«Фата Моргана» (1968) Вернера Херцога кино ни о чём. когда смотришь немецкое кино 60-х и 70-х всегда чётко улавливаешь социальный подтекст, отсылку к реально происходившим событиям немецкой истории и общественным нравам. Херцог - самый сумасшедший и медитативный из немецких режиссёров решил не то, что играть не по правилам, он просто наплевал на всё, что только можно - нет сюжета, героев, некой фиксируемой социальной среды, хоть чего-нибудь привычно объединяющего фильм в единое целое.
и, несмотря на присутствующие в фильме зарисовки африканской природы - картину не отнесёшь к видовым фильмам, эксплуатирующим чужеземную экзотику - штампованных красот и трогательных большеглазых зверьков в фильме нет. «Фата Моргана» не попадает даже по ведомству авангарда - здесь нет оригинальных личностных образов и специфической техники съёмки. всё, что есть в фильме - бесконечно тянущиеся вдоль дороги хлипкие заборчики африканских посёлков, однообразный пустынный ландшафт, полусгнившие трупы животных, позирующие перед камерой оборванные аборигены. да закадровый монолог - легендарный историк немецкого кино Лота Эйснер голосом скандинавской норны бормочет про сотворение мира, золотой век человечества и т.п. Херцог в этом в фильме оттягивается по полной - так, дорогой зритель, сейчас будем долго слушать кантри-баллады Леонарда Коэна и смотреть на самодельные хижины и черепа антилоп, а потом придурковатый зоолог с покусанным пальцем будет тыкать ящерицей в камеру и талдычить о жизни животного. или вот негритянский мальчик на холме держит долго-долго за горло маленькую ушастую лисицу. эй, мужик в кадре, давай беги налево, теперь стоять, а сейчас дальше пошёл! появляющиеся в фильме европейцы демонстративно придурковаты - зоолог, нелепый аквалангист с черепахой, рокабильный барабанщик, бубнящий испанский народный мотив и подыгрывающая ему на фортепьяно раздражённая дама.
чем-то похожие по манере авторского высказывания на «Фату Моргану» фильмы есть в истории кино - ранние короткометражки Гринуэя, документальные фильмы Сокурова. вопрос всегда в том, а почему так снято и почему всё это производит сильное впечатление?
мне кажется Херцог просто-напросто идёт напролом. у него есть некая идея и способ эту идею донести до зрителя. донести эту идею можно только предложенным в фильме способом.
Херцог снимает фильм о среднестатистическом европейском восприятии человека и мира. предполагается, что европеец это некая абсолютная величина - элегантен, образован и красив. привычно ходит он работу, заводит жену, детей и домашних животных. также в его жизнь в виде отпуска, иллюстрированных журналов и передач по телевизору вторгается экзотика - забавные негритянские детишки, крокодилы, бегемоты, барханы. мир укомплектован и утрамбован в сознании до состояния валяющейся на чердаке бабушкиного дома пыльной пачки старых газет. и Херцог говорит своим фильмом - всё! не будет тебе формата воскресной телепередачи! будет тебе суровый реализм! любите панорамы - получите в тройном объёме и не неким элегантным полуоборотом по закатной линии моря, а пески, пески, разруха, овраги, козы.
дети и животные - смотрите, но непрерывно, по десять минут на статичном плане. быт туземцев - ради бога, по полчаса транслируем придорожные заборы, пустыри, свалки, обрывающиеся в пустынном ландшафте, оборванные дети, нищета. ребята, у меня всё тоже самое, только я не виноват, что вы привыкли разглядывать туристические проспекты, а я вижу голого человека на голой земле.
Херцог делает марш-бросок по общим местам европейского самосознания. невозможно на этом фильме благостно утонуть в кресле. потому, что на голову зрителя вываливается архетипичность человеческого мироустройства - что в Африке, что в Европе. мальчик с собачкой на улице немецкого городка приравнен к маленькому аборигену с лисицей. исковерканный европейский индустриальный ландшафт теряет свою привычность и нормальность после пробега камеры по задворкам африканского посёлка. Херцог возвращает зрителю замыленное повседневностью изначальное, человеческое мировосприятие, где понятия ребёнок, вода, небо, земля первичнее чем понятия сезонная распродажа, ярмарка, газета и пенсия - возвращает исходник того мира, где зритель живёт и, который затерялся за витринами, политической агитацией и датой прибытия-отбытия в турпутёвке.
«Фата Мограна» - фильм-фельетон, киноэссе, снятое в традиционном для искусства (картины Гогена, романы Джозефа Конрада) методе обращения к некой нецивилизованной действительности для того, чтобы окружающий нас мир обрёл реальные, осязаемые сознанием очертания.