Из-за нездоровья моего малыша пришлось среди прочего пропустить все концерты за прошедший месяц. Но сегодня вечером для поддержания собственного ментального тонуса решил я все-таки выбраться на несколько часов из-под "домашнего ареста" в библиотеку Конгресса, на концерт
Иерусалимского квартета. Программа такая: ля-мажорный Бетховен 18/5, Равель и Третий Шостакович.
Ранний квартет Бетховена я услышал впервые (по крайней мере, сознательно). Симпатичный. Как бы ещё существенно гайдно-моцартовский, но уже сильно обетховенный.
Квартет Равеля я, напротив, знаю очень хорошо. Он у меня исторически идёт в паре с Дебюсси, отчасти благодаря прекрасной записи
Эбенового квартета (там ещё Форе третьим; Янник Незе-Сеген рекомендует эту пластинку в своём свежем
"кошачьем" плейлисте), а отчасти в силу структурной и музыкальной близости этих двух сочинений. Мастерская вещь, конечно, как и все у Равеля. Кстати, квартет посвящён Форе, учителю Равеля, которому, оказывается, не понравился финал (почему же, дедушка Габриэль?). Зато Дебюсси был фанатом и в письме призывал младшего коллегу ничего не менять. Иерусалимцы отыграли Равеля ну очень (слишком?) бодро, особенно первые две части.
Главным подарком вечера стал, безусловно, Третий квартет Шостаковича. В потрясающем исполнении, как говорится, с душой. Даже подумалось, что Равеля ребята отыграли все-таки в полсилы, раз на такого Шостаковича способны. Гениальная вещь, которую давно не переслушивал (вероятно, со времен
цикла в галерее Филлипса). Дичайший (as in savage) квартет, ещё без безысходности последних, но её предвещающий. Скерцо сегодня было оглушительно громким, courtesy of Jerusalem Quartet. Молодцы (с ударением на любое о): Александр Павловский, Сергей Бреслер, Кирилл Злотников и Ори Кам.
Click to view