Рынок детской литературы

Apr 13, 2011 23:38

Детской литературой интересуются практически все. У меня интерес, как у автора, педагога и потребителя. Постоянно покупаю детские книги, читаю, слежу за аналитикой. Выкладываю некоторые цифры по теме, а вслед - мои мысли.

Потребительские предпочтения на рынке детской литературы

Маркетинговые исследования показывают, что самым популярным направлением литературы для дошкольников является художественная.

Только 63,5% выбирают авторов, которых читали сами в детстве.

Среди жанров художественной дошкольной литературы доминируют сказки.

¾ респондентов тратят на книги 250-1000 руб. в месяц. Однако 12,6% готовы платить и больше.
Из 50% «новых» книг только 9,1% принадлежит зарубежным. Современные российские писатели воспринимаются позитивно. Значительно хуже «идут дела» у зарубежных авторов (западная продукция на этом рынке не пользуется большой популярностью из-за огромной разницы в менталитете).

Основными мотивами покупки литературы для детей оказались рациональные: книги приобретают, прежде всего, в воспитательных и образовательных целях. Немаловажную роль играет и желание способствовать развитию воображения ребенка.

Глобального спада продаж в сегменте не наблюдается. Как показывает исследование, потребители на детях не экономят.

Высокие требования потребители предъявляют к полиграфии. Четкий яркий шрифт на белых страницах, высокохудожественные авторские иллюстрации являются одним из главных факторов выбора и покупки новинки.


Продвинутые и активные пользователи всемирной сети вовсе не доверяют многочисленным он-лайн магазинам, предпочитая традиционные книжные или книжные супермаркеты.

Для многих потребителей критерием выбора детской книги является шрифт: чем младше ребенок, тем крупнее должен быть шрифт. Для детей младшего школьного возраста становится важным содержание книги, так как потребитель осведомлен, что в возрасте 7-11 лет содержание книг влияет на дальнейший образовательный процесс.

Завершившаяся в Москве девятая книжная ярмарка non/fiction, отчасти посвященная детской литературе, отчетливо показала, что литература, которую сегодня читает юное поколение россиян, приводит в недоумение и взрослого. Рынок детской литературы пестрит сказками в аляповатых обложках и пособиями вроде «Как выжить в школе».

В книгоиздании заговорили о необходимости развития новой отрасли - детской невыдуманной литературы non-fiction. Правда, среди самих издателей пока немногие понимают, что же это такое.

Один из важнейших критериев детской книги - она должна хорошо заканчиваться. Не в плане пресловутого «хеппи энда», но книга должна давать надежду. Это нормально для детской психологии. На этом основаны, к примеру, многие волшебные сказки. Но если книга оканчивается нехорошо, то она может породить самые разные фобии.

Детям всегда интереснее читать про своих сверстников, про свое время. Поэтому нужна современная детская литература.

Мои критерии для детской книжки

Какие продукты мы покупаем для детей? Правильно - самые свежие, качественные (стараемся, во всяком случае). Мы понимаем, от того, что дети съедят, зависит их здоровье. Аналогично и здесь. Взрослые стараются покупать то, что пойдёт на пользу. Именно поэтому к детской книге - особый спрос, особый интерес. При покупке детских книг руководствуюсь несколькими правилами:

1)      Никакой газетной бумаги - только качественная мелованная бумага с хорошим шрифтом.

2)      Никаких аляповатых украшений в книге - типа блёсток, виньеток, мудрёных завитушек и пр. (у детей надо формировать хороший вкус, а всё вышеперечисленное можно найти на рынке).

3)      Никаких ошибок (сразу смотрю текст и был ли корректор).

4)      Детская книга без картинок не может вызвать должного интереса.

5)      Картинки должны быть нормальные - без острых углов, искажений пропорций, примитивизма, взрослых изысков.

6)       Старые, известные с детства сказки должны быть без сокращений. Если вы их не видели, приведу один пример: «Джузеппе надел очки, обмотанные бечёвкой, - так как очки были тоже старые, - повертел в руке полено и начал его тесать топориком. Но только он начал тесать, чей-то необыкновенно тоненький голосок пропищал:
 - Ой-ой, потише, пожалуйста!
Джузеппе уронил рубанок, попятился, попятился и сел прямо на пол: он догадался, что тоненький голосок шёл изнутри полена».
(А. Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино», издательство «Стрекоза», 2008)

Несколько абзацев было бездумно выброшено.

7)      Новые сказки надо прочесть по диагонали, чтобы понять, какой посыл, какую энергетику они несут. И обязательно посмотреть концовку. Мы же не хотим, чтобы чужие дяди/тёти закладывали в детскую душу безнадёгу, зло, неуверенность, аморальность….

книжный рынок, продажи книг, книгоиздание

Previous post Next post
Up