Леонид Коновалов
Оригинал статьи размещён на вебсайте Леонида Коновалова
КАКОГО ЦВЕТА ЛУННЫЙ ГРУНТ.
Английский перевод статьи:
What Colour is the Moon? Part 1 Как на самом деле выглядит грунт Луны? Действительно ли реголит совершенно
серый, как мы видим на большинстве фотографий лунных миссий Аполлонов, или все
же грунт Луны коричневый? Черно-белая Луна или цветная? Кто-то на форумах
утверждал, что грунт Луны похож на чернозём.
Чтобы разобраться в подобных вопросах, я поступил очень просто. Поскольку
известен средний коэффициент отражения лунного грунта, альбедо 7-8%, то с
помощью эталонной серой шкалы и профессионального яркомера, используемого
кинооператорами для определения экспозиции, я подобрал такой же по яркости
объект, как и лунный реголит. Использовал для этого землю под окном. Но
поскольку влажная земля оказалась немного темнее нужных 7-8%, пришлось ее
смешать с небольшим количеством цемента. И вот что получилось.
А чтобы точно определить именно цвет лунного реголита, а не только его
яркость, воспользовался имеющимся у нас на кафедре института кинематографии
спектрофотометром X-Rite dtp-41.
С его помощью я подобрал материал, наиболее близко повторяющий графики
спектрального отражения, взятые из книги «Лунный грунт из Моря Изобилия».
Отчертил двумя линиями участок видимого диапазона, от 400 до 700 нм (на
рисунке - это две синие линии).
В видимом диапазоне кривая спектрального отражения лунного грунта поднимается
почти линейно вверх, причем в синей зоне спектра коэффициент отражения меньше, а
в красной зоне - больше, что однозначно говорит о том, что грунт Луны не серый,
а коричневый. Численные значения трех линий, соответствующие диффузному
коэффициенту грунта Моря Изобилия (Луна-16), грунта Моря Спокойствия (А-11) и
грунта Океана Бурь, перенес в программу Exel. Из коробки пластилина достал
темно-коричневый кусок. Оказалось, что интегральный коэффициент отражения
темно-коричневого пластилина такой же, как и у грунта лунных морей.
Вот только цвет пластилина более насыщенный, чем цвет лунной поверхности.
Поэтому путем добавления в коричневый пластилин небольшого количества голубого
пластилина я снизил насыщенность цвета (повысил отражаемость в сине-зеленой
зоне). А добавлением вкраплений черного пластилина снизил общий коэффициент
отражения. После тщательного раскатывания пластилина до однородной массы и
промера на спектрофотометре, получил почти такую же кривую спектрального
отражения, как у образцов лунного грунта из Моря Спокойствия миссии Аполлон-11.
Для сравнения кубик, схожий по цвету с лунным грунтом, сфотографировал вместе
с эталонной серой шкалой Кодак. Вот какой цвет имеют лунные моря - как на кубике
справа. Таким должно выглядеть Море Спокойствия, куда по легенде прилунился
"Аполлон-11".
Для получения адекватного представления о цвете, пластилиновые кубики
разложены на серой шкале (Kodak Gray Card) с коэффициентом отражения 18%.
Фотография отнормирована по серому полю. В пространстве s-RGB такое серое поле с
8-битной глубиной цвета должно иметь значения 116-118.
Поэтому могу сказать, что на ниже приведённой фотографии (снятой, по видимому,
автоматическим зондом за два года до полета Аполлонов) цвет поверхности Луны
передан правильно.
Под этим снимком почему-то стоит подпись:
"View_from_the_Apollo_11_shows_Earth_rising_above_the_moonss_horizon", как будто
это снимок сделан астронавтами миссии "Аполлон-11" в 1969 году.
Мы же видели, что астронавты привезли снимки с другим цветом лунного
реголита:
Очень многих обескуражил тот факт, что Луна оказалась не просто серой, а
серо-голубой и серо-фиолетовой, но никак не коричневой.
На снимке ниже - Баз Олдрин на Луне (экспедиция Аполлон-11, июль 1969 г.).
Луна в цвете (современный фотоснимок):
У меня есть основания полагать, что решение о том, что лунный грунт на
снимках высадки астронавтов на Луну будет совершенно серым, было принято за два
или три года до начала лунных экспедиций, в 1966 или 1967 году на основе снимков
"Сервейера". И под такой серый грунт стали готовить павильонные съемки для
имитации высадки на Луну людей.
Чуть ниже я объясню, почему грунт на снимках получился совершенно серым.
Сделать мне это несложно, поскольку несколько лет я преподаю дисциплину
"Цветоведение" в институте кинематографии, и вопросы цветоискажений - моя
любимая тема.
Продолжение следует...
Смотрите также:
«Разрушители легенд» пойманы на жульничестве Об авторе:
Леонид Коновалов окончил операторский факультет ВГИК, обучался в аспирантуре НИКФИ. В качестве оператора-постановщика снял несколько полнометражных фильмов, работал на нескольких сериалах («Козлёнок в молоке», «Кобра. Обратный отсчёт», «Застава»). Фильм «Беловы» был удостоен Государственной премии за 1994 год, фильм «Юноша из морских глубин» попал в номинацию «Лучшая операторская работа» на фестивале «Зелёное яблоко» в 1995 году. В 1988-93 гг. на кинофабрике «Свема» разработал технологию изготовления и написал рецептуру плёнок с нестандартной цветопередачей - «Ретро» и ДС-50. Эти киноплёнки использовались на разных киностудиях («Ленфильм», ст. им. Горького, Туркменфильм, Эстонский радиотелецентр, ст. им. Довженко, ВГИК) при производстве 14 картин.
В журнале «Техника кино и телевидения» опубликовал 7 статей на научно-технические темы. Написал книгу «Как разобраться в киноплёнках», издана в 1997 году.
Основное место работы - кафедра Аудиовизуальных технологий и технических средств ВГИК, ведёт дисциплины «Кинофотопроцессы и материалы» и «Цветоведение», на режиссёрском факультете - «Теория и практика монтажа». Является доцентом.