Легенда о проклятии.

Dec 19, 2015 23:55

В книге Н.Варенцова "Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое" есть легенда о московском купце, основоположнике купеческой династии Мазуриных, городском голове Москвы, потомственном почетном гражданине, купце первой гильдии Алексее Алексеевиче Мазурине.

Варенцов утверждает, что описываемые им события были рассказаны ему его матерью, которая якобы сама была свидетельницей некоторых публичных действий, и относятся эти события к 1845 году.

Суть легенды вкратце такова. Алексей Мазурин, предприимчивый и богатый купец дружил с греком по фамилии Баюкли (в других редакциях есть иные имена - Буюкли и Ашке нази - никак не грек!), который торговал сибирскими мехами и драгоценными камнями, привозимыми из Индии. Свой товар грек отвозил в Лондон и там продавал. А с семьей он жил в Москве и ездил то в Индию, то в Лондон. Дружба их была такая крепкая, а взаимная симпатия такая сильная, что Мазурин и грек Баюкли обменялись крестами - стали крестными братьями. Однажды, собираясь в Лондон и затем оттуда в Индию - это по его планам могло потребовать не меньше года путешествия, грек принес Мазурину на хранение ларец с личными ценностями и 200 000 рублей на содержание своей семьи - жены и дочери.

В поездке Баюкли попал в кораблекрушение, но спасся. После мытарств безденежному греку, потерявшему все в крушении удалось вернуться в Москву спустя два года странствий. Придя на место своего дома, он застал лишь следы пожарища, а приходской священник сказал ему, что его жена и дочь работают прачками. Баюкли пришел к крестному брату Мазурину потребовать от него свои материальные ценности, но Мазурин сказал, что грек никакого ларца ему не передавал...

Грек возбудил тяжбу против купца Мазурина, но доказать ничего не смог. В свою очередь купец Мазурин засудил грека и его посадили в тюрьму за необоснованный донос и вымогательство.
Грек Баюкли сидел в тюрьме, когда государю Николаю Первому пришла мысль проинспектировать тюрьмы, чтобы проверить, насколько торжествует справедливость наказания. Проверяющему история грека о присвоении Мазуриным ларца показалась заслуживающей доверия и она дошла до государя. Грек сказал, что согласится сидеть в тюрьме до конца дней своих если Мазурин поклянется на Евангелии, что он ларец не брал.

И вот в полночь купец Мазурин должен был босым, одетым в саван, подпоясанный простой веревкой с черной свечой в руках пройти по Покровке-Маросейке-Ильинке-Красной Площади до Казанского собора и там перед крестом поклясться. Вот это шествие в полночь, якобы и видела мать Н.Варенцова в тринадцатилетнем возрасте в 1845 году. Но к 1845 году купец Мазурин уже 11 лет, как умер... "Ложная память".

Купец Мазурин поклялся на Евангелии, что он не брал ларца у грека Баюкли. Грек проклял Мазурина и его семейство "до седьмого колена", как полагается. Почему-то грек остался на свободе, но после всех житейских невзгод вскоре заболел и умер. Мазурин не хотел пойти на похороны, но его уговорили друзья проститься с покойным, с некогда крестным братом в знак прощения и примирения. По закону жанра, когда Мазурин наклонился приложиться к руке покойного в "последнем целовании", мертвое тело грека дернулось из-за внутренних процессов, сопровождающих тление. Разумеется, из храма Мазурин вышел уже безумным и вскоре тоже умер.

Иных источников этой легенды я не нашла. Все ссылается на рассказ Варенцова и последующие события. Достоверность сомнительная. Утверждения, что якобы Алексей Алексеевич Мазурин разбогател на сокровищах из ларца грека Баюкли, тоже не имеют оснований. Мазурин уже был богатым купцом, когда дружил с богатым греком Баюкли, если эта дружба имела место.

Алексей Алексеевич Мазурин был женат на незаконнорожденной дочери графа Шереметева.



Алексей Алексеевич Мазурин
Вот этот господин должен был идти босиком в рубище клясться на Евангелии...


Анна Федоровна Мазурина

Оба портрета работы кисти Тропинина.

У них выросло три дочери и шестеро сыновей. Три года, с 1828 по 1831, А.А. Мазурин возглавлял городское самоуправление. По инициативе Мазурина началось строительство функционирующей и поныне 1-й Градской больницы, в которой, согласно ее уставу, «все бедные и неимущие обоего пола люди принимаемы и лечены будут безденежно, кроме достаток имеющих». Алексеем Мазуриным было инициировано строительство Биржи на Ильинке, восстановлено здание Гостиного Двора, разрушенного при нашествии французов, в 1831 году была организована Российская Мануфактурная выставка. Дочери вышли замуж за представителей дворянских семей: Елизавета Алексеевна стала женой полковника И.Н. Макарова-Зубачева, Александра Алексеевна - княза М.А. Оболенского, а Анна Алексеевна - светлейшего княза Д.Б. Грузинского.

Вот портреты двух дочерей четы Мазуриных работы кисти Тропинина:



Портрет светлейшей княгини Анны Алексеевны Грузинской, ур. Мазуриной

Очень красивая!


Княгиня Александра Алексеевна Оболенская, ур. Мазурина
Другой тип лица, но тоже красавица!

Вполне респектабельная и деятельная семья. Так например, один из сыновей Сергей Мазурин - потомственный почетный гражданин и купец 1-й гильдии в 1843 году покупает у титулярного советника М.Е. Романова, тогдашнего хозяина Реутова, земли и сельцо Реутово. Построив кирпичный завод, приступает к строительству в Реутово мануфактуры. В этом же году С.А. Мазурин строит основной корпус фабрики, первое рабочее общежитие (первую казарму), которые стоят до сего дня, и конный двор для подвоза хлопка, топлива и вывоза пряжи и отходов.
Ко времени, когда С.А. Мазурин был хозяином фабрики, относится начало формирования фабричного поселка Реутово.
Сергей Алексеевич был женат на Елизавете Владимировне Третьяковой, из купеческого рода Третьяковых.



Елизавета Владимировна Мазурина (ур. Третьякова), жена Сергея Алексеевича Мазурина, основателя Реутовской мануфактуры.

У них в семье было семеро: Митрофан, Николай, Константин, Алексей, Елизавета, Софья и Варвара. Их дочь Елизавета Сергеевна выйдет замуж за Сергея Михайловича Третьякова, а Софья Сергеевна будет замужем за Дмитрием Петровичем Боткиным. Дочь внука С.А. Мазурина - Константина Митрофановича, Татьяна, позже стала женой Федора Павловича Рябушинского. Младший сын Сергея Алексеевича Алексей Сергеевич стал известным фотографом.

Жил Сергей Алексеевич Мазурин с семьей в основном в Москве, в большом старинном родительском доме на Мясницкой. С 1846 по 1849 годы являлся старшиной московского Биржевого комитета. Был крупным коллекционером картин европейских художников.

Павлом Афанасьевичем Бурышкиным в парижской эмиграции была написана книга "Московское купечество", в которой приводится классификация семей этого влиятельного сословия. В отдельную группу Бурышкин выделил «семьи, в прошлом занимавшие самые первые места, но (к 1917 году) бывшие либо на ущербе, либо ушедшие в другие области общественной или культурной жизни». К таким семьям он среди прочих отнес семью Мазуриных, игравшую значительную роль в деловой жизни Москвы XIX столетия.
Н. Варенцов создал легенду или кто-то другой, но как у всякой богатой купеческой семьи, у Мазуриных тоже оказалось "в семье не без урода"...

P.S. Фамилия Мазурин по законам образования русских фамилий, которые образуются при помощи суффиксов -ов-, -ев-, -ин-, образована от слова "мазур", которое имеет восточно-польское происхождение.
Слово "мазурик" образованно уже от слова "мазур" и носит негативную окраску.

Важно знать, что фамилия не является обязательным свойством человека. Часто фамилия давалась случайно, обычно, когда люди переселялись из мест оседлого проживания и требовался документ, паспорт. Понятно, что у высоких сословий фамилии появились раньше, чем у простых людей. Купцы все происходили из низов, из крестьян, ибо являлись результатом труда предприимчивого предка, основателя династии, рода.

Н.Варенцов, Грузинские, московское купечество, Мазурины, Оболенские

Previous post Next post
Up