Этот сборник рассказов - проза поэта. Отсюда обилие точных и красивых метафор и сравнений, выверенный язык. Читать такие рассказы необычайно приятно. Рекомендую.
Продолжаю читать финалистов премии "Лицей" и знакомить вас с лучшими работами.
«Выбор книжных блогеров» - специальная номинация от Rideró - четвёртый сезон проводится в рамках Литературной премии «Лицей» имени Александра Пушкина для молодых прозаиков и поэтов.
Анна Маркина
О чём?
Это реалистические истории, в центре которых всегда стоит человек - со всеми своими детскими обидами ( "Помнишь, ты отбирала у меня горбушки в детском саду?" - рассказ "Подружка невесты") или настоящими трагедиями (рассказ "Рыба моя, рыба"), взрослыми проблемами ("Экзема", "Коррупция" и "Наташины глазки") и любовными переживаниями ( "Этот вагон не отапливается" и "Качели")
ОГЛАВЛЕНИЕ
Экзема
Скоро во Францию
Рыба моя рыба
Этот вагон не отапливается
Наташины глазки
Подружка невесты
Omnia Praeclara Rara
Качели
Коррупция
Tesla
Вышивальщик
Что хорошо?
Мне действительно понравилось, как это написано. Очень много того, что хотелось бы процитировать - некоторые находки смешные, а некоторые грустные, но все точные:
«Окорочка недружелюбно зашипели на сковородке».
«На исходе первого года к ним переехала мама Игоря. И из чистилища они перешагнули в ад».
(Наташины глазки)
«На улице отовсюду лезла весна, лизала дома влажным, теп-
лым языком, у метро торговали подснежниками и медом».
(Omnia Praeclara Rara)
"На детской площадке не было никого, кроме Ивана, солнца и надоедливой девочки. Ни детей, ни родителей. Не было слышно птиц. Даже кошки попрятались в тень. Жара обрушилась на Москву, как плоская каменная плита, припечатавшая высокую, ветреную жизнь. Теперь все гнездились в вентилируемых сотах многоэтажного жилья, пили холодный квас и кутались
в мокрые полотенца".
(Качели)
«Румяная осень бледнела с каждым днем. Наплывали туманы. Наскакивали дожди, сбивали цветные рюши с пышного платья природы. Обшитые белыми инеем, трепетали на ветру сердца осин. У окон дежурила сонная тишина, прикрытая телевизионным бормотаньем. Он вышил картину заново, но дочь в выходные не приехала.»
(Вышивальщик)
Нельзя сказать, что все рассказы захватывающие и необычные, в большинстве своём автор ничего нового нам в людях не открывает, а просто заставляет проникнуться сочувствием и к девушке, больной экземой, и к москвичу-повару, который пронёсся метеором в её судьбе и исчез, никем не поддержанный. Да, она не пошла на конфликт, покатилась по накатанной дорожке, а вот хорошо это или плохо, мы не знаем. ("Экзема")
Основная тема практически всех рассказов - выбор. И чаще всего герой или героиня выбирает "прогнуться под изменчивый мир". Ярче всего это видно в вышеупомянутом "Экзема", в рассказах "Коррупция" и "Рыба моя, рыба". Но и в "Этот вагон не отапливается", "Наташины глазки", "Подружка невесты" и "Качели" героям приходится либо смиряться с обстоятельствами, либо расплачиваться за свою строптивость.
Но самый впечатляющий, на мой взгляд, рассказ - "Вышивальщик". Обычный сантехник Василий Норкин обнаруживает у себя удивительный дар: его вышивки сбываются. Бесплодные беременеют, котята находятся, больные выздоравливают, влюблённые соединяются.
Что это? Магия или самовнушение? Но как бы то ни было, к нему выстраивается очередь из жаждущих, и в один из дней ему, конечно, придётся сделать выбор...
Что не так?
Единственный рассказ, в котором я обнаружила неточность, как человек, видевший всё своими глазами - "Скоро во Францию" - рассказ о событиях в Севастополе 2014 года.
"Появились российские военные и бородатые сербы в камуфляже. Сербы болтались по настороженным улицам с автоматами. Люди бушевали на площадях. В неразберихе сбросили прежнего мэра и выдвинули нового, «народного». Как кнуты щелкали по городу слухи - один страшнее другого: русские боялись, что их будут убивать татары, татары боялись, что будут убивать их, все боялись, что придут украинские националисты и будут убивать всех."
Последовательность событий на самом деле была такова:
Как кнуты щелкали по городу слухи - один страшнее другого: русские боялись, что их будут убивать татары, татары боялись, что будут убивать их, все боялись, что придут украинские националисты и будут убивать всех. В неразберихе сбросили прежнего мэра и выдвинули нового, «народного». Люди бушевали на площадях. Появились российские военные.
Так скажу: российские военные появились ровно тогда, когда крымчане были уверены, что придётся-таки воевать с националистами голыми руками. Образовывали народные дружины, раздавали какое-то оружие, но всё это была самодеятельность, и все понимали, что в Севасе, где стоят регулярные украинские части, никакие дедушкины винтовки не помогут отстоять свободу. Да, как бы пафосно это ни звучало, севастопольцы реально верили в свободу Крыма и хотели за неё бороться.
Но я понимаю, что человек, который тогда в Крыму не был, не может знать этих нюансов, однако хорошо бы всё-таки предложения переставить, если автор меня услышит.
А вы читали что-то у Анны Маркиной? Будете?