Корабли постоят и ложатся на курс. Глава 11. «АПЛ “К-135” или как НИСы “Аполлон” искали»

Aug 24, 2015 02:00


Впервые свет на события полувековой давности проливает настоящая публикация…



В 66-м номере журнала “Гангут” были напечатаны воспоминания капитана 1 ранга в отставке В.Н. Лаврова, бывшего старшего помощника “К-135” (СФ), АПЛ пр. 675 (NATO class Echo-2).

На снимке ниже именно та “К-135”

Немного о самой лодке - это был довольно удачный проект первого поколения АПЛ с крылатыми ракетами. В 1961-1966 гг. их было построено общим числом 29 шт. и прослужили они до 90-х годов без особых проблем. ПЛАРК предназначалась для нанесения ударов ракетами П-6 по боевым кораблям и судам противника при действиях на океанских и морских коммуникациях, а также (при помощи КР П-5М) уничтожения военно-морских баз, портов, промышленных и административных центров противника. ТТХ и вооружение можно посмотреть тут. Отмечу только, что на вооружении пр. 675, помимо ракет, были только торпеды для поражения надводных целей. Это 6 штук малогабаритных торпед самозащиты МГТ-1 и 10 шт. торпед 53-65М с наведением по кильватерному следу. Так, по крайней мере, утверждают справочники. Так что, согласно тем же справочникам, по лодкам стрелять было нечем. Как, впрочем, и незачем.
Так вот,

Весной 1968 г. атомная подводная лодка “К-135” выполняла свою вторую боевую службу, которая была четко разделена на два этапа: первый - выполнение задач непосредственно боевой службы в центральной Атлантике, второй этап - участие в научно-исследовательских работах и испытании гидроакустического комплекса “Керчь” совместно с научно-исследовательскими судами “Петр Лебедев” и “Сергей Вавилов” в районе юго-западнее Азорских островов. При этом подводной лодке разрешалось не соблюдать скрытность и действовать по плану испытаний в подводном и надводном положении.…

“К-135” оставила заданный район и пошла на юг в точку встречи с научно-исследовательскими судами. Естественно, переход осуществлялся в подводном положении…



Подводная лодка, прошедшая под водой половину Атлантического океана, всплыла в нескольких десятках метров от НИС “Вавилов” точно в назначенное время. Свободные от вахты моряки судна и персонал научных лабораторий стояли по борту и приветствовали всплывшую подводную лодку. В эти минуты никто и подумать не мог о том, что предстоящая совместная работа советской атомной подводной лодки с “наукой” вызовет столь живой интерес американского военно-морского командования и приведет к трагедии. …

В течение недели “К-135” отработала по плану научной группы, маневрируя в районе в подводном положении, затем всплыла и встала на бакштов за кормой НИС “Вавилов”, который лежал в дрейфе. Вскоре прилетел НАТОвский самолет. Прошел на малой высоте над группой советских кораблей и улетел.…

Но столь же удивительно начался следующий день - 21 мая 1968 года. Ранним утром в каюту, где отдыхал старпом, без стука влетел научный сотрудник гидроакустической лаборатории НИС “Вавилов”: “Там шумы подводной лодки, атомной!” - выпалил он. Лаврова словно подбросило. Мгновенно натянув брюки и рубашку, он на ходу крикнул старпому “Вавилова”: “Вельбот к трапу!” - и кинулся на верхнюю палубу....

Старпом чертыхнулся и объявил боевую тревогу. Еще не отзвучал ревун боевой тревоги, как на мостик поднялся встревоженный командир. Подводная лодка снялась с бакштова и погрузилась на перископную глубину. Акустики обнаружили шумы, которые уверенно классифицировать пока затруднялись.

Вот-вот. А научный сотрудник задолго до этого всё классифицировал. НИС, однако. А боевую тревогу старпом объявил даже без извещения командира. И это правильно, если срочно надо.
Впрочем, хоть командир был и встревоженный, ничего особого не произошло - “Скорпион” выполнил своё спецзадание и ушёл.
Но сначала немного поигрались

Прошло довольно много времени. Акустики держали контакт, визуально - горизонт был чист. Радисты спецгруппы перехватили радио, переданное открытым текстом. Искажения и пропуски в тексте на английском языке не позволили перевести его полностью, но общий смысл был такой: командир американской атомной подводной лодки, следовавшей из военно-морской базы Рота (Испания), подтверждал получение приказания отклониться от маршрута перехода и осмотреть район юго-западнее Азорских островов, но при этом он докладывал о проблемах в системе всплытия-погружения и просил разрешения продолжить переход по плану. Не известно, каков был ответ, но советская и американская лодки продолжали сближаться.

Вот! Вот он - старший прапор Виски. Открытым текстом при спецзадании! Для радистов спецгруппы открытым текстом.
А ответ был таков, говорят

Представители ВМС заявили еще в 1968 году, что вице-адмирал Шад 20 мая передал сообщение командиру "Скорпиона", которое указывало курс и скорость хода для возвращения субмарины на базу сразу же после окончания выполнения задания.

Может, часовые пояса немного того, ну та ладно, тем более, что в ближайшее время так ничего особенного и не случилось - “Скорпион”, не таясь, под перископом покружил вокруг наших судов, “К-135” это дело даже зафотографировала, до ужина подводные лодки осуществляли взаимное маневрирование, пока

Наконец, американская подводная лодка легла на курс 300° и резко увеличила ход. “К-135” всплыла под перископ. Командир донес на флагманский командный пункт (ФКП) о своих действиях.



Пр. 675 к бою готов! Но надводному, увы…

Казалось, что всё закончилось. Оказалось - только началось.

Около 22-х часов подвсплыли на очередной сеанс связи, но в адрес “К-135” ничего не было. Зато радисты спецгруппы записали обрывки радио, предположительно переданного подводной лодкой, контакт с которой был потерян несколько часов назад. Озабоченный командир группы сразу же доложил командиру Щеглову, что он считает перехваченное радио сигналом бедствия. Поступил доклад от командира БЧ-4 - РТС капитан-лейтенанта В.С.Лукина, что акустики отметили глухой взрыв или гидравлический удар в западном направлении, точный пеленг взять не удалось. Посовещавшись на Главном командном пункте со своими помощниками, командир принял решение немедленно донести в Москву о полученном сигнале бедствия, предполагая, что он передан американской подводной лодкой, с которой накануне имели акустический и визуальный контакт.

Интересных здесь два момента - это вахта “научных сотрудников” на НИСах, об этом ничего не известно, но, во всяком случае (вспомним дальнее обнаружение и классификацию “Скорпиона” в то время, когда акустики нашей АПЛ ещё ничего не слышали), у них-то пеленг поточней был, и, второе - это выход командира АПЛ прямо на Москву, без всяких ФКП.

Москва дала единственно правильный ответ - “Ребяты, шухер, тикаем! Сичас тут такое начинётся…”, т.е., трохи по другому:

В очередной сеанс связи было получено приказание прекратить работы, немедленно покинуть район, соблюдая скрытность отойти в Иберийскую зону (был назначен район) и продолжить несение боевой службы, что и было немедленно исполнено.

Если кто-то дочитал до этого места и уже жалеет потраченного времени на очередной оффтоп, то добавлю ещё всего одну цитату из “Гангута” № 66:

После описанных выше событий и донесения командира “К-135” в Москве было принято решение предоставить информацию по дипломатическим каналам Соединенным Штатам Америки. С утра 22 мая на поиски АПЛ “Скорпион” с аэродрома США на острове Лагос было поднято около 30 самолетов, а затем в район прибыли и надводные поисковые силы. Обнаружить место катастрофы удалось довольно быстро.
Оффтопом будет ли едва ли,
Как НИСы “Аполлон” искали.
Приходится только жалеть о том, что нет хотя бы перечня группы советских кораблей в том, юго-западном от Азор, районе, где и разворачивались какие-то события в мае 1968-го.  Есть только глухое упоминание, без названия, о спасателе ПЛ (тоже ГАК испытывал?) и усё. Хорошо, что хоть известно, что там были...


«НИСы “Пётр Лебедев” и “Сергей Вавилов”»

Чего НИСы, а не НИС раздельно по каждому судну? А потому, что это два брата-близнеца, даже не так, это два сиамских брата, или один брат на двоих - я запутался. Короче, одно судно без другого жить не может. Даже на значках, не то, что в море.

А всё оттого, что “Пётр Лебедев” - излучатель, а “Сергей Вавилов” - приниматель. У них даже до переделки из грузовых в научные сродственные имена были. "Сергей Вавилов" - "Чапаев", а "Петр Лебедев" - "Фурманов".
(Спасатель ПЛ в прошлой жизни был “Петькой”, не иначе).
А если серьёзно - то тоже самое. Из книги В.Д. Доценко “Северная верфь” (1887-2007). Грузовыми теплоходами, правда, побыли совсем немного, пока с Турку в Питер шли.

В июле 1957 г. на завод им. А. А. Жданова прибыли два грузовых теплохода для их переоборудования под научно-исследовательские суда, предназначавшиеся для проведения комплексных гидроакустических исследований по распространению звука в среднеширотных, экваториальных и арктических районах Мирового океана. Одно из судов получило наименование “Сергей Вавилов” (проект 221), а второе - “Петр Лебедев” (проект 222). Оба судна были построены в Финляндии в 1956-1957 гг. фирмой “Вярциля-Концерн” и имели названия “Чапаев” и “Фурманов”.
Оба судна были приняты 29 декабря 1960 г.



В книге Дерюгина К.К. “Советские океанографические экспедиции”, Гидрометеоиздат, Л., 1968, говорится, что близнецы раков и минералы глубоководные на дне фотографировали:

За период нескольких рейсов, выполненных обоими судами в различных районах Атлантического океана, были проведены многочисленные планомерные площадные съемки рельефа дна.
Много внимания в экспедициях уделялось производству геологических работ. С помощью акустической аппаратуры и подводных телевизоров изучалась глубоководная фауна.

Но попозже тов. Доценко уточнил, что они не только с раками дело имели, но и с прочими тоже:

Эти два судна могли работать только в паре. За период их эксплуатации учеными-океанологами был выполнен огромный объем работ по изучению распространения акустических волн в Мировом океане. Результаты этих исследований были использованы при разработке новых гидроакустических комплексов для подводных лодок и надводных кораблей и выбору районов и оптимальных глубин плавания подводных лодок в период несения боевой службы. Кроме того, эти суда в разгар “холодной войны” успешно вели разведывательную деятельность, добывая ценнейшую информацию для принятия военных и военно-политических решений.

Во бля! Разведчики опять. Успешные. Добытчики глубоководные.

Кирилл Борисович Вакар (1929-1997). Окончил Физфак МГУ. Работал в Акустическом институте. С 1973 завлаб в Курчатовском институте. Кандидат технических наук.
"ДОРОГА" (неопубликованные воспоминания и размышления К.Б. Вакара), 1996, Усолье.

Однажды ярким днем в кабельтове от судна появился перископ. На малом ходу подводная лодка сделала циркуляцию вокруг судна и направилась к "Сергею Вавилову", который находился в дрейфе милях в 3 от нас. За маневрами неизвестной подводной лодки с интересом наблюдали экипажи обоих судов. Сделав циркуляцию вокруг "С. Вавилова", лодка пошла на погружение. Через несколько минут в районе погружения лодки из-под воды появился красный КСП - сигнальная ракета, выпускаемая в подводном положении и означающая сигнал бедствия. Никаких других сигналов не последовало. Через несколько дней по радио мы узнали об исчезновении американской подводной лодки "Скорпион", возвращавшейся после ремонта из Европы на базу в США. Район наших работ был достаточно далеко от предполагаемого маршрута следования "Скорпиона" и поисков здесь не производилось. Остатки АПЛ не найдены до сих пор. С нашей стороны никаких заявлений сделано не было, а мы на всякий случай поспешили убраться из этого района. Увы, даже если бы и захотели, помочь мы все равно ничем не могли! Вряд ли то, что я описал было случайным совпадением, но прямых доказательств тому, что мы стали свидетелями гибели "Скорпиона" у нас естественно нет.

А вот это и есть объяснение гибели USS “Scorpion” (SSN-589). Объехав по очереди вокруг джеминаев Петра и Сергея, Скорпион понял, что жизнь - дерьмо, и, как всякий порядочный скорпион, сам себя того… и порешил.

После чего НИСы, как и “К-135”, выполнили стандартный манёвр - “Ребяты, шухер, тикаем! Сичас тут такое начинётся…”
Тут и сказке оффтопу конец.

P.S. Блин, совсем забыл за Аполлона сказать.


Старт Аполлона-6.
“Аполлон-6” (англ. Apollo 6) - третий и последний беспилотный экспериментальный полёт ракеты “Сатурн-5” в рамках программы «Аполлон». Ракета стартовала 4 апреля 1968 года. (Вики)

Ну а дальше не мне вам говорить. Даже на сайте аполлофактном перечислено столько непотребства проблем с этим запуском, что только больной и оттого наглый урод мог назвать полёт нормальным. После чего ещё и одиннадцать раз на той приспособе слетать с людями. А улетел он недалеко - на дно океана, туда, где сейчас USS “Scorpion” (SSN-589) лежит. Или в 160 милях от него.

Это была первая ошибка амеров с захоронением сатурновских концов в Атлантике и, заодно, ответ на вопрос, а почему, мол, Аполлон-13 не утопили? А потому, что вон как с Аполлон-6 вышло. “Советы” уже через месяц искать начали. С отрядом кораблей больше трёх.

"Это было что-то абсолютно отличавшееся от обычных советских методов " - заявил отставной вице-адмирал Филипп Бешани (Vice Adm. Philip Beshany). "До того времени Советский Флот редко проводил длительные операции в море вдали от своих баз" (Оффли)

Америкосы начали догадываться о намерениях НИСов, авиабаза-то рядом, на Азорах. Тогда в район поисков наши тайно направили “К-135”, где, для острастки, она и всплыла для участия в “научных работах”. Впрочем, о действительных задачах той экспедиции мало кто мог знать. “К-135” прикрыла надводную часть района (см. ТТХ) от любопытных. Тогда амеры послали туда ударного “Скорпиона” с невинным и наглым видом в открытую, под перископом, обследовать группировку.

А вот то, что командир “Скорпиона” отнекивался по техническим причинам от задания такого простого - говорит о многом. Была в том задании часть вторая - в случае обнаружения Аполлона поднятого, или его бренных останков - уничтожить. И это как раз то, что не могла сделать авиация. Да и надводному кораблю бы не поздоровилось. И, главное, то, о чем  …те немногие, кто был посвящен в детали, с обеих сторон, дали обязательство под угрозой строжайшего наказания, никогда не разглашать оперативных данных… (вице-адмирал Камаров, октябрь 1989 года)

Оффли пишет:
Бешани в то время был штабным офицером, отвечавшим за программы подводной войны и имел доступ к наиболее секретным разведывательным данным. Однако, в своих воспоминания Бешани отметил, что разведка так никогда и не получила данных, подтверждающих нападение.

Однако
Имеется свидетельство, которое косвенно поддерживает утверждение Бешани, что американское разведывательное сообщество рассматривало возможность конфронтации между "Скорпионом" и Советскими военными кораблями.

Конечно рассматривало, если бы попробовал кого “Скорпион” тронуть. Потому и был командир “К-135” встревожен, потому и весь экипаж “К-135” до ухода амера был без еды в состоянии “боевая тревога № 1”, хотя наша лодка противокорабельная и не боец супротив first attack submarine. Оттого и подбросило Лаврова на койке, когда акустики НИСа врага засекли - если даже спецрадисты АПЛ расшифровывали радио Navy US, то уж за флотских можно было быть спокойным - с какой целью лез “Скорпион” кто надо, тот знал.

Ну и нервы у всех были, конечно, на пределе. Наши-то знали, что ничего-то ещё не найдено, а там мало ли чего на ум амерцу взбредёт. Когда тот ушёл - вздохнули свободно. А тот возьми, да и рвани. Нервы подвели. Торпеды к бою были приготовлены. На них многие грешат - с разовыми АБ проблемы были.

А Горз, перечислив все варианты гибели, даже такой привёл
Наконец, как это уже случалось ранее на подводных лодках, кто-то из членов экипажа, потеряв самообладание, мог потянуть не за тот рычаг или нажать не ту кнопку.

А виноваты в гибели “Скорпиона” единственно NASA и госдеп со своими аферами лунными и прочими. Потому и молчат, как г…а в рот набрали. И пока будет жива лунная афера - "… забудьте и думать, что когда-нибудь семьям погибших будет сообщена истина". (Адмирал Виктор Дыгадо, 1995)

Нашим же оставалось только “Ребяты, шухер, тикаем! Сичас тут такое начинётся…” и тут же сообщили что к чему через дипломатов. Начало лунного сговора.

И тут же “Скорпиона” быстро нашли. За пару дней, думаю нашли. Кроме “Гангута” об этом и Эд Оффли пишет:

Командование ВМС организовало тайные поиски субмарины уже через 24 часа после ее гибели, заявили корреспонденту "Пост-Интеллидженсер" некоторые из вышедших в отставку адмиралов. Поиск был настолько засекречен, что остальные подразделения ВМС, и даже Морская Следственная комиссия, которая исследовала аварию позже, в 1968 году, не были извещены относительно этого. Друзья и родственники команды "Скорпиона" вообще ни о чем не знали; они все еще предполагали, что субмарина возвращается в базу.

И даже лояльный Горз - Покойный журналист Дрю Пирсон… утверждал, что “Скорпион” был обнаружен русскими, любезно сообщившими командованию ВМС США, где они ее нашли.

И “Гангут” - Несколько позднее с батискафа “Триест-2” были сфотографированы останки “Скорпиона” на глубине свыше 3000 м.



Финиш SSN-589

А что же USNS Mizar великолепный со своим сранным дэвайсом искал?
Собрался он на поиски “We left Norfolk on June 2” и, пока дотопал до Азор, 5-го июня… огромная армада спасательных судов и самолетов была отозвана на свои базы (Горз). За ненужностью.

А нашёл он останки Аполлона. Через 5 месяцев. В результате самой крупной в истории поисковой операции, в которой принимали участие 6 тыс. человек и 400 судов и самолетов.
Чего так долго искал? Так он и “Трешера” с известными координатами 1 год искал. Так что не долго.

Плюс чужие, сделанные Trieste II, фотографии в журнал подсунули - достаточно на сайте http://www.lostliners.com/Peril/scorpion.html номера фото посмотреть. Ни стыда, ни совести.

Хрен с ними - были и правильные выводы из происшедшего.
У них - Аполлонов бренные остатки с той поры вылавливать из воды стали.
У нас - на Аполлон-13 подняли весь Флот.

P.P.S. Если кто не согласен с данной версией - не беда. Оффтоп - он и в Африке оффтоп.

По возвращении с боевой службы «К-135» была поставлена в док для осмотра подводной части. Никаких вмятин, царапин и других следов столкновения обнаружено не было. Выгруженный перед постановкой в док боекомплект оружия также был полностью в наличии.

Продолжение следует...
Также читайте на эту тему:

visitor, Аполлон-13, ussrnavy, ВМФ СССР

Previous post Next post
Up