Четвертая

Nov 17, 2012 00:29

Наконец-то услышал вживую любимую Четвертую Шостаковича (NSO в Кеннеди-центре дирижировал Василий Петренко). Очень волнительно, очень впечатляюще. Тяжело, конечно, мерить классическими кондрашинскими версиями (плюс эффект привыкания), но весьма достойно все было сделано.

Ходил с другом, дирижером нашего университетского оркестра (у них сегодня, ( Read more... )

Шостакович, концерт, Вашингтон, Петренко, nso, Кеннеди-центр

Leave a comment

Comments 15

abel November 17 2012, 08:30:01 UTC
Да, это одно из величайших сочинений Шостаковича.
Что касается "агрессивности" и жесткости, то тут ей конкуренцию может составить Восьмая, а также некоторые сочинения Лютостлавского: "Книга для оркестра", 2-я симфония, но особенно Виолончельный концерт.

Reply

bgershman November 17 2012, 14:50:17 UTC
Спасибо, с Лютославским я почти не знаком, надо это исправлять. А Восьмая все-таки гораздо более рафинированная, как мне кажется (в сравнении, конечно).

Reply

abel November 17 2012, 14:57:25 UTC
Не знаю... Кульминация 1-й части Восьмой, "стык" Токкаты и Пассакальи - уже, в сущности, внемузыкальное воздействие на слух. Но 4-я беспощадно обнажает нашу "прекрасную" жизнь того времени, и я рассматриваю ее как параллель к ахматовскому "Реквиему".
А Лютославского послушайте. Он, на мой взгляд, один из великих мастеров музыки XX века.

Reply

bgershman November 17 2012, 15:28:04 UTC
Подумал об этом "стыке" как раз, когда Вы написали о Восьмой.

Reply


petrark November 17 2012, 16:54:54 UTC
Спасибо. Я очень люблю 4-ю и считаю одним из величайших творений. Там всё очень искренне и откровенно.
А о жестокости в музыке - в 9-й симфонии Брукнера кое-что есть, например.

Reply

abel November 17 2012, 17:19:27 UTC
Мне кажется, что Брукнер и жестокость - вещи несовместные.

Reply

petrark November 17 2012, 17:21:20 UTC
1-я часть 9-й местами очень страшная.

Reply

abel November 17 2012, 17:34:20 UTC
Страшная, да, пожалуй, но "страшно" тут рифмуется с известным новозаветным стихом "Страшно впасть в руки Бога живаго".
Но жестокости я не вижу. Жесткость некоторых созвучий, да, особенно в Скерцо и кульминациях Адажио.
Я бы вообще не говорил о жестокости применительно к академической музыке. А о жесткости, даже беспощадности, я думаю, можно.

Reply


mendelbookinist December 4 2016, 10:35:05 UTC
Примеров немало. Лютославский упомянут справедливо, но здесь и тот же Прокофьев - возьмите его Вторую симфонию, например. Или три "военные" сонаты. Можно еще вспомнить примеры. Скрипичный концерт Шёнберга. И т.д.

Reply

bgershman December 4 2016, 15:05:12 UTC
Скрипичный концерт Шенберга я не знаю (надо исправлять), но по поводу Прокофьева не соглашусь. Знаете, у Прокофьева я ни одно произведение не могу отнести к этой категории. Я понимаю, что вы имеете в виду, говоря о Второй симфонии или, скажем, финалах Шестой или Седьмой сонат, но эта музыка для меня все же совсем другого плана. Это нарочито "красивая", тонко продуманная агрессивность, очень эффектная музыка, но не вызывающая гнетущих эмоций. Если от материала Четвертой симфонии порой теряется дар речи и становится не по себе, то об агрессивной музыке Прокофьева хочется сказать: "вот это да!" или "роскошно!"

Уверен, впрочем, что это все особенности индивидуального восприятия.

Reply

mendelbookinist December 5 2016, 22:55:58 UTC
Я бы еще сюда же и известную Вам Третью симфонию Онеггера отнес.

Reply

bgershman December 6 2016, 00:49:21 UTC
Возможно. Хотя опять же, слишком там красиво.

Reply


Leave a comment

Up