Впервые свет на события полувековой давности проливает настоящая публикация…
В 66-м номере журнала “
Гангут”
были напечатаны воспоминания капитана 1 ранга в отставке В.Н. Лаврова,
бывшего старшего помощника “К-135” (СФ), АПЛ пр. 675 (NATO class
Echo-2).
На снимке ниже именно та “К-135”
Немного о самой лодке - это был довольно удачный проект первого поколения
АПЛ с крылатыми ракетами. В 1961-1966 гг. их было построено общим числом 29
шт. и прослужили они до 90-х годов без особых проблем. ПЛАРК
предназначалась для нанесения ударов ракетами П-6 по боевым кораблям и судам
противника при действиях на океанских и морских коммуникациях, а также (при
помощи КР П-5М) уничтожения военно-морских баз, портов, промышленных и
административных центров противника. ТТХ и вооружение можно посмотреть
тут. Отмечу только, что на вооружении пр. 675, помимо ракет,
были только торпеды для поражения надводных целей. Это 6 штук малогабаритных
торпед самозащиты МГТ-1 и 10 шт. торпед 53-65М с наведением по кильватерному
следу. Так, по крайней мере, утверждают справочники. Так что, согласно тем
же справочникам, по лодкам стрелять было нечем. Как, впрочем, и незачем.
Так вот,
Весной 1968 г. атомная подводная лодка “К-135” выполняла
свою вторую боевую службу, которая была четко разделена на два этапа:
первый - выполнение задач непосредственно боевой службы в центральной
Атлантике, второй этап - участие в научно-исследовательских работах и
испытании гидроакустического комплекса “Керчь” совместно с
научно-исследовательскими судами “Петр Лебедев” и “Сергей Вавилов” в районе
юго-западнее Азорских островов. При этом подводной лодке разрешалось не
соблюдать скрытность и действовать по плану испытаний в подводном и
надводном положении.…
“К-135” оставила заданный район и пошла на юг в точку встречи с
научно-исследовательскими судами. Естественно, переход осуществлялся в
подводном положении…
Подводная лодка, прошедшая под водой половину Атлантического океана,
всплыла в нескольких десятках метров от НИС “Вавилов” точно в
назначенное время. Свободные от вахты моряки судна и персонал научных
лабораторий стояли по борту и приветствовали всплывшую подводную лодку.
В эти минуты никто и подумать не
мог о том, что предстоящая совместная работа советской атомной подводной
лодки с “наукой” вызовет столь живой интерес американского военно-морского
командования и приведет к трагедии. …
В течение недели “К-135” отработала по плану научной группы,
маневрируя в районе в подводном положении, затем всплыла и встала на
бакштов за кормой НИС “Вавилов”, который лежал в дрейфе. Вскоре
прилетел НАТОвский самолет. Прошел на малой высоте над группой советских
кораблей и улетел.…
Но столь же удивительно начался следующий день - 21 мая 1968 года. Ранним
утром в каюту, где отдыхал старпом, без стука влетел научный
сотрудник гидроакустической лаборатории НИС “Вавилов”: “Там шумы
подводной лодки, атомной!” - выпалил он. Лаврова словно подбросило.
Мгновенно натянув брюки и рубашку, он на ходу крикнул старпому “Вавилова”:
“Вельбот к трапу!” - и кинулся на верхнюю палубу....
Старпом чертыхнулся и объявил боевую тревогу. Еще не
отзвучал ревун боевой тревоги, как на мостик поднялся встревоженный
командир. Подводная лодка снялась с бакштова и погрузилась на перископную
глубину. Акустики обнаружили шумы, которые уверенно классифицировать пока
затруднялись.
Вот-вот. А научный сотрудник задолго до этого всё классифицировал.
НИС, однако. А боевую тревогу старпом объявил даже без извещения командира.
И это правильно, если срочно надо.
Впрочем, хоть командир был и встревоженный, ничего особого не
произошло - “Скорпион” выполнил своё спецзадание и ушёл.
Но сначала немного поигрались
Прошло довольно много времени. Акустики держали контакт, визуально - горизонт
был чист. Радисты спецгруппы перехватили радио, переданное
открытым текстом. Искажения
и пропуски в тексте на английском языке не позволили перевести его полностью, но
общий смысл был такой: командир американской атомной подводной лодки,
следовавшей из военно-морской базы Рота (Испания), подтверждал получение
приказания отклониться от маршрута перехода и осмотреть район юго-западнее
Азорских островов, но при этом он докладывал о проблемах в системе
всплытия-погружения и просил разрешения продолжить переход по плану. Не
известно, каков был ответ, но советская и американская лодки продолжали
сближаться.
Вот! Вот он - старший прапор Виски. Открытым текстом при спецзадании! Для
радистов спецгруппы открытым текстом.
А ответ был таков, говорят
Представители ВМС заявили еще в 1968 году, что вице-адмирал Шад 20 мая
передал сообщение командиру "Скорпиона", которое указывало курс и скорость хода
для возвращения субмарины на базу сразу же после окончания выполнения
задания.
Может, часовые пояса немного того, ну та ладно, тем более, что в ближайшее время
так ничего особенного и не случилось - “Скорпион”, не таясь, под перископом
покружил вокруг наших судов, “К-135” это дело даже зафотографировала, до
ужина подводные лодки осуществляли взаимное маневрирование, пока
Наконец, американская подводная лодка легла на курс 300° и резко увеличила
ход. “К-135” всплыла под перископ. Командир донес на флагманский командный
пункт (ФКП) о своих действиях.
Пр. 675 к бою готов! Но надводному, увы…
Казалось, что всё закончилось. Оказалось - только началось.
Около 22-х часов подвсплыли на очередной сеанс связи, но в адрес
“К-135” ничего не было. Зато радисты спецгруппы записали обрывки радио,
предположительно переданного подводной лодкой, контакт с которой был потерян
несколько часов назад. Озабоченный командир группы сразу же доложил
командиру Щеглову, что он считает перехваченное радио сигналом бедствия.
Поступил доклад от командира БЧ-4 - РТС капитан-лейтенанта В.С.Лукина, что
акустики отметили глухой взрыв или гидравлический удар в западном направлении,
точный пеленг взять не удалось. Посовещавшись на Главном командном пункте со
своими помощниками, командир принял решение немедленно донести в Москву о
полученном сигнале бедствия, предполагая, что он передан американской подводной
лодкой, с которой накануне имели акустический и визуальный контакт.
Интересных здесь два момента - это вахта “научных сотрудников” на НИСах,
об этом ничего не известно, но, во всяком случае (вспомним дальнее обнаружение и
классификацию “Скорпиона” в то время, когда акустики нашей АПЛ ещё ничего не
слышали), у них-то пеленг поточней был, и, второе - это выход командира АПЛ
прямо на Москву, без всяких ФКП.
Москва дала единственно правильный ответ - “Ребяты, шухер, тикаем! Сичас тут
такое начинётся…”, т.е., трохи по другому:
В очередной сеанс связи было получено приказание прекратить работы,
немедленно покинуть район, соблюдая скрытность отойти в Иберийскую зону (был
назначен район) и продолжить несение боевой службы, что и было немедленно
исполнено.
Если кто-то дочитал до этого места и уже жалеет потраченного времени на
очередной оффтоп, то добавлю ещё всего одну цитату из “Гангута” № 66:
После описанных выше событий и донесения командира “К-135” в Москве было
принято решение предоставить информацию по дипломатическим каналам Соединенным
Штатам Америки. С утра 22 мая на поиски АПЛ “Скорпион” с аэродрома США на
острове Лагос было поднято около 30 самолетов, а затем в район прибыли и
надводные поисковые силы. Обнаружить место катастрофы
удалось довольно быстро.
Оффтопом будет ли едва ли,
Как НИСы “Аполлон” искали.
Приходится только жалеть о том, что нет хотя бы перечня группы советских
кораблей в том, юго-западном от Азор, районе, где и разворачивались
какие-то события в мае 1968-го. Есть только глухое упоминание, без
названия, о спасателе ПЛ (тоже ГАК испытывал?) и усё. Хорошо, что хоть
известно, что там были...
«НИСы “Пётр Лебедев” и “Сергей Вавилов”»
Чего НИСы, а не НИС раздельно по каждому судну? А потому, что это два
брата-близнеца, даже не так, это два сиамских брата, или один брат на двоих
- я запутался. Короче, одно судно без другого жить не может. Даже на
значках, не то, что в море.
А всё оттого, что “Пётр Лебедев” - излучатель, а “Сергей
Вавилов” - приниматель. У них даже до переделки из грузовых в
научные сродственные имена были. "Сергей Вавилов" - "Чапаев", а "Петр
Лебедев" - "Фурманов".
(Спасатель ПЛ в прошлой жизни был “Петькой”, не иначе).
А если серьёзно - то тоже самое. Из книги В.Д. Доценко “Северная верфь”
(1887-2007). Грузовыми теплоходами, правда, побыли совсем немного, пока
с Турку в Питер шли.
В июле 1957 г. на завод им. А. А. Жданова прибыли два грузовых теплохода
для их переоборудования под научно-исследовательские суда, предназначавшиеся
для проведения комплексных гидроакустических исследований по распространению
звука в среднеширотных, экваториальных и арктических районах Мирового
океана. Одно из судов получило наименование “Сергей Вавилов” (проект 221),
а второе - “Петр Лебедев” (проект 222). Оба судна были построены в
Финляндии в 1956-1957 гг. фирмой “Вярциля-Концерн” и имели названия “Чапаев”
и “Фурманов”.
Оба судна были приняты 29 декабря 1960 г.
В книге Дерюгина К.К. “Советские океанографические экспедиции”,
Гидрометеоиздат, Л., 1968, говорится, что близнецы раков и минералы
глубоководные на дне фотографировали:
За период нескольких рейсов, выполненных обоими судами в различных районах
Атлантического океана, были проведены многочисленные планомерные
площадные съемки рельефа дна.
Много внимания в экспедициях уделялось производству геологических работ.
С помощью акустической аппаратуры и подводных телевизоров изучалась
глубоководная фауна.
Но попозже тов. Доценко уточнил, что они не только с раками дело имели, но и
с прочими тоже:
Эти два судна могли работать только в паре. За период их
эксплуатации учеными-океанологами был выполнен огромный объем работ по
изучению распространения акустических волн в Мировом океане. Результаты этих
исследований были использованы при разработке новых гидроакустических
комплексов для подводных лодок и надводных кораблей и выбору районов и
оптимальных глубин плавания подводных лодок в период несения боевой службы.
Кроме того, эти суда в разгар “холодной войны” успешно вели
разведывательную деятельность, добывая ценнейшую информацию
для принятия военных и
военно-политических решений.
Во бля! Разведчики опять. Успешные. Добытчики глубоководные.
Кирилл Борисович Вакар (1929-1997). Окончил Физфак МГУ. Работал в
Акустическом институте. С 1973 завлаб в Курчатовском институте. Кандидат
технических наук.
"
ДОРОГА"
(неопубликованные воспоминания и размышления К.Б. Вакара), 1996, Усолье.
Однажды ярким днем в кабельтове от судна появился перископ. На малом ходу
подводная лодка сделала циркуляцию вокруг судна и направилась к "Сергею
Вавилову", который находился в дрейфе милях в 3 от нас. За маневрами неизвестной
подводной лодки с интересом наблюдали экипажи обоих судов. Сделав циркуляцию
вокруг "С. Вавилова", лодка пошла на погружение. Через несколько минут в районе
погружения лодки из-под воды появился красный КСП - сигнальная ракета,
выпускаемая в подводном положении и означающая сигнал бедствия. Никаких других
сигналов не последовало. Через несколько дней по радио мы узнали об исчезновении
американской подводной лодки "Скорпион", возвращавшейся после ремонта из Европы
на базу в США. Район наших работ был достаточно далеко от предполагаемого
маршрута следования "Скорпиона" и поисков здесь не производилось. Остатки АПЛ не
найдены до сих пор. С нашей стороны никаких заявлений сделано не было, а мы
на всякий случай поспешили убраться из этого района. Увы, даже если бы и
захотели, помочь мы все равно ничем не могли! Вряд ли то, что я описал было
случайным совпадением, но прямых доказательств тому, что мы стали свидетелями
гибели "Скорпиона" у нас естественно нет.
А вот это и есть объяснение гибели USS “Scorpion” (SSN-589).
Объехав по очереди вокруг джеминаев Петра и Сергея, Скорпион понял, что жизнь -
дерьмо, и, как всякий порядочный скорпион, сам себя того… и порешил.
После чего НИСы, как и “К-135”, выполнили стандартный манёвр - “Ребяты,
шухер, тикаем! Сичас тут такое начинётся…”
Тут и сказке оффтопу конец.
P.S. Блин, совсем забыл за Аполлона сказать.
Старт Аполлона-6.
“Аполлон-6” (англ. Apollo 6) - третий и последний беспилотный
экспериментальный полёт ракеты “Сатурн-5” в рамках программы «Аполлон».
Ракета стартовала 4 апреля 1968 года. (Вики)
Ну а дальше не мне вам говорить. Даже на сайте
аполлофактном перечислено столько непотребства проблем
с этим запуском, что только больной и оттого наглый урод мог назвать полёт
нормальным. После чего ещё и одиннадцать раз на той приспособе слетать с людями.
А улетел он недалеко - на дно океана, туда, где сейчас USS “Scorpion”
(SSN-589) лежит. Или в 160 милях от него.
Это была первая ошибка амеров с захоронением сатурновских концов в Атлантике и,
заодно, ответ на вопрос, а почему, мол, Аполлон-13 не утопили? А потому, что вон как с
Аполлон-6 вышло. “Советы” уже через месяц искать начали. С отрядом кораблей
больше трёх.
"Это было что-то абсолютно отличавшееся от обычных советских методов "
- заявил отставной вице-адмирал Филипп Бешани (Vice Adm. Philip Beshany). "До
того времени Советский Флот редко проводил длительные операции в море вдали от
своих баз" (Оффли)
Америкосы начали догадываться о намерениях НИСов, авиабаза-то рядом, на Азорах.
Тогда в район поисков наши тайно направили “К-135”, где, для острастки, она и
всплыла для участия в “научных работах”. Впрочем, о действительных
задачах той экспедиции мало кто мог знать. “К-135” прикрыла надводную часть
района (см. ТТХ) от любопытных. Тогда амеры послали туда ударного “Скорпиона” с
невинным и наглым видом в открытую, под перископом, обследовать группировку.
А вот то, что командир “Скорпиона” отнекивался по техническим причинам от
задания такого простого - говорит о многом. Была в том задании часть вторая -
в случае обнаружения Аполлона поднятого, или его бренных останков - уничтожить.
И это как раз то, что не могла сделать авиация. Да и надводному кораблю бы не
поздоровилось. И, главное, то, о чем …те немногие, кто был посвящен в
детали, с обеих сторон, дали обязательство под угрозой строжайшего наказания,
никогда не разглашать оперативных данных… (вице-адмирал Камаров, октябрь
1989 года)
Оффли пишет:
Бешани в то время был штабным офицером, отвечавшим за программы подводной
войны и имел доступ к наиболее секретным разведывательным данным. Однако, в
своих воспоминания Бешани отметил, что разведка так никогда и не получила
данных, подтверждающих нападение.
Однако
Имеется свидетельство, которое косвенно поддерживает утверждение Бешани, что
американское разведывательное сообщество рассматривало возможность
конфронтации между "Скорпионом" и Советскими военными кораблями.
Конечно рассматривало, если бы попробовал кого “Скорпион” тронуть. Потому и был
командир “К-135” встревожен, потому и весь экипаж “К-135” до ухода амера
был без еды в состоянии “боевая тревога № 1”, хотя наша лодка
противокорабельная и не боец супротив first attack submarine. Оттого и
подбросило Лаврова на койке, когда акустики НИСа врага засекли - если даже
спецрадисты АПЛ расшифровывали радио Navy US, то уж за флотских можно было быть
спокойным - с какой целью лез “Скорпион” кто надо, тот знал.
Ну и нервы у всех были, конечно, на пределе. Наши-то знали, что ничего-то ещё не
найдено, а там мало ли чего на ум амерцу взбредёт. Когда тот ушёл - вздохнули
свободно. А тот возьми, да и рвани. Нервы подвели. Торпеды к бою были
приготовлены. На них многие грешат - с разовыми АБ проблемы были.
А Горз, перечислив все варианты гибели, даже такой привёл
Наконец, как это уже случалось ранее на подводных лодках, кто-то из членов
экипажа, потеряв самообладание, мог потянуть не за тот рычаг или нажать не ту
кнопку.
А виноваты в гибели “Скорпиона” единственно NASA и госдеп со своими аферами
лунными и прочими. Потому и молчат, как г…а в рот набрали. И пока будет жива
лунная афера - "… забудьте и думать, что когда-нибудь семьям погибших
будет сообщена истина". (Адмирал Виктор Дыгадо, 1995)
Нашим же оставалось только “Ребяты, шухер, тикаем! Сичас тут такое
начинётся…” и тут же сообщили что к чему через дипломатов. Начало лунного
сговора.
И тут же “Скорпиона” быстро нашли. За пару дней, думаю нашли. Кроме
“Гангута” об этом и Эд Оффли пишет:
Командование ВМС организовало тайные поиски субмарины уже через 24 часа после
ее гибели, заявили корреспонденту "Пост-Интеллидженсер" некоторые из вышедших в
отставку адмиралов. Поиск был настолько засекречен, что остальные подразделения
ВМС, и даже Морская Следственная комиссия, которая исследовала аварию позже, в
1968 году, не были извещены относительно этого. Друзья и родственники команды
"Скорпиона" вообще ни о чем не знали; они все еще предполагали, что субмарина
возвращается в базу.
И даже лояльный Горз - Покойный журналист Дрю Пирсон… утверждал, что
“Скорпион” был обнаружен русскими, любезно сообщившими командованию ВМС США, где
они ее нашли.
И “Гангут” - Несколько позднее с батискафа “Триест-2” были сфотографированы
останки “Скорпиона” на глубине свыше 3000 м.
Финиш SSN-589
А что же USNS Mizar великолепный со своим сранным дэвайсом искал?
Собрался он на поиски “We left Norfolk on June 2” и, пока дотопал до
Азор, 5-го июня… огромная армада спасательных судов и самолетов была отозвана
на свои базы (Горз). За ненужностью.
А нашёл он останки Аполлона. Через 5 месяцев. В результате самой
крупной в истории поисковой операции, в которой принимали участие 6 тыс. человек
и 400 судов и самолетов.
Чего так долго искал? Так он и “Трешера” с известными координатами 1 год искал.
Так что не долго.
Плюс чужие, сделанные Trieste II, фотографии в журнал подсунули - достаточно на
сайте
http://www.lostliners.com/Peril/scorpion.html номера фото
посмотреть. Ни стыда, ни совести.
Хрен с ними - были и правильные выводы из происшедшего.
У них - Аполлонов бренные остатки с той поры вылавливать из воды стали.
У нас - на Аполлон-13 подняли весь Флот.
P.P.S. Если кто не согласен с данной версией - не беда.
Оффтоп - он и в Африке
оффтоп.
По возвращении с боевой службы «К-135» была
поставлена в док для осмотра подводной части. Никаких вмятин, царапин и других
следов столкновения обнаружено не было. Выгруженный перед постановкой в док
боекомплект оружия также был полностью в наличии.
Продолжение следует...
Также читайте на эту тему: