Пребывает у нас нынче в гостях шотландский композитор и дирижёр Джеймс Макмиллан. Дирижирует NSO в трёх концертах с британской программой, на второй из которых я сегодня заглянул.
Программа такая: три интерлюдии из оперы "Жертва" самого Макмиллана, Виолончельный концерт Элгара и Четвёртая симфония Воан-Уильямса. Макмиллан поприветствовал нас рассказом о программе и приятным шотландским акцентом. Его опера, интерлюдиями из которой начался концерт, кстати, основана на валлийской легенде, так что, можно сказать, что все три основные части Соединённого королевства оказались сегодня представлены. Музыка Макмиллана вполне мне понравилась: интересная, северная, изобразительного характера. Местами, особенно в финальной интерлюдии, пахло "Весной священной" и немного Бартоком.
Затем Альбан Герхардт вторгся в британскую идиллию и исполнил знаменитый концерт Элгара, который в принципе
положено играть только Джеки Дюпре, но не пропадать же хорошей музыке. Альбан - прекрасный музыкант и с кажущейся легкостью, без драмы разобрался с Элгаром (я бы, честно говоря, драмы бы чуть подбавил). Концерт этот я очень люблю. Да, несколько старомоден для двадцатого века, но раз уж никто его не сочинил в девятнадцатом, то пусть будет хоть так. К сожалению, первую часть подпортила бесстыжая школьница, которая терпела, давилась, но продолжала кашлять. Кстати, именно эта собачесть на сене меня больше всего поражает в любителях покашлять во время концерта.
Во втором отделении - любимая Четвёртая симфония Воан-Уильямса, о которой я как-то давно уже
писал. Необычное, нарочито диссонансное произведение известного своими пасторальными полотнами композитора. Очень сильная, почти физически давящая музыка. Кстати, как и концерт Элгара, симфония имеет кольцевую композицию и тема, открывающая произведение, возвращается в финале с добавками. Интересная параллель вышла.