Корабли постоят и ложатся на курс. Глава 12. «Скорпион. Послесловие»

Aug 27, 2015 02:00


Эти люди были готовы к бою…



В том, что уже вторая боевая служба подводной лодки прошла без аварий и даже без существенных поломок материальной части, была большая заслуга командира БЧ-5 капитана 2 ранга Валерия Петровича Бобкова. Это был исключительно грамотный инженер-механик и очень ответственный офицер. Он еще на этапе подготовки к выходу на боевую службу смог организовать всестороннюю проверку и необходимый ремонт техники. А в море грамотная эксплуатация и своевременная профилактика работающих механизмов были следствием высокого уровня подготовки всех специалистов электромеханической боевой части.

Но по возвращении в базу после успешного выполнения поставленных лодке боевых задач Валерий Петрович иногда позволял себе «расслабиться». Так было и в этот раз. После всех хлопот, связанных с возвращением, и расхолаживания ядерной энергетической установки «дед» собрал у себя в каюте на плавказарме всех инженеров БЧ-5 и решил отметить успешное завершение похода, а заодно и помянуть погибших подводников американской атомной подводной лодки.

В три часа ночи старпом проснулся в своей каюте от какого-то непонятного шума. Одевшись, он спустился ниже палубой в каюту механика. Там уже «напоминались», и канистра со спиртом была наполовину пуста. Отправив офицеров по своим каютам, реквизировав канистру с остатками содержимого, старпом миролюбиво посоветовал механику отоспаться и с утра (хоть первым автобусом) разрешил убыть в городок к семье, предоставив ему выходной день. На этом и расстались. Старпом пошел к себе в каюту досыпать.

Валерий Петрович почему-то решил не ждать утреннего автобуса и немедленно отправился домой пешком. До городка было всего-то шесть с небольшим километров по тундре. Если решение принято (даже не совсем правильное), оно должно быть выполнено. На севере в это время солнце не заходит за горизонт вообще. Прогулка заняла несколько больше времени, чем обычно, и, видимо, освежила Валерия Петровича. Но не до конца, так как в голову ему пришла еще одна «трезвая» мысль, которую он тут же реализовал. Дойдя до городка, капитан 2 ранга Бобков зашел на телеграф, взял бланк у дежурной телеграфистки и быстро набросал текст. Глаза телеграфистки округлились, как только она начала читать адрес: «Москва. Посольство Соединенных Штатов Америки»… И далее, поскольку передать точное содержание телеграммы не представляется возможным, было написано примерно следующее: прошу передать Президенту Соединенных Штатов и всему американскому народу наше соболезнование по поводу гибели экипажа атомной подводной лодки «Скорпион». И подпись. Телеграмма была принята. Правда, неизвестно, дошла ли она хотя бы до Москвы или нет, но разговор с начальством состоялся в городке. К счастью, без особых последствий: умел Валерий Петрович убеждать оппонентов в правильности и конструктивности своих действий.

Сочувственное отношение к этой трагедии, случившейся в Атлантическом океане с американской атомной подводной лодкой «Скорпион» 21 мая 1968 г., было у всех советских подводников. В экипаже «К-135» соболезнование высказывали открыто, о чем свидетельствует и очень человечный, высоконравственный поступок командира БЧ-5 капитана 2 ранга Бобкова Валерия Петровича. Обаятельный был человек. К сожалению, рано ушел из жизни.

Столь же рано ушли из жизни командир капитан 1 ранга Щеглов Леонид Александрович еще ряд офицеров экипажа, принимавшего подводную лодку «К-135» от промышленности (заказ № 545).

Светлая им память!

“Гангут”, № 66, 2011 г.

Большой пробел, который должен быть, обязательно должен, иначе наших моряков за дураков надо принять - это присутствие в том районе ещё одной нашей лодки - многоцелевой, того же класса, что и “Скорпион”, дизельной или атомной - неважно. Просто не могло наше командование, зная о задании “Скорпиона”, оставить с ним один на один К-135, практически безоружную. Никакой информации, конечно же нет - это только из области здравого смысла. А вот амеры, не буду цитировать (цитаты есть), предъявляли Джонни Уолкеру одно из обвинений в том, что он виноват в потере “Скорпиона”, что его сдача обрекла “Скорпион” на гибель. Тот отнекивался, амеры настаивали только на основании того, что, мол, КГБ этим старшего прапора шантажировало, типа - теперь назад дороги нет. Впрочем, то “шпионские игры”, там сам чёрт ногу сломит.

Как бы там ни было, но интерес ВМФ СССР к Аполлониаде не случаен. Уже третье совпадение по времени и в пространстве. Аполлон-6 - К-135, Аполлон-11 - К-159, Аполлон-13 - К-8. Вкупе с другими, конечно, судами и кораблями. Плюс секретность до сих пор.

Вся проблема в том, что нашим-то как раз никаких инцидентов не надо было. Я считаю, что как раз “Скорпион” поставленную ему задачу выполнил, а вот нашим пришлось уносить ноги и поиски чего-то (Аполлон-6?) сорвались. Возможно, сверхсекретная задача в том и состояла - каким-либо образом сорвать поиски НИСов. Вот и сорвал…

С другой стороны, АПЛ, как утверждают американцы, в момент аварии имела курс противоположный курсу 300° (как установили - не знаю, обломки могли кружиться, но установили), т.е. совершила разворот на 180°. Есть различные объяснения этому маневру, но я бы добавил ещё один - если и была атака нашей подлодки (не К-135, той просто нечем было атаковать), то только в случае разворота “Скорпиона” на боевой курс для атаки какой-то цели (крышки носовых ТА были открыты, кстати).

На трубе даже мультяшку выложили с непонятным взрывом и тиражируют.

image Click to view



Но, повторяю, нашим эта проблема была ни к чему. Косвенно это ещё подтверждается и тем, что приказ смыться ждали из Москвы.

Да и утопить лодку противника и через пару часов об этом рапортовать через дипломатов - очень уж это маловероятно.

Что касается “мести” за К-129, то это растение, липу, и у нас, и у них успешно культивируют. Но “Проект Азориан” (Project Azorian) - интересное название, не правда ли?

Что главное открылось в связи с публикацией в “Гангуте”, так это характер выполнения той “сверхсекретной операции”, до которой ещё Оффли докапывался. Да и дед Вакар в своих мемуарах за год до кончины, независимо от Лаврова, подтвердил, хотя даже не знал, что лодку нашли - это инспекция работ НИСов, вернее методы ее проведения. Инспекция наглая и бесцеремонная, притом в открытую, под перископом. Скорпион лазил среди отряда уверенный в своей безнаказанности по праву сильного. Вот только не знал тот Скорпион, что на него уже кое-кто смотрит с сожалением…

Я вообще считаю, что мемуары Лаврова - откровенный слив информации. Во-первых, написаны они от третьего лица, а во-вторых, таких подробностей нет ни в одной публикации. С подробностями шифрограмм и др., о чём старпом тогда вряд ли мог знать. Это уже явно не им написано.

Как выяснилось позднее, американская подводная лодка «Скорпион» под командованием Ф. Слеттери после учений 6-го американского флота вышла из военно-морской базы Рота (Испания) и следовала в Норфолк. По плану она должна была прибыть туда 27 мая 1968 года. Уже в океане её командир получил приказание отклониться от маршрута перехода и осмотреть район юго-западнее Азорских островов, где находились советские научно-исследовательские суда и советская подводная лодка. Командир американской атомной лодки донес о технических неполадках на борту, но получил повторное приказание изменить маршрут перехода. Так 21 мая 1968 года «Скорпион» оказался в районе проведения работ, в которых участвовали НИС «Лебедев», НИС «Вавилов» и «К-135».

Где и кем выяснилось позднее?  Амеры же утверждают, что приказ получен за 33 минуты до захода в Роту, около полуночи. А уж Слеттери явно тошнило от такой поездки, и даже если и в правду были технические неполадки, то тем более - это только подчёркивает важность задания. Повторно заставили. Невзирая. И если бы только посмотреть, то не упирался бы командир - слежение для ПЛ, в общем-то, рутинная операция. Этим, слежением друг за другом, многоцелевые ПЛы весь свой век занимаются. Было ещё что-то, похуже слежения, и посекретней…

А вот обстоятельства, при которых произошло то, или иное событие - это “да”! Выяснить, что там (впервые!, по словам Бешани) делал отряд советских кораблей - это тоже “да”! Да такое делал, что и лодки не жалко, что дураками лучше прикинутся - и торпеды хреновые, и АБ ни в дугу, и сами себя подстрелили, и нажал Джон-дебил не ту кнопку, и т.п., лишь бы не спрашивали: “А что она там делала? За 500 миль от курса. А русские что там делали?” И потянется ниточка…

По К-8 уже проходили. В смысле - Иван-дурак…

Кроме того публикация в “Гангуте” ставит крест на всём, что по поиску “Скорпиона” написано - я имею ввиду поисковую операцию.
Тупой вопрос возникает - что “Мицар” пять месяцев искал? Под прикрытием поисков “Скорпиона”. А ведь искал же, и нашёл, говорят.

Те фото, что есть в сети, чёрно-белые - это Trieste II (DSV-1) в 1968-м году, и с синькой - Alvin (DSV-2), в 1986-м, о котором Wiki как бы мимоходом сообщает в разделе Exploration of RMS Titanic, как бы “Титаник” искал, да вот мимо проезжал, как бы невзначай. Притом, что во время транспортировки (откуда? куда? зачем? где?) в октябре 1968-го года, очевидно место утопа “Скорпина” посмотреть, Alvin как-то удачно… утонул на глубине 1500 м. Его тот же “Мицар” аж в июне следующего года нашёл, а до того плохая погода была. Потом подняли и восстановили.

А вот когда Trieste II фотографии делал? Wiki и др. пишут, что Триест-2 был доставлен на место после обнаружения лодки “Мицаром”, т.е. после 30-го октября.
А “Гангут” пишет, что
С утра 22 мая на поиски АПЛ «Скорпион» с аэродрома США на острове Лагос было поднято около 30 самолетов, а затем в район прибыли и надводные поисковые силы. Обнаружить место катастрофы удалось довольно быстро. Несколько позднее с батискафа «Триест-2» были сфотографированы останки «Скорпиона» на глубине свыше 3000 м.

Быстро это как быстро? Пять месяцев - это быстро? 22-го подняли 30 шт. самолётов, а поиски начали только 27-го?

Поскольку в соответствии с правилами, установленными для атомных подводных лодок, совершающих переходы в погруженном положении на большой глубине, «Скорпион» должен был соблюдать радиомолчание, командование американских ВМС в течение последующих пяти дней не проявляло особого беспокойства, не получая от лодки никаких радиограмм. Наступило 27 мая, и когда к расчетному времени подводная лодка не прибыла на базу, стало ясно - с ней что то произошло. - Пишут правильные материалы.

Кроме того
надеялись, что лодка затонула на участке с глубиной, меньше расчетной, поскольку запасы продовольствия и воды, а также наличие очищающего воздух оборудования обеспечивали ее экипажу возможность в течение добрых 70 дней ожидать спасения.
Через девять дней командование ВМС объявило лодку «предположительно погибшей».
Огромная армада спасательных судов и самолетов была отозвана на свои базы.

Правильно, нахрен 70 дней искать (а вдруг и в самом деле на мелководье), 9 дней - самый раз. Для поминок. Потому как к пятому июня вся поисковая операция и была завершена. И Триест-2 уже свои снимки сделал. "Гангут" прав - быстро нашли и несколько позднее сфотографировали. Не думаю, что наши это дело без присмотра оставили. А Navy US, как-то стыдливо врёт (…голубой воришка Альхен воровал и стыдился…), что… не знает вообще, кто те фото делал!

Ага, возможно это “Мицар” делал в октябре 1968-го… А там, хрен его знает.
Такой наглости даже наглая Wika не моги. Пишет, что таки Триест.
US Navy photo 1968 of the bow section of Scorpion, by the crew of bathyscaphe Trieste II



А дальше и вовсе кол осиновый “Гангут” забивает

Следственная комиссия под руководством вице-адмирала США Б.Остина завершила свою работу в середине июля 1968 года и сделала следующее заключение: атомоход превысил предельную глубину погружения и затонул «по неизвестной причине».

В середине июля 1968 года! А впереди ещё 4 месяца поисков. Но уже всё ясно. Думаю, что всё ясно было ещё 22-го мая утром, после сообщений дипломатов.

К чему всё это? А к тому, чтобы больше к этому не возвращаться. Учитывая также предыдущий оффтоп - резюме:
  1. О пропаже лодки Правительству США стало известно в течении суток.
  2. Немедленно начатые поиски завершились заключением Следственной комиссии в середине июля.
  3. Под прикрытием поисков USS “Scorpion” (SSN-589) cудно USNS Mizar до 30-го октября 1968-го вело поиск чего-то, о чем сказать нельзя. Возможно, что того же, что и пытался найти отряд советских кораблей.

И уже не так даже интересно, что там и кто искал (останки Аполлона-6, ясен пень), как то, что в 2011-м кто-то слил инфу по “Скорпиону”, слил миф 43-летней давности. Серьёзность публикации и гробовое молчание падких на всякую хрень СМИ только подтверждают сказанное.

P.S. Интересно, что в фильме “Тихие подводные войны”, во второй серии, с 20:20 по 20:36 идёт видеоряд сопровождаемый рассказом о гибели “Скорпиона”. Картинка очень даже соответствует фото “Скорпиона” на дне. На Ю-трубе я ничего похожего не нашёл (может плохо искал, вполне возможно). В фильме использованы материалы фильмофонда ПКБ “Рубин”, в основном.

P.P.S. (BigPhil) На этом рисунке проекция траектории Аполлона-6 на землю (воду). Фазы полёта показаны для построения траектории, а не потому, что они реально произошли в этих точках и произошли ли вообще. Также отмечено место гибели USS Scorpion (и лодка там точно находится).



Расстояние от Скорпиона до ближайшей точки на траектории всего 116 миль.

Для такой недоракеты, какой был Аполлон-6 это почти прямое попадание. Также можно предположить, что сумрачный гений немецкого барона специально направил ракету не по расчётной траектории, но это навряд ли. Скорее пого/шмого, облажались, вот и отклонилась. Ну а при ненормальном полёте и отклонение ненормальное. Но более важно, что место гибели Скорпиона не есть местонахождение КМ Аполлона-6. Близко, но не там. В месте, где лежит Скорпион его точно нашла советская торпеда/взорвалась ак.батарея/взорвалась своя торпеда/случилась другая неприятность. Но в момент этой неприятности советские моряки ещё не нашли КМ Аполлон-6. Значит место гибели Скорпиона это только примерное место падения КМ Аполлон-6, близко, но не совсем.

P.P.P.S. Совпадения 100% и не должно было быть.
Но для таких расстояний - это точно почти прямое попадание.

А то, что изделие Сатурн-5 летело куда попало, так сами же пишут

Преждевременное выключение двигателя № 2 второй ступени произошло из-за разрыва гибкого шланга подачи жидкого водорода
Выключение двигателя № 3 почти сразу после двигателя № 2 было вызвано ошибкой монтажа, в результате которого команда на выключение двигателя № 2 привело к одновременному выключению двигателя № 3.

Это всего лишь одно из тех непотребств, помимо других. На какую-то смену траектории повлияет по любому.

Но и не это главное. Пусть даже по “правильной” траектории летел, так, согласно “правильным материалам” Горза и др., поисковое судно “Mizar” (не “Mizar” нашёл и сделал снимки, да ладно) нашло

Предметы, опознанные как части корпуса подводной лодки США «Скорпион», обнаружены примерно в 400 милях к юго западу от Азорских островов на глубине более 3 тыс. м.
Иначе говоря, всего лишь в 150 милях от точки с координатами, указанными в последней радиограмме.

Радиограмма “последняя” - сущий бардак. Разные источники по разному пишут - от 20-го мая (время не приводится) до 21-го 20:00 (неизвестно, то ли по мск, то ли локальному, то ли вашингтонскому). (Я уж за координаты молчу - по “правильным материалам” лодка вообще из Америки ехала).

Наши же пишут так, что после ухода “Скорпиона” курсом 300° (то бишь курсом на северо-запад-запад)

Была объявлена боевая готовность № 2 подводная, и личный состав начал обед, совмещенный с ужином.
Около 22-х часов подвсплыли на очередной сеанс связи, но в адрес “К-135” ничего не было. Зато радисты спецгруппы записали обрывки радио, предположительно переданного подводной лодкой, контакт с которой был потерян несколько часов назад. Озабоченный командир группы сразу же доложил командиру Щеглову, что он считает перехваченное радиосигналом бедствия.

Если радиоперехват сделан, например, спустя 5 часов после ужина, то лодка от места поисков 30-ти узловым ходом ушла ровно на 150 миль. При шести часах п.х. место ухода лежит точно на траектории А-6. А место утопа ~100 миль по нормали к траектории.

Т. е., по версии “Гангута” совпадение с вышеприведённой картой почти идеальное.

А, значит, НИСы искали Аполлон-6 весьма и весьма близко - имели какие-то более-менее точные сведения о месте “булька”. А после того, как “Mizar” нашёл через пять месяцев останки Аполлона, то сообщение о находке следует читать так

Иначе говоря, всего лишь в 150 милях от точки с координатами гибели “Скорпиона”, указанными “советами”, находился Аполлон-6. В направлении 120°.

Наши же искали, думаю, немного северо-западней.

Окончание см. Корабли постоят и ложатся на курс. Глава 13

visitor, Аполлон-13, ussrnavy, ВМФ СССР

Previous post Next post
Up