По следам последнего
концерта хотел немного рассказать о человеке, благодаря которому этот и многие другие концерты в Библиотеке Конгресса в принципе стали возможны. Ее имя - Элизабет Кулидж. Пианистка, композитор-любитель и покровительница классической музыки в целом и камерной музыки в частности.
Элизабет Кулидж родилась в 1864-ом году в состоятельной семье. Ее отец занимался торговлей в Чикаго и был большим любителем музыки, поддерживал местный Институт искусств и Чикагский симфонический оркестр. В 1915-1916-х годах Элизабет потеряла обоих родителей и мужа. В наследство ей досталось семейное состояние в несколько миллионов долларов. Неделю спустя после смерти отца Элизабет в его честь создала пенсионный фонд для музыкантов Чикагского симфоническго оркестра в размере $100000 (в нынешних долларах во много раз больше, разумеется).
Этот акт благотворительности стал первым в череде добрых музыкальных деяний Элизабет. Главные из них связаны с беспрецедентной материальной поддержкой камерной музыки. В начале 1920-х годов Кулидж выделила средства для строительства в Библиотеке Конгресса специального зала для проведения регулярных камерных концертов. В этом самом зале, открывшемся в 1925-ом году и названном Coolidge Auditorium, Фима Бронфман в прошлый вторник и играл сонаты Прокофьева. Параллельно с созданием концертного зала Элизабет основала фонд поддержки камерной музыки, из которого финансировались концерты и, что главное, заказы новых сочинений европейских и американских композиторов. Фонд Элизабет Кулидж находится под управлением Библиотеки Конгресса и действует по сей день.
Прошлой осенью я побывал на
выставке, посвященной Элизабет Кулидж и ее роли в продвижении камерной музыки, которая для меня стала настоящим откровением. Предлагаю серию фотографий с комментариями.
Начнем с виновницы торжества в молодости.
В благодарность за создание уже упомянутого пенсионного фонда музыканты Чикагского оркестра преподнесли Элизабет вот такую штуку с подписями.
Текст гласит: "We, the undersigned members of the Chicago Symphony Orchestra, hereby express to Mrs. Elizabeth Sprague Coolidge our sincerest gratitude for her magnificent contribution to our Pension & Invalid Fund. This noble deed has been a wonderful incentive; a new inspiration to give our best for a great cause. It has strengthened the belief that our endeavors will meet appreciation on the part of those to whom the golden message of our divine muse is an expression of their own emotions and sentiments. The Albert Arnold Sprague Memorial Fund will not only be a fitting monument to the memory of her beloved father, but will also stand for the loyalty & generosity of one of Chicago's most noble daughters. Her name will forever be linked with the history of the Chicago Symphony Orchestra as that of one of its greatest benefactors." Весьма cheesy.
Помогать Чикагскому оркестру - добро, а поддерживать композиторов, заказывая у них новые сочинения - добро еще большее. Список всех сочинений, написанных по заказу фонда Элизабет Кулидж поражает воображение. Навскидку - несколько сотен сочинений. Среди них такие всем известные жемчужины, как Пятый квартет Белы Бартока, Первый квартет Прокофьева, балет Стравинского "Аполлон Мусагет". Огромное количество музыки от знаменитых композиторов и тех, чьи имена я увидел впервые.
Автограф Пятого квартета Бартока с посвящением Элизабет Кулидж, "увлеченной покровительнице современной камерной музыки", на венгерском.
А вот письмо Бартока в ответ на приглашение фонда Кулидж принять участие в музыкальном фестивале в Вашингтоне.
Текст письма: "Dear Mrs. Coolidge, I am so glad to have got your invitation through Mr. Spivacke to participate in the festival in Washington; This will be a splendid occasion for me to visit once more the United States. It will be very important for me in these distressful and ghastly times! Yours, very sincerely, Bela Bartok." Будапешт, 1-е июля 1939 г. Действительно, нелучшие времена...
На одной из стен выставочной комнаты - имена избранных композиторов, написавших сочинения по заказу фонда. Неплохая компания!
Наряду с камерной музыкой, фонд заказывал балеты. Наиболее известна серия балетов для Марты Грэм, включая работы Мийо, Хиндемита и один из самых известных заказов фонда - балет "Весна в Аппалачах" Аарона Копленда.
Осмотрев выставку, я перешел в главное здание Библиотеки Конгресса, где и расположено (недавно отремонтированное) детище Элизабет Кулидж - камерный зал ее имени.
Внутри выглядит приблизительно так.
Вот такая история. Большое состояние да в хорошие бы руки!