Прометей v.2

Sep 12, 2024 21:52



Посмотрел расширенную фанатскую версию Прометея. Все-таки решил, потому как тут сопли по сети развешивал, ну надо же соответствовать... В общем, что могу сказать...

К моему большому-большому сожалению, Ридли определенно не дают раскрыть свой талант на все 100%. Из-за финансовых соображений, позиционирования картины на рынке и так далее. В расширенной фанатской версии, которую я посмотрел, и которая длится 2-38, включая все известные вырезанные сцены, присутствуют различные драматические линии, полноценные, хорошо прописанные и взаимодействующие между собой. То есть на самом деле Прометей - это не космический ужастик, это космическая философско-фантастическая драма, которая в силу дурной наследственности (трудное детство, деревянные игрушки, "эта сука Рипли" (ц) Сигурни Вивер) вынужденно превращена в космический ужастик.

Когда-то, просмотрев этот фильм в первый раз, я написал: "Общее впечатление от фильма - группа папуасов забралась на военную базу, и давай гранаты за кольца дергать..." И вот в расширенной версии, куда включены вырезанные сцены, я встречаю историю, рассказанную капитаном корабля, и как раз о военной базе... Ну то есть - покоцали коммерческое муви знатно, но все же кое-что прочиталось. А вместе с тем, если отнестись к этому фильму не как к чужефанскому изделию, а как к драматической картине - а сейчас я смотрел его именно как драматическое кино - то за слоем картинок и действий героев проглядывают определенные смыслы. И не всегда простые.

Например, становится понятна причина психоза Дэвида. Я уже писал кое-что по этому поводу. Так вот. Дэвид не просто создан Вейландом, он создан Вейландом для себя, под свои представления о том, каким должен быть искусственный человек. И будучи создан Вейландом, он к тому же всю жизнь прожил в доме Вейланда. То есть - усвоил психологию самого Вейланда. Ибо яблочно от яблони. И здесь ключевой момент - это самая первая сцена в фильме, выступление Вейланда перед аудиторией. В которой заключено вообще все. Вот все вместе собрано в одном фрагменте, весь фильм, весь драматический конфликт.

Безумие Дэвида - это безумие Вейланда, но в отличие от живого человека, Дэвид гораздо долговечнее, и его когнитивные способности не уменьшаются со временем. И к тому же - он получает доступ к технологии, до которой человечество еще не доросло.

Монолог Вейланда о Прометее также включает в себя концепт цивилизационного развития. И это отдельный момент, заслуживающий рассмотрения.

По хронологии фильма, Вейланд - наш современник (и это не случайно). И у нас возникает вопрос - каким образом корпорация Вейланда смогла в столь короткое время обрести такое могущество, и вырасти от стартапа до межзвездных полетов. И ответ напрашивается сам собой.

Сотрудники Вейланд Ютани - не люди, они - андроиды, в значительной степени.

Люди помимо того, что стареют, устают, испытывают моральные колебания и так далее - они разные. И система администрирования предприятия должна быть достаточно мягкой, чтобы люди могли выживать, уживаться и заниматься продуктивной деятельностью. Однако сообщество андроидов лишено этих проблем. Продуктивность интеллектуального труда андроидов, если она направляется человеком, и в особенности если андроиды заточены под взаимодействие с людьми - а Дэвид изначально под это затачивался, это эмоциональный андроид - может быть на порядок, или на порядки выше, чем продуктивность чисто человеческого коллектива. Административная структура может быть значительно жестче и функциональнее. То есть, представляя себе Вейланд Ютани как инновационную компанию, можно сказать, что поскольку ее главный капитал - это когнитивная деятельность сотрудников, и поскольку ее сотрудники более продуктивны и эффективны, чем люди, то и результаты, достигнутые ей - экстраординарны.

Вейланд Ютани бесчеловечна потому, что она была создана как объединение не людей, а роботов, и поскольку этика ее создателя с точки зрения нормального человека - этика больного ублюдка.

Почему Ридли Скотт поместил Вейланда в наше время? А вы заметили, как ИИ сейчас вторгается во все сферы жизни, используется для обработки больших массивов данных в науке, в коммуникациях, в рекламе и военном деле? На самом деле Вейланд Ютани начинается сегодня. Да, фантазия Ридли Скотта оказалась сильно оптимистичной, но давайте говорить честно - это и не фантазия, это калька с современности. Что-то мне подсказывает, что изложенное мной в нескольких последних абзацах уже неоднократно обсуждалось в среде интеллектуалов США. Концепция трансгуманистической цивилизации, в которой андроиды, точнее ИИ, постепенно становятся главной производительной силой инновационного развития...

Это уже здесь. И это уже сейчас.

И вот этот вот момент, то есть смысловая близость между Вейланд Ютани и днем сегодняшним - это еще один смысловой слой фильма. И мы опять упираемся в смысловую трансформацию франшизы от гигеровского "Это не мы, Господи" к скоттовскому "Господи, это все-таки мы", причем в приложении именно к нам с вами, ко дню сегодняшнему. Что делает Прометей не просто красивым и качественно снятым фантастическим фильмом, но близкой нам с вами, родной нам с вами антиутопической лентой...

Естественно, что в плане коммерческого проката ТАКОЕ на экраны выйти не могло. И потому его обстригли и обрезали, превратили в очередное порно про "короче, все умерли". Но нужно отдать должное Ридли Скотту - он попытался сделать крайне глубокую и интеллектуальную картину. Картину, которая просто не поместилась в целевую аудиторию уже сложившейся франшизы...

.

Се ля ви..., Неоднозначное, Мысли дилетанта, О вкусах не спорят

Previous post Next post
Up