Наконец-то услышал вживую любимую Четвертую Шостаковича (NSO в Кеннеди-центре дирижировал
Василий Петренко). Очень волнительно, очень впечатляюще. Тяжело, конечно, мерить классическими кондрашинскими версиями (плюс эффект
привыкания), но весьма достойно все было сделано.
Ходил с другом, дирижером нашего университетского оркестра (у них сегодня, кстати, был первый концерт, отличный). Он недавно сам дирижировал Пятой во Флориде и мы разговорились о симфониях ДДШ. Пытался выяснить, почему моя любимая все-таки Четвертая. Я задумался и нашел несколько возможных причин.
Для меня эта симфония - естественный, неотредактированый поток мыслей, такая прямая линия с сознанием. Как руда или алмаз, натуральный, "сырой" продукт, еще не обработанный, не переплавленный, не ограненный. Еще не лишенный дикой природной энергии и красоты. После Четвертой, на мой взгляд, у Шостаковича таких симфоний нет. Пятая - это уже бриллиант, тщательно отшлифованный и сверкающий. Прекрасная вещь, но по-другому, нежели Четвертая. В Четвертой все натурально, взаправду, без сдержек или явного сарказма, по-честному.
Четвертая - это очень жесткая музыка, дико привлекательная. Некоторые моменты так просто агрессивные, жестокие, что довольно редко встречается в академической музыке стандартного репертуара (так сразу на ум приходят "Чудесный мандарин" Бартока и финал его же 4-го квартета, подскажете еще примеры?). Например, первая, кричащая кода, перед финальным затишьем. Это же невероятно (в программке концерта - кто их составляет? - написали "triumphant". Seriously?!). Ну или даже начало (которое у меня было пугающим всех вокруг рингтоном).
А еще это последняя "молодая" симфония ДДШ, то есть звучащая как произведение, написанное молодым человеком (формально, 29-летним). В общем, творческий водораздел в нескольких смыслах. Пик творческой энергии.
Click to view