Продолжение. (
Начало)
В древности эмоциональный интеллект проявлялся как воля к какому-либо действию. Она позволяла слабому побеждать сильного, меньшим количеством побеждать большее войско, противостоять захватчикам, осваивать новые земли, двигаться за мечтой в некое «эльдорадо». Насколько это сильная энергия можно и сейчас убедиться. Для этого нужно посмотреть спортивные состязания. Здесь можно наблюдать и единоличную волю к победе в индивидуальных состязаниях или единоборствах, и коллективную волю в командных видах спорта. Особенно это интересно, когда уровень соперников разный и кажется невероятным, что отстающий победит лидера. Причем чем выше уровень соревнований (континентальные, мировые, олимпийские), тем ярче выражается воля к победе.
Если называть это явление в созидательном плане, то более всего подходит формулировка «Я хочу!».
Не могу ручаться, что в древности у человека был выбор использовать это «Я хочу!» в войне или в создании чего-либо более полезного. Но очевидно, что в какой-то момент человек стал своё «Я хочу!» использовать для творчества, создания научных и философских идей, создания новых производств, средств, устройств и т.д. Причем очень часто это «Я хочу!» было не рациональным. И даже наоборот, казалось окружающим совсем иррациональным. Скорее всего, эта особенность человека проявлялась и тогда, когда человек только начал прикладывать труд к земле. Могло пронестись в голове что-то вроде: «Я хочу есть». Пошел и сорвал яблоко. А потом подумал: «Хочу не яблоко, а грушу». Стали порождаться алгоритмы как достать, то, что хочется. То есть, что появилось ранее труд, знание или эмоциональный интеллект сказать трудно, да и смысла в этом нет. Важно, что земля, труд, капитал, знания, эмоциональный интеллект формировались и набирали свою ценность в разное время, несмотря на то, что они присутствовали всегда в деятельности человека. И ценность того или иного фактора менялась во времени по мере возникновения возможностей для применения этих факторов. А главное методы из прошлых периодов развития нельзя применять в настоящем. Они не только не эффективны, но и пагубны для того, кто их применяет. Если бы первобытный человек сказал: «Не хочу бегать за мамонтом, а хочу заниматься наукой», он долго не протянул бы. И наоборот, если современный человек скажет: «Не хочу учиться, хочу охотиться с дубиной», - то он, может быть, и будет счастлив, но в создании материальных благ не преуспеет, занимаясь лишь этой деятельностью. А, возможно, поставит под вопрос выживания в изменившихся природных условиях для себя или своих близких.
В настоящее время, ценность земли уменьшается: истощаются богатства, портится экология, стихийные бедствия (пожары, которые требуют затрат на тушение; наводнения и землетрясения тоже требуют затрат), необходима охрана территорий. Т.е. земля требует очень эффективного использования для возможности обслуживать её (т.е. территорию, которой владеет экономика страны, муниципалитета, частный собственник). И это показывает нынешнее состояние мира - страны, обладающие большой территорией не обязательно богаты пропорционально этой территории. Иногда получается наоборот - страны с более плотным населением более богаты. Например, Япония или Швейцария. Земля, бедная полезными ископаемыми, не является преимуществом этих стран. А вот знания и эмоциональный интеллект позволили построить мощную экономику и высокоразвитое общество.
Капитал тоже теряет ценность. Он становится доступен. Страны могут легко напечатать не хватающую сумму денег, а компании и частные предприниматели могут взять кредит быстро и на приемлемых условиях. Важно только, что бы капитал пошел на развитие какой-либо продуктивной идеи. Иначе, страна утонет в инфляции, а предприниматель разорится.
Получается, что знания и эмоциональный интеллект становятся самыми продуктивными источниками богатства. Причем эмоциональный интеллект действительно становится не просто равным со знаниями источником, но и более мощным. Пример тому деятельность Илона Маска.
Продолжение следует...
Навигация:
Управление парадигмами. 2.2. Изменения. Управление парадигмами. 2.4. Изменения. Выводы. Paradigm management recipe