После возвращения с Кольского полуострова практически сразу возник вопрос: «А что дальше? Куда мы поедем в следующий раз?»
Ответов на эти вопросы набралось достаточно много, большей частью все выдвинутые идеи легко могли бы иметь своим девизом фразу «слабоумие и отвага», но на одной из них мы решили остановить свое внимание более подробно и перейти к реализации.
Мы решили поехать на Алтай. И тут естественно возникло пару сложностей:
Во-первых, Алтай для нас совсем незнакомый регион: ни про климат, ни про людей, ни про зверей да, в общем, ни про что, кроме того, что там горы и красиво мы ничего толком не знали.
Во-вторых, Алтай далеко, а это значит, что на поезде туда ехать долго, что при отпуске в 2 недели не приемлемо, а на самолете - дорого и с велосипедом никто из нас не летал.
Желание ехать крепко засело в голове, и к концу осени 2014 я набросал примерный вариант маршрута, основываясь на прочтенных к тому моменту отчетах. Дело осталось за малым…
Итак. В этот раз сборы в поход были сильно растянуты и в высшей степени сумбурны. Ехать мы решили в сентябре. Полемика о том стоит или не стоит ехать на Алтай осенью разрешилась после первого же запроса в Google: «Алтай осенью» и буквально вторая ссылка утверждала, что ехать, конечно, стоит! Дальше читать не стали. Окончательно решившись ехать, первым делом мы разобрались с вопросом транспорта и заранее купили авиа билеты, в надежде, что они будут подешевле… Но не тут-то было, билеты до Горно-Алтайска в обе стороны стоили нам дороже чем в Барселону, хотя мы с Сурком покупали их в феврале. К началу апреля билетами обзавелись все участники предстоящего мероприятия, и была проведена отличная встреча в Укулелешной, результатом которой явился кольцевой маршрут с водным участком по Телецкому озеру и горной пешей «радиалкой» к перевалу Каратюрек.
Но после этого вся наша подготовка сильно заморозилась вплоть до второй половины августа. За три недели до отъезда у нас не было ни раскладки, ни понимания того, что еще нужно взять для лагеря, ни договоренностей о катере, который мог бы нас провезти по озеру и самое главное ни один из велосипедов не был на 100% готов к выезду. За пару недель до отъезда Я и Сур собрались у Санька, чтобы решить, как быть с его багажником, который не очень-то хотел вставать на положенное ему место: стойки которые держат багажник от продольных перемещений не хотели вставать на предусмотренное для них крепление в раме. Проблему решили при помощи дрели и удлиненного болта для подседельного эксцентрика. За неделю до отъезда в сокольниках собрал себе новое переднее колесо, старую втулку клинило так, что держа одной рукой за ось, второй мне не удавалось ее провернуть. Пень отдал свой вел в мастерскую, для настройки, где ему сообщили, что было бы неплохо перебрать вилку, Сур поменял монетки, Саня активно занимался закупкой болтов крепления багажника, модернизацией рулевой сумки.
02.09.16 Все выдвинулись в аэропорт. Несмотря на весь сумбур, сопровождавший сборы и дикую нехватку времени общими усилиями мы разрешили все стоящие перед нами вопросы кроме одного - перевоз велосипеда в самолете. Каждый велосипед был разобран и упакован, но у нас оставались опасения, что упакованные велики не пройдут по габаритам и тогда перевозка их туда обратно обойдется нам в 10 000 чего очень не хотелось. В аэропорту мы еще раз все взвесили, немного перепаковали шмотки и обмотали все стрейч пленкой, получилось неплохо. Успешно прошли регистрацию на рейс доплатив только за дополнительное место багажа и отправились выпить по пиву в ожидании вылета. Приключение началось!
Посадка в самолет началась как положено, мы прошли в автобус, и поехали по взлетному полю, меня не покидало ощущение какой-то нереальности происходящего - мы летим на Алтай как так, я 5 часов назад еще сидел в офисе и вот мы уже едем к самолету. Но немного покружив по взлетному полю автобус, вернулся обратно к терминалу, и минут через 20 нам сказали, что рейс задержан по техническим причинам. Это нас совсем не обрадовало, не только по тому, что совсем не хотелось торчать в аэропорту лишнее время, но еще и потому, что в первый же день была намечена дистанция в 80км, которую мы надеялись преодолеть засветло. В итоге вылет отложили на 3 часа.
В Горно-Алтайск мы прилетели, мягко говоря, не выспавшимися и сильно позже, чем хотелось бы. Получив свой багаж, мы разместились прямо у входа в аэропорт под большой елью и приступили к сборке велосипедов. Сразу же были обнаружены недостатки упаковки велосипедов: у Пня ось колеса промяла раму, и был погнут петух, у Сурка погнулась лапка переключателя. Часа за полтора сборка велосипедов четырьмя сомнамбулами была завершена и, сделав памятные снимки, мы выдвинулись в сторону города, где нам предстояло купить еду на первые 2 дня.
В городе остановились у пельменной, устроили себе завтрак/обед, купили газ, Сур оценил авто местных представителей дрифт культуры. На выезде из города остановились сфотографироваться у знака. К нам подошли местные ребята, сфотографировали нас, а потом попросили сфотографироваться вместе с нами.
Пейзаж постепенно менялся, сопки вокруг становились все ближе и выше. Дорога потихоньку шла в горку. Хотелось сфотографировать все вокруг - лошадей, которые паслись на лугах, раскинувшихся вдоль рек, мелодично позвякивая колокольчиками, деревушки и пасеки, укрывшиеся в ложбинах между холмов, скальные выходы, прорывающиеся через желтеющий ковер травы, на котором словно в парке на газоне были рассажены невысокие березки.
Довольно резво мы проехали около 30 км от города, но к этому моменту солнце уже начало цепляться за окружающие холмы, и когда мы въезжали в тень, становилось достаточно холодно, часам к шести решили остановиться на полдник и заодно утеплиться.
Пополдничав борщом, чаем с «самолетным» печеньем, достав все возможные фонари, мы двинулись дальше. Дорога стала сильнее петлять и пошла круче в гору, мы приближались к нашему первому перевалу.
Освещая путь фонарями, мы медленно ползли в гору полу пешком полу верхом, начала сказываться усталость. Забрались на перевал перед деревней Сухой Карасук, стояли, смотрели на небо, над нами горело бесчисленное количество звезд! Отдышавшись и зарядившись восхитительным видом решили ехать вниз и ночевать где-то в конце спуска. На спуске очень помог фонарь в 2400 люмен, можно было ехать почти как днем, не сильно притормаживая. Проехали Паспаул и остановились на берегу реки на ночевку, костер, горячий ужин, немного водки и, традиционный по прошлому Кольскому путешествию, меновазиновый ритуал. Крепкий сон.
04.09.16
Встали в шесть по будильнику, на улице зябко. Позавтракали овсянкой, собрались и отправились дальше. Дорога петляла среди небольших сопок, покрытых начинающими желтеть деревьями. Проезжающие мимо машины сигналили, а пассажиры махали руками в знак одобрения. Примерно через час добрались до деревни Чоя, где Пень безуспешно пытался купить себе местную симку, в магазине ему сказали, что, скорее всего, можно будет купить только в одном из поселков у Телецкого.
Купили в магазине воды и покатили дальше. На выезде из Чои по обочинам стоят знаки, предупреждающие о клещах. В какой-то момент дорога немного испортилась, в связи с проводимыми ремонтными работами. Остановились на обед у живописной осыпи, на которую слеталось бесчисленное количество божьих коровок. Как только кто-то из нас выходил из тени на солнце, на него тут же садилось штук 10 «коровок» и если в тень не спрятаться, то с каждым мгновеньем их становилось все больше и больше, настолько, что, лично мне, становилось даже как-то не по себе. Никогда бы не подумал, что божьих коровок может быть столько в одном месте, и что меня это будет напрягать.
После обеда дорога поползла в гору, мы приближались к нашему второму перевалу. Тут с нами решил сыграть злую шутку навигатор. По всей видимости у него есть какая-то рассинхронизация между высотой, указанной на карте, и той, которую он определяет по спутнику. На одном из поворотов перед вершиной перевала, уже знатно измотавшись этим подъемом, мы остановились, чтобы немного передохнуть, глотнуть адаптона и посмотреть, сколько нам еще осталось ползти вверх. Навигатор утверждал, что до вершины подъема осталось буквально несколько метров вверх и метров 200 по дороге и что вот уже буквально за поворотом наши усилия будут вознаграждены. Каково же было наше разочарование когда, повернув, мы обнаружили продолжение подъема и еще минут 20 толкали велики в верх пешком.
Отдышались на перевале и полетели вниз к реке Бия. Приятный асфальтовый спуск, скорость под 60км/ч, пару раз было страшновато тормозить перед поворотами. Ротор переднего тормоза начинает гудеть. Добрались до моста через Бию.
Солнце уже начинало клониться к закату, пофотографировали реку, поболтали с рыбаком, он сказал, что дальше дорога почти ровная, без горок. Поехали дальше. В районе реки Тулой встали на полдник. После полдника оделись теплее, достали фонари и продолжили свой путь. Минут через 30-40 совсем стемнело, над нами опять зажглось бескрайнее звездное небо. Дорога с длинными прямиками с небольшим набором высоты, едем парами, на подъезде к Кебезень уже все подустали, думаем о том, где вставать на ночь, но подходящих мест нет. Медленно продвигаемся к точке плановой ночевки на берегу Бии примерно в 7км от Артыбаш. Позади уже больше 90 км за этот день, мимо проехала машина, из которой нас подбодрили веселым криком: «Парни, поднажмите, до Телецкого совсем не далеко!» Дружно посмеялись над этим «поднажмите» и «не далеко» поскольку в этот момент «поднажимали» мы уже достаточно долго и во всю силу, хотя по скорости этого было и не сказать. Последние усилия по поиску стоянки и вот мы ужинаем под звездами на заливном лугу в пойме Бии. Проехали за день больше 100 км, наверстали отставание, вызванное задержкой рейса. Меновазин, сон.
05.09.16
Встали по будильнику. За ночь все покрылось обильной росой, солнце еще не успело выглянуть из-за гор, от чего было достаточно зябко, пока готовили завтрак и собирались, оно поднялось выше, разогнало легкий утренний туман и потихоньку начало греть.
На дорогу выбрались в начале девятого и уже минут через 30 были на месте, где нас должны были встретить и проводить к катеру. Поскольку приехали сильно заранее, Сер предпринял попытку купить «местную» симку на другом берегу Бии, я составил ему компанию.
Пока мы с Пнем гоняли за симкой, к Сане и Сурку подошли автостоперы, которые рассказали о своем разговоре с каким-то местным мужиком, он крайне не советовал им попадать в Улаган, мол, там живут «ортодоксальные» Алтайцы от которых ничего хорошего ждать не приходится. Сур сверился с картой… Улагана нам было никак не избежать. С этой мыслью мы отправились к катеру.
Погрузились на катер, поехали. От легкого покачивания на волнах Телецкого озера нас немного разморило, так в полудреме любуясь красотами озера под рассказы экскурсовода о самородках золота размером с голову тельца, снежных барсов на Абаканском хребте, яблоневых садах и вообще о жизни заповедника, мы добрались до водопада Корбу.
Место туристическое и не смотря на конец сезона достаточно многолюдное, о том, что там творится в разгар сезона, даже не хочется думать. Прогулялись у водопада, а на обратной дороге к катеру заглянули в небольшую кафешку, где очень вкусно пообедали ухой чебуреками и кедровкой.
Примерно через час катер довез нас до другого конца озера. Мы выгрузились на длинный песчаный пляж и перебрались в тенек низких березок. Тепло, пляж, солнце, выпитая на обед кедровка и потрясающие виды сопок вокруг Телецкого озера, огромными кошачьими лапами, цепляющимися за кромку воды - нагнали на нас вялость движений и отвлеченность мысли. В итоге сбор велосипедов, и подготовка к продолжению пути растянулась часа на полтора. Пока ковырялись с настройками переключателей, подошла местная тетушка, поинтересовалась - надолго ли мы в долине и сказала, что было бы нам не плохо дня за 2 уйти за перевал, т.к. по приметам погода должна испортиться, и у нас могут быть проблемы.
Поехали дальше, дорога приличная, хотя иногда попадались участки с крупными камнями, ехать по которым было немного грустно. Доехали до деревни Балычка, и решили сходить посмотреть водопад в месте слияния рек Боже и Ачелман. Поднявшись метров на 100 от дороги, нашли ныряющую в кусты тропинку, идущую к водопаду. Велики в одиночестве решили не оставлять и к водопаду сходили по очереди, сначала мы с Сурком потом Саня и Пень. Возвращаясь к велосипедам, я знатно напоролся боком на еловый сук. Оставив Сурка оборонять наших железных коней от местной детворы, поднялся еще метров на 50 к месту слияния рек.
После Балычки пообедали на берегу Чулышмана и продолжили свой путь. На подъезде к мосту через пересыхающее русло Бошкауса у Санька срезало болт крепления седла, хорошо что все болты стандартные! Найдя подходящий по длине крепеж в запасах Сурка починили седло и отправились дальше.
После моста через большой Бошкаус встретили грузовик, водитель которого стрельнул у Пня сигарет, и поинтересовался нашим маршрутом. Узнав, что мы собираемся на Кату-Ярык, предложил нас туда забросить на следующее утро. Сказав, что подумаем, попрощались в водилой и поехали искать место для стоянки, поскольку солнце уже спряталось за горы, стало прохладно, да и хотелось все-таки ставить лагерь по свету.
Место для ночевки нашли просто замечательное - поляна с выходом к реке закрытая полукругом из валунов размером с небольшой дом и укрытая сверху разлапистой чуть подернутой желтизной березой. Стоит отметить, большинство деревьев в долине Чулышмана были нам знакомы: березы, тополя, ели, но большинство из них были непривычно низкими, с толстыми стволами и невероятно ветвистыми. Поужинали. Серега немного поснимал звезды. Меновазин, сон.
,
Часть 2Часть 3 Часть 4