Ай вондер вер Гюнтер Вендт

Sep 15, 2015 02:00

или тайная жизнь Гюнтера Вендта

Знаете ли вы, кто закрывал за космонавтами люки космических кораблей Восток, Восход и Союз? Думаю, мало кто знает, кто это был, не говоря уже о том, что это были разные люди. Операция хоть и ответственная, но чисто техническая и не звёздная. Так было в космической программе СССР. Но в программе "Аполлон", как мы уже не раз убедились, всё было не так, всё по-особому, и поэтому мы достоверно знаем человека, который закрывал люки ВСЕХ космических кораблей "Меркурий", "Джемини" и "Аполлон". Но даже те знатоки космоса и программы "Аполлон", кто следит за событиями, не знают некоторые весьма примечательные факты из биографии этого человека. Познакомьтесь со звездой стартовой площадки Гюнтером Вендтом.


Гюнтер Вендт (Guenter Wendt) работал в компаниях McDonnell Aircraft и позже в North American Aviation и руководил процедурами по завершению подготовки стартовых площадок в космическом центре Кеннеди для всех полётов по программам "Меркурий" и "Джемини" (1961-1966) и в пилотируемой фазе программы "Аполлон" (1968-1975). Его официальное звание было "лидер стартовой площадки".

Гюнтер Вендт родился в 1925 году в Берлине. После окончания Второй мировой войны перебрался в США. Работал в НАСА с 1955 года, сразу после получения гражданства США. Несмотря на свое немецкое происхождение, Вендт не принадлежал к "команде фон Брауна", перевезённой в США из Пенемюнде по программе спасения ценных фашистов по программе "Скрепка", и перебрался в США лишь в 1949 г.

Будучи инженером компании McDonnell, Вендт руководил подготовкой стартовой площадки к запускам космических аппаратов на мысе Канаверал во время космических программ "Меркурий" и "Джемини", начиная с полёта шимпанзе Хэм 1961 году. Его стали считать желанным персонажем, приносящим астронавтам удачу; для членов экипажа он всегда был последним человеком, которого они видели перед полётом, уверенным, шутившим с ними и желавшим им успешного полёта, пока он руководил комплексом завершающих процедур непосредственно перед стартом.

У Вендта было право решающего голоса в команде "Белой комнаты" стартовой башни, готовивших запуск и усаживавших членов экипажа, проверявших, чтобы аппаратура космического корабля, переключатели и элементы управления были правильно установлены для запуска, и чтобы люк был закрыт. Никто не имел права ничего трогать без его разрешения.

Вендт говорил: "Нет причин жаловаться, что я недалёкий человек. Просто делайте, как я говорю, и у вас не будет никаких проблем". Однажды, игнорируя мнение Вендта, один упрямый инженер решил лично внести изменение в космический аппарат. Вендт вызвал охрану, чтобы того увели. "Человек из охраны поднялся на лифте и говорит инженеру: "Хочешь, чтобы я надел на тебя наручники или сам пойдёшь?" У инженера отвисла челюсть, но он удалился. Может быть, эта система и не верна, но у меня с ней всё было очень успешно. Если я не могу хорошо работать - я уйду. Я не могу идти на компромисс", - говорил Вендт.


Интересные "производственные отношения" в "самой открытой и публичной", как нас уверяют пропагандисты НАСА, космической программе США. За всё время моей карьеры я ни с чем подобным не сталкивался. Обычно, при трудовых спорах достаточно решающего слова менеджера проекта и нет необходимости вовлекать охрану.

Астронавт Пит Конрад, известный своим чувством юмора, однажды сказал о Вендте: "Легко поладить с Гюнтером. Всё, что вам нужно делать, это соглашаться с ним". Астронавт проекта "Меркурий" Джон Гленн нежно прозвал Вендта "Фюрер стартовой площадки" (из-за его английского с немецким акцентом) за его эффективное, дисциплинированное, но в то же время добродушное руководство командой стартовой площадки. Его строгий подход к контролю за конфигурацией оборудования и приверженность безопасности нашли поддержку у астронавтов и обеспечили ему их уважение.

В январе 1967 года Вендт всё ещё работал в компании McDonnell (которая скоро будет переименована в McDonnell Douglas) и курировал полигон в Титусвилле, штат Флорида. Так как НАСА поменяло подрядчика для программы "Аполлон" на North American Aviation (которая скоро будет переименована в North American Rockwell), он не работал с космическим аппаратом "Аполлон-1", в котором пожар в кабине стал причиной смерти Гаса Гриссома, Эдварда Уайта и Роджера Чаффи. После аварии несколько человек выразили сожаление, что его там не было, как будто он мог бы вовремя выявить фатальную проблему и предотвратить трагедию. Но сам Вендт не верил в это: "... возможно, то, что меня там не было, это рок, потому что я воспринял бы это очень тяжело".

Работая на компанию McDonnell Aircraft Corporation в программах "Меркурий" и "Джемини", Гюнтер успешно имитировал пилотируемые запуски, под камеры закрывая люки космического корабля, а потом, когда все уходили, возвращался (возможно с помощником) и выпускал астронавтов. Но вот при переходе к программе "Аполлон" произошла заминка. Аполлон создавала другая фирма - Норт Америкэн Роквелл и, значит, закрывать люк должен был уже её работник. Что же с нашим персонажем, "приносящим астронавтам удачу"?

Дублёр и замена Гриссома в полёте Аполлона-7, ветеран программ "Меркурий" и "Джемини" Уолли Ширра настоял на возвращении Вендта в качестве руководителя команды подготовки стартовой площадки для своего полёта и убедил шефа астронавтов Дика Слейтона, чтобы компания North American приняла его на работу. Ширра, в нарушение всех правил субординации, лично убедил вице-президента и генерального менеджера North American по пусковым операциям Бастиана Хело сдвинуть смену Вендта и перенести её с полуночи на дневное время, чтобы он был начальником стартовой площадки "Аполлона-7".

Практически это означало, что астронавты не желали лететь в космос, если люк будет закрывать кто-то другой. Вот какая была трогательная дружба между американскими астронавтами и говорящим с сильным акцентом немецким эмигрантом. Если Аполлоны летели не на орбиту Земли, а в океан, то действительно, вопрос кто и как закроет/откроет люк имеет жизненно важное значение и понятна обеспокоенность астронавтов этим вопросом.



Справа в очках Гюнтер Вендт

Во время старта "Аполлона-7" член экипажа Донн Айзли, имитируя сильный немецкий акцент Вендта, произнёс в эфир: "Ай вондер вер Гюнтер Вендт." ("Интересно, где же Гюнтер Вендт"). Сам Гюнтер в своей книге "The Unbroken Chain" даёт другую версию. Видя в иллюминатор как вместе с отходящей площадкой удаляется "Белая комната", Донн Айзли выдал, возможно, самую знаменитую фразу жизни своим наилучшим немецким акцентом: "Интересно, куда ушёл Гюнтер?" (I vonder vere Guenter vent?), эксплуатируя игру слов в фамилии Вендт.

Члены экипажей других миссий программы "Аполлон" также разделяли большое уважение и высоко ценили Вендта, и он остался руководителем работ на стартовой площадке в программах "Скайлэб" и "Союз-Аполлон". Он продолжал работать в космическом центре Кеннеди вплоть до первых полётов шаттлов, пока не вышел на пенсию в 1989 году.


Интересно, что журналист Арон Ранен, снявший в 1999 г. по заказу штата Огайо документальный фильм, в котором пытался доказать, что полет Аполлона-11 был реален "Мы там были?" (Did we go?), следуя журналистскому чутью, разыскал во Флориде и взял интервью у героя моего поста http://bigphils.livejournal.com/3546.html

Гюнтер Вендт закрыл за астронавтами люк командного модуля Аполлон-11 (говорит с сильным немецким акцентом): "Я был действительно последним человеком, кто видел астронавтов перед запуском. Когда я отошел, люк был закрыт".

Арон не стал спрашивать, что случилось после того, как люк был закрыт. Как и многие другие, изучавшие программу "Аполлон", Арон Ранен прошёл путь от убеждённого в реальности полётов на Луну до стойкого сторонника идеи их фальсификации. Всё, что вам нужно, это непредвзятый и честный взгляд на проблему.

Как и во всех других аспектах, космическая программа НАСА "Аполлон" и здесь уникальна. Чисто техническая персона распиарена до размера суперзвезды. Как заметил один из исследователей программы "Аполлон" Маркус Аллен, американцы с трудом могут назвать хоть каких-то астронавтов шаттла, но зато у них нет проблем с именами астронавтов Аполлона. Это потому, что шаттл имеет дело с наукой и работой, а "Аполлон" это исключительно пиар.

Ещё один вывод, который мы можем сделать, прослеживая деятельность Вендта в НАСА, это крайне ограниченное число членов команды, посвящённых в фальсификацию. Руководство НАСА решило пойти на необычную операцию перевода сотрудника из одной компании в другую, вместо того, чтобы посвятить в фальсификацию кого-то ещё из "Норт Америкэн Роквелл", который, несомненно был бы более знаком с космическим кораблём Аполлон и которому по логике стоило бы поручить ответственные операции по финальной подготовке корабля к полёту и закрытию люка.

Вообще, крайне сложно точно назвать людей, наверняка посвящённых в фальсификацию. Кроме астронавтов, это был руководитель всех пилотируемых дошаттловских программ Роберт Гилрут и главный конструктор Вернер фон Браун. Также в эту команду мы можем записать главу подразделения по производству ракет у фон Брауна как при Адольфе Гитлере, так и при Д.Ф.Кеннеди, Артура Рудольфа, впоследствии депортированного из США. Ещё один топовый персонаж-фальсификатор это помощник руководителя НАСА по пилотируемым космическим полетам Джордж Мюллер. Видимо, в курсе был и директор полётов Джин Кранц, впоследствии занявшийся поисками пропавшей телеметрии Аполлонов, но так и не нашедший её. И теперь мы познакомились ещё с одним членом команды фальсификаторов Гюнтером Вендтом.

Гюнтер Вендт скончался 3 мая 2010 во Флориде в возрасте 85 лет, унеся с собой в могилу тайну фальсификации пилотируемых полётов в космос в США в 1960-70х годах.

Также читайте:

Гюнтер Вендт, Технологии фальсификации Аполлона

Previous post Next post
Up