Сегодня органы государственной безопасности России отмечают 100-летие со дня своего рождения. Не каждый день столетие отмечается! Потому «Российская газета» накануне юбилея взяла большое интервью у директора ФСБ России генерала армии Александра Васильевича Бортникова.
Первый вопрос, который ему задали: «А почему вы не ведете отсчет своей истории, как другие министерства и ведомства, например, прокуратура и МВД, с петровских времен - ведь уже тогда существовали и разведка, и контрразведка?»
Бортников ответил, что 100 лет назад разведка/контрразведка была оформлена как целостная система под единым началом, а не как часть другого ведомства.
Генерал сказал также одну очень важную вещь, которую и я всё время стремлюсь донести до людей: следует учитывать исторические условия. То есть смотреть не только на тот или иной поступок того или иного лица, но обращать внимание на контекст - в каких условиях и по какой причине поступок был совершён (в этом предложении я пишу свои мысли, а не пересказываю слова Бортникова, он об этом говорит более развёрнуто, см. интервью целиком по ссылке в конце поста).
В частности же, директор ФСБ объяснил, почему создали ВЧК и почему она была чрезвычайной: «Напомню, что Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете Народных Комиссаров во главе с Ф. Дзержинским создавалась как временный орган с особыми полномочиями в условиях критического положения в стране, начала Гражданской войны и иностранной интервенции, паралича экономики, разгула бандитизма и терроризма, роста числа диверсий, усиления сепаратизма. Как Вы понимаете, чрезвычайность ситуации диктовала необходимость принятия чрезвычайных мер».
Хочу дальше привести некоторые отдельные цитаты из интервью, которые считаю важными, а потом - большую цитату собственно про репрессии:
«Про органы безопасности создано множество мифов, нередко весьма живучих».
«…открещиваться от слова "чекист" - это все равно что предавать забвению поколения наших предшественников».
«Сотрудников органов безопасности нельзя рассматривать в отрыве от общества».
«К сожалению, добываемые данные о конкретном дне нападения [фашистской Германии] на СССР были противоречивы».
«К ноябрю 1942 года германская разведдеятельность в глубоком советском тылу была полностью парализована».
«Несмотря на союзнические отношения во время Второй мировой, к ее окончанию геополитическое и идеологическое противостояние между Великобританией, США и СССР возобновилось. Еще в апреле 1945 года Объединенный штаб планирования британского военного командования начал разработку операции "Немыслимое" по нападению на СССР».
«Старт советской ядерной программы был дан в 1942 году, хотя разработки в этой сфере велись с 1930-х годов».
«В целом, системная работа по борьбе с терроризмом уже начала выстраиваться в КГБ после теракта на мюнхенской Олимпиаде 1972 года».
«В апреле 1995 года была создана ФСБ России».
«Иностранные спецслужбы по-прежнему стремятся проникнуть во все сферы деятельности нашего государства. Естественно, это встречает решительный отпор со стороны контрразведчиков».
«В результате принятых за последние 6 лет мер практически в 10 раз снизилось количество совершаемых в России преступлений террористической направленности. В 2017 году было предотвращено 23 теракта».
«Сейчас в ряду приоритетов - вскрытие "спящих ячеек" террористических и экстремистских организаций, а также противодействие боевикам-одиночкам, атаки которых в последнее время произошли уже во многих государствах».
«…в сфере обеспечения экономической безопасности за 5 лет предотвращено нанесение ущерба государству на сумму более 900 млрд рублей».
«…несмотря ни на что, наше международное сотрудничество развивается достаточно успешно. Сейчас ФСБ России поддерживает официальные контакты с 205 спецслужбами и правоохранительными органами из 104 стран, в том числе с 56 пограничными структурами 48 государств».
«Сейчас в системе ФСБ России функционируют 2 академии, 11 институтов и кадетский корпус. В целом, обучение ведется по 70 направлениям и специальностям».
«В целом, обеспечение безопасности страны - сложный и многогранный процесс. Он требует не только мобилизации сил и средств спецслужб, но и всего госаппарата, а также всестороннего содействия граждан. В противном случае государство не может быть гарантированно защищено от внешних и внутренних угроз, а в кризисной ситуации - от кровавых междоусобных конфликтов и полного разрушения. Так было в период распада Российской империи. То же самое повторилось на сломе советской эпохи».
И обещанная развёрнутая цитата про репрессии:
«Р.Г.: Но все-таки для многих органы ВЧК - ОГПУ - НКВД до сих пор ассоциируются прежде всего с репрессиями 1930-х годов. Неужели сами чекисты не понимали, в чем они участвовали?
Александр Бортников: Вновь обратимся к реалиям тех лет. Версальский мир расценивался странами-победительницами лишь как временная передышка. Планы нападения на СССР разрабатывались ими еще с 20-х годов. Угроза надвигающейся войны требовала от советского государства концентрации всех ресурсов и предельного напряжения сил, скорейшего проведения индустриализации и коллективизации. Но общество еще не оправилось после Гражданской войны и разрухи. Мобилизация проходила очень болезненно. Жесткие методы государства породили неприятие у части советского общества. Даже внутри ОГПУ возник конфликт между председателем Г. Ягодой и его замом С. Мессингом, выступившим в 1931 году вместе с группой единомышленников против массовых арестов.
В органах начались "чистки", которые еще больше усилились после убийства С. Кирова в декабре 1934 года. При малейших подозрениях в "неблагонадежности" квалифицированные сотрудники переводились на периферию, увольнялись или арестовывались. Их место занимали люди без опыта оперативной и следственной работы, но готовые ради карьеры на исполнение любых указаний. С этим отчасти и связаны "перегибы" в работе ОГПУ - НКВД на местах.
Всего в 1933 - 1939 годах репрессиям подверглись 22 618 чекистов, в том числе первые советские контрразведчики А. Артузов, К. Звонарев и другие. Только в период так называемой ежовщины трижды произошло обновление руксостава контрразведывательного отдела Главного управления госбезопасности (ГУГБ) НКВД. В марте 1938 года ГУГБ было и вовсе ликвидировано.
Безусловно, среди чекистов, которые, повторюсь, являлись плоть от плоти сложившегося в то время общества, были самые разные люди. Это и, к сожалению, приспособленцы, державшиеся принципа "цель оправдывает средства", но в то же время и те, кем двигали бескорыстные идейные мотивы. Последние, даже сами попав под репрессии, в большинстве своем не утратили веры в партию и лично И. Сталина. При Л. Берии часть из них была возвращена в органы безопасности.
Р.Г.: Так была ли реальная доказательственная база у этих "чисток"?
Александр Бортников: Хотя у многих данный период ассоциируется с массовой фабрикацией обвинений, архивные материалы свидетельствуют о наличии объективной стороны в значительной части уголовных дел, в том числе легших в основу известных открытых процессов. Планы сторонников Л. Троцкого по смещению или даже ликвидации И. Сталина и его соратников в руководстве ВКП(б) - отнюдь не выдумка, так же как и связи заговорщиков с иноспецслужбами. Кроме того, большое количество фигурантов тех дел - это представители партноменклатуры и руководства правоохранительных органов, погрязшие в коррупции, чинившие произвол и самосуд.
Вместе с тем я не хочу никого обелять. Конкретные исполнители преступных деяний среди чекистов поименно известны, большая часть из них понесла заслуженное наказание после смещения и расстрела Ежова. Над ними также состоялся суд истории: в периоды массовой реабилитации 1950-х и конца 1980-х годов приговоры по их делам были признаны окончательными и не подлежащими пересмотру.
Массовые политические репрессии закончились после принятия постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР "Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия" от 17 ноября 1938 года. Назначенный на пост наркома внутренних дел Л. Берия восстановил ГУГБ НКВД и провел кадровые "чистки", изгнав карьеристов предыдущих призывов. Повысились требования к качеству следственной работы, что способствовало кратному сокращению приговоров к высшей мере наказания.
Р.Г.: Различные источники называют разные цифры репрессированных. У ФСБ есть точные данные?
Александр Бортников: Еще в конце 1980-х годов была рассекречена справка МВД СССР от 1954 года о количестве осужденных за контрреволюционные и иные особо опасные государственные преступления, в том числе за бандитизм и военный шпионаж, в 1921 - 1953 гг. - 4 060 306 человек. Из них к высшей мере наказания приговорены 642 980, к ссылке и высылке - 765 180. Об этом говорят архивные материалы. Все другие цифры являются дискуссионными».
Источник Очень важным событием считаю то, что о репрессиях и о числе репрессированных сказал именно директор ФСБ. Не Суворов-Резун, не Солженицын, которые писали якобы «правду» о репрессиях. Даже не уважаемый мною историк Виктор Земсков, очень тщательно перепроверивший все данные о репрессиях и назвавший в своих исследованиях примерно такие же цифры, что и Бортников. А официальное государственное лицо Александр Бортников, директор ФСБ. Теперь есть на кого ссылаться в спорах с жертвами перестроечных мифов.
От имени простых (советских) российских граждан поздравляю всех чекистов с большим праздником - со столетием органов государственной безопасности! Спасибо за вашу работу!