего лучше сравнить их с женами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки; брови они раскрашивают в черную краску, под цвет гагата.»
Обычай обильного применение белил, румян и чернения зубов просуществовал в России вплоть до начала 20 века.
Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву.
«Парасковья Денисовна, его новобрачная супруга, бела и румяна. Зубы как уголь. Брови в нитку, чернее сажи.»
Салтыков-Щедрин М.Е. Пошехонская старина.
«Лица их, впрочем, значительно портило употребление белил и румян, а так же совсем черные зубы, в подражание городским купчихам, у которых в то время была такая мода.»
МЭН-ДА БЭЙ-ЛУ
ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ MOHГОЛО-ТАТАР, 1221 г.
«Женщины (монголов) часто мажут лоб желтыми белилами. [Это] является заимствованием старой китайской косметики и до сих пор остается без перемен.... Упомянутые наложницы все ослепительной белизны и красивой наружности.»
В нынешнем отечественном кино достоверно показывать женскую красу русских женщин средних веков не принято по идеологическим и прочим художественным причинам, но татарок и монголок можно, по тем же самым соображениям. Один из лучших примеров тут фильм "Орда", где ханша Тайдула покрыта плотным слоем белил. Правда, и в "Орде" полной достоверности образа монгольской аристократки тоже нет, так как раскраска лица должна быть более яркая, к тому же любимая жена ордынского хана Узбека не могла быть такой худой, монголы, также как и русские, любили прежде всего женщин дородных.
Рыжков Н.О. Географический очерк Сызранского уезда, 1926 г.
«Татарки густо мажут лицо белилами, румянами, сурьмят брови и ресницы и чернят зубы.»
"Народы Сибири". Этнографические очерки, изд-во АН СССР, Москва - Ленинград, 1956
«Женщины (татарские) употребляли белила и румяна. От бухарцев было заимствовано окрашивание ногтей в желтый цвет (мятой гвоздикой) или в красный (свежими листьями бальзамина), было распространено чернение зубов.»
Найманская ханша Гурбесу, ставшая женой Чингисхана, являет наиболее достоверный монгольский макияж, фильм "Тайна Чингисхана".
В голливудском кино образ монгольских аристократок раскрывает королева Амидала из "Звездных войн".
Другие посты о таинственной стране Московии:
Древнерусская камасутра Про рабство на Руси Загадочный некрополь московских царей