Данная статья спровоцировала написать меня то, что вы прочитаете ниже.
Я служил в армии. Причем в войсках ПВО. И я не люблю армию. Сейчас объясню почему.
Война вообще является самой глупой затеей, которую только смогло изобрести человечество. Война, драка, конфликт - происходят тогда, когда у обеих сторон не хватило ума прийти к соглашению. Вся история человечества - история войн. История глупости. Человек как биологический вид - апофеоз тупости. И армия - ее квинтэссенция.
Как специфический вид деятельности, война будет существовать еще очень долго, возможно всегда, пока существует вид Гоми Сапиенс (какая ирония! логичнее было бы назвать его Homo Stultitiam), и значит - будет существовать армия, как инструмент этой самой войны.
Еще раз. Я не бьюсь в истерике, мол, давайте немедленно запретим все армии - я говорю, что К СОЖАЛЕНИЮ, армии есть печальная необходимость, вытекающая из врожденной тупости человека. Хочешь, не хочешь - а армия нужна. К сожалению. Но эта нужность не вызывает во мне энтузиазма и восторга...
Армия - это заточенный под войну инструмент. Причем он точился тысячелетиями, и его конструкция отнюдь не случайна. Это - результат эволюции. В частности, отнюдь не случайна парадигма службы в армии. И в этой парадигме есть некоторые моменты, которые мне хотелось бы упомянуть.
Есть такое выражение - "как надену портупею, так тупею и тупею". Это объективный фактор, и вот почему. Всякое биологичесое существо экономит ресурс. То, что уже не нужно, что не используется - то атрофируется и отмирает. Соответственно, если в армии происходит оглупление человека, а с точки зрения профессиональных требований, к примеру, научной деятельности (как в моем случае) это особенно заметно, значит, "это кому-нибудь нужно".
Прежде всего, армия невозможна без всяческих "стоять насмерть" и прочих героизмов. То есть, существует целый класс решений и поведенческих реакций, противостоящих физиологическим. Инстинкту самосохранения. И чтобы армия реализовала такие вещи, нужно определенным образом эту самую физиологию подавить, подчинить, преодолеть. А когда подавляется физиология - тогда нарушается нормальная физиология высшей нервной деятельности. И происходит то самое, с чего я начал этот абзац.
В норме человек, даже самый тупой - креативен. Каждый на своем уровне. Даже самый тупой может чего-нибудь отчебучить. Это - естественная физиологическая вариабельность поведения, происходящая из феномена скуки, как побудительного мотива что-то сделать, чтобы получить тот самый дофамин себе в кровоток. У каждого из нас шило в жопе. Одних оно толкает на глупости, других - на научные открытия. Так вот, поскольку в армии человек имеет дело с изначально заточенными на убийство всякими штучками, креатив в этом месте как бы опасен для себя и окружающих. Люди ухитряются убиваться даже на гражданке, и в моей жизни, причем гражданской, я могу вспомнить ряд случаев, от которых волосы встают дыбом - а в армии это сделать легче легкого. И потому подавление креативности является одним из условий нормальной жизни в армии.
В процессе СВО я наблюдал и наблюдаю, как одни командиры с восторгом встречают инновации, в то время как другие этих инноваций бегут всеми силами. И здесь мы видим тот самый армейский консерватизм, который преодолевается - правильно, героизмом. И сверхусилиями. И "стоять до конца". Однако рано или поздно наступает момент, когда новое оружие, или новая тактика, или новый противник, или новая задача требуют изобретательности - и тут уже армейский консерватизм становится препятствием. И самое главное - героизм уже не помогает...
Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда инновации на поле боя делают не просто ненужными, а контрпродуктивными, старые каноны. Массированные атаки бронетехникой превращаются из средства поразить врага способом коллективного самоубийства, потому что дроны. Умение замаскироваться превращается в навык номер один, при том, что развитие средств разведки, когда мавик может подлететь вплотную, чтобы получше рассмотреть, а что это там такое закопано, и при необходимости даже сесть на голову - делает маскировку чудовищно сложным занятием. Возросшие огневые возможности даже одного пехотинца (если ему дать гранатомет, например) в значительной степени нивелируют численное преимущество. Иными словами, мы видим новую войну с новой парадигмой, требующую нового осмысления, и это осмысление полностью противостоит армейскому консерватизму. Армия сопротивляется новой парадигме, и это естественно, и совершенно объективно - и только это сдерживает развитие средств убийства себе подобных, потому что имеет место с обеих сторон линии соприкосновения.
ПВО появилось тогда, когда самолеты стали силой на поле боя. А когда армады бомбардировщиков стали одной из главных сил войны - тогда оно развилось до невообразимых границ. Сегодняшние комплексы делают то, что мне, как ПВО-шнику из 1980-х, кажется нереальным. Но они это делают, с постоянством и стабильностью, и я понимаю, что мои представления о возможностях ПВО сильно устарели. Однако развитие средств воздушного нападения также не стоит на месте, и сегодня ПВО столкнулась с вызовом, который преодолеть не в состоянии.
То, что демонстрирует ПВО России - наверное, самое лучшее ПВО мира на данный момент - как раз и относится к категории героизма и "стоять насмерть" - то есть, мы имеем стандартную армейскую стратегию реагирования, и никто не понимает, что на самом деле уже все...
Конец...
Потому что настало время менять парадигму.
Давайте сформулируем, какова нынешняя парадигма ПВО, сформированная двумя мировыми войнами. А парадигма эта простая. Необходимо защитить воздушное пространство охраняемого объекта от вторжения летательных аппаратов противника. Высшей точкой, квинтэссенцией этой парадигмы стал израильский комплекс Железный Купол.
Да, вот так. И знаете почему? Потому, что столкнувшись с массированными атаками, при которых средств ПВО не хватит все сбивать, израильтяне реализовали избирательное поражение. То есть, в ЖК рассчитывается, куда именно должны попасть Кассамы, и стрельба ведется только по тем из них, которые летят по охраняемой территории, а остальные пусть летят себе дальше...
Израильтяне столкнулись с системным исчерпанием средств ПВО, и они решили его таким вот образом. То есть - сужением, уменьшением, охраняемого воздушного пространства. В переводе на обычный язык это означает, что израильтяне сфокусировались на ОБЪЕКТЕ ОХРАНЫ.
Вот уже три года я слышу, что Россия - страна большая, все не прикроешь, всегда где-то можно пролезть. И украинские беспилотники регулярно это подтверждают. Однако беда России в том, что она не только большая - на ней очень много объектов, которые надо охранять, и они очень рассредоточены.
Весь израиль можно накрыть тремя плюхами мегатонного класса - с концами. Однако это дает возможность ОДНОМУ комплексу ПВО Железный Купол защищать сразу МНОГО объектов без потери эффективности. Россию нельзя накрыть даже тысячей взрывов - рассредточение объектов по огромной территории приводит к уменьшению возможности поражения. Против ядерной войны рассредоточение - это хорошо. Но это же означает, что из-за возросших расстояний, одни комплекс ПВО уже НЕ МОЖЕТ прикрывать много объектов - в лучшем случае несколько.
Судьба Украины, где было много объектов для поражения, свидетельствует о том, что даже такое распиаренное ПВО, как Пэтриот, не способен везде успеть, а рассредоточение средств ПВО ведет к уменьшению возможностей противостоять массированным атакам...
Иными словами, изначальная парадигма ПВО, которое строилось вокруг ОБЪЕКТОВ, оказалась весьма сильно зависима от географических условий, и современные средства атаки имеют возможность куда-нибудь, да попасть...
Если мы рассмотрим БПЛА как средство атаки, то увидим несколько пугающих моментов. Причем пугающих системно. Не потому, что сейчас они страшные, потому что неожиданно выскочили из кустов, а потому, что это заложено в самой их природе.
1. Несмотря на скромный боезаряд, БПЛА в состоянии наносить существенный урон.
2. БПЛА значительно дешевле ракет, и доступны практически всем.
3. БПЛА летят на большие расстояния, и эффективны на больших расстояниях, что делает доступными для атак БПЛА объекты на значительной площади.
4. БПЛА крайне скрытны и вариативны в своем движении к цели.
Иными словами, для эффективной защиты от БПЛА необходимо концентрировать объекты территориально - то есть делать то, что противоречит стратегии рассредоточения на случай ядерной войны. Эта концентрация необходима, чтобы максимально много объектов оказались "под зонтиками". А если объекты рассредоточены - то "зонтиков" тупо не хватит...
Иными словами, если для противодействия баллистическим ракетам можно было использовать рассредоточение и некоторое количество комплексов высотного перехвата, а крылатые ракеты в силу скорости не могут лететь слишком низко, и хорошо определяются радарами, то вот БПЛА как тип угрозы требует массирования средств ПВО до совершенно неприличных масштабов.
Эффективность, распространенность, которая будет только увеличиваться со временем, массированность, крайняя дешевизна и большая дистанция поражения начинают требовать совершенно астрономических затрат на ПВО. Нужно много комплексов, потому что много объектов, и нужно много ракет для этих комплексов, и самое обидное - в конкретный момент времени вся эта мощь используется на сотые доли процента, не более.
Иными словами, на уровне парадигмы - подчеркиваю, НА УРОВНЕ ПАРАДИГМЫ - БПЛА полностью сделали невозможной надежную противовоздушную оборону в масштабе страны. Один конкретный объект они прикроют - эффективность ПВО никуда не делась - и ограниченный театр они прикроют, но вот в масштабе страны ПВО терпит фиаско.
Click to view
Я знаю, что скажут военные. "вот нам дадут больше техники, мы напряжемся"... Или - "вот мы приведем Украину к миру, и все закончится"...
Не надо себя обманвать. Ничего не закончится. Наоборот. В сумме факторов БПЛА имеют невероятные перспективы для развития. Вот смотрите:
1. Авиасообщение.
2. Частное авиасообщение.
3. Любительская авиация.\
4. Дроны курьерских служб.
5. Со временем будут и дроны коммунальных, полицейских и прочих служб.
То есть - количество ложных целей будет только увеличиваться. Причем на фоне большинства этих целей ударные дроны не будут выделяться ни по ЭПР, ни по скорости, ни по высоте - наоборот, они будут стараться маскироваться под "легальные" БПЛА. Даже на Украине, где в воздух поднимается только то, чем владеет режим, то есть с точки зрения действий БПЛА мы имеем самую сложную для БПЛА обстановку - Герани наводят кошмар. А в любой другой стране мира, которая не приземлила всех своих летунов, и не отдала небо для войны - это будет пиздец. И это - раздолье не только для военных, если вы понимаете, что я имею в виду. Плюс дешевизна, доступность, простота постройки и использования...
К сожалению, все только начинается...
И вот это вот требует пересмотра парадигмы ПВО. И адаптации этой парадигмы под новую реальность.
Недавно был атакован Московский НПЗ. Москва. Место, вокруг которого всегда строилась самая мощная система лучшей в мире - советской, потом российской - ПВО. И он был атакован. И я смотрел на кадры, которые попали в сеть...
Еще раз. Москва, Путин, Собянин и городской бюджет неограниченного размера. И Московский НПЗ - наверное, самый главный НПЗ страны. И знаете, что я увидел на кадрах?
НИ ОДНОЙ ПРОТИВОДРОНОВОЙ СЕТКИ.
Ну то есть руководство решило, что во-первых, скоро все закончится, и во-вторых, что самая лучшая ПВО в самом большом количестве в стране как-нибудь защитят. Не защитили.
Ребята, а вот если подумать головой, то мы приходим к выводу, что все только начинается, понимаете? И мы приходим к выводу, что в традиционной парадигме ПВО эта задача решается такими затратами, что проще сразу всем взять и застрелиться, потому как таких средств нет даже у США...
А это означает только одно.
Что противодроновые сети должны защищать объекты инфраструктуры НЕЗАВИСИМО ОТ СВО.
Ну то есть нужно уже вводить норму строительства промышленных объектов - сети противодроновой защиты. И нормы эксплуатации промышленных объектов - нужно обеспечивать противодроновыми сетями.
Только потому, что если с классическими ракетами ПВО справится (для того создавалась), то вот с дронами, уже на уровне концепции - нет, и еще потому, что обвешать сетями колонну на десять лет вперед - это дешевле, чем содержать эти десять лет Панцирь, прикрывающий данный рассредоточенный объект от атак БПЛА.
Уникальные качества БПЛА как средства нападения, ломающие парадигму ПВО в масштабах страны, с имеющим место рассредоточением критически важных объектов, требуют и уникального реагирования. И при всем при этом за кадром у нас остается задача адаптации парадигмы ПВО под новые реалии. Каковая адаптация, а то и новая парадигма, еще не выдумана. И тем более - не реализована. А жить как-то надо...
Собственно говоря, на этом я заканчиваю дозволенные речи.
Я не люблю армию в силу ее нездорового консерватизма, временами напоминающего ослиную тупость. Надеюсь, я был достаточно логичен, а мой пост был достаточно аргументирован, чтобы чтобы преодолеть этот консерватизм в смысле понимания существования проблемы. А также в смысле понимания, что проблема никуда не уйдет.
Ибо реальность говорит нам, что пока существует вид Homo Sapiens, он будет заниматься самым дурным делом из возможных - истреблением себе подобных...
.