Портрет куртизанки

Dec 11, 2022 21:32


Только интернет позволяет быть, как Фигаро - здесь, тут и там одновременно. Он даёт возможность бродить по музейным залам, удалённым на тысячи километров, узнавать тайны давно умерших людей и восхищаться их дерзостью и безрассудством.

В своих поисках и блужданиях я обнаружила два похожих портрета, связанных между собой именем художницы Элизабет Виже-Лебрён. Они не просто похожи, они явно связаны между собой, но между ними лежит пропасть глубиной в полвека! К тому же, их объединяет не только имя художницы - их объединяет одна фамилия.

Первый портрет был написан в 1783 году в Париже. На нём изображена мадам Гранд, урождённая Ноэль Катрин Ворле (Varle, иногда Верле или Варле).



Мадам Гранд (Ноэль Катрин Ворле, 1761/2-1835), написанный в 1783 году в Париже Элизабет Виже-Лебрён. Холст, масло. Овал 92,1 x 72,4 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

В карьере Виже-Лебрён 1783 год был важным. Покровительство Марии-Антуанетты помогло ей стать членом Королевской академии художеств -  одной из четырех женщин. На парижский Салон 1783 года художница отправила три исторические картины и не менее десяти портретов, включая этот. Представленные на Салоне картины стали её публичным дебютом.

Мне показалась весьма интересна история жизни мадам Гранд.

Ноэль Катрин Ворле родилась в семье французских колонистов в Индии недалеко от Пондишери, в местечке под названием Транкебар в ноябре 1761 или 1762 года. Имела как французское, так и датское происхождение. Рано стала известна своей привлекательностью.



В возрасте 15-16 лет в доме губернатора французского поселения в Чандернагоре она познакомилась с Джозефом Франсуа Грандом (Joseph-Francois Grand). 10 июля 1777 года они поженились.



Сэмюэл Дэвис. Вид на дом губернатора Чандернагора в Бенгалии. Акварель. Из Британской библиотеки.

Как писал в воспоминаниях Гранд, «…никогда семейный союз не начинался с более радужных перспектив. С нашей стороны чувство было чисто и бескорыстно, а отношения озарены самой искренней привязанностью».

Не долго продлилось семейное счастье молодой пары, и уже 8 декабря 1778 года мистер Гранд, вернувшись домой, застиг свою молодую жену с любовником. Им оказался 38-летний сэр Филипп Фрэнсис (Sir Philip Francis), политик, член высшего совета Бенгалии. Гранд отправил жену к родителям, а на Фрэнсиса подал в суд и выиграл его, получив за совращение Фрэнсисом своей жены приличную сумму денег.

На этом брачные отношения супругов Гранд завершились, хотя брак расторгнут не был. Вскоре после этого Ноэль Катрин Гранд переехала к сэру Фрэнсису и жила у него до августа 1780 года, когда в правительстве Бенгалии в очередной раз обострилась борьба за власть, и связь Филиппа Фрэнсиса с чужой женой стала основанием для обвинения со стороны губернатора Бенгалии Гастингса в его адрес в бесчестном поведении. Между Гастингсом и Фрэнсисом состоялась дуэль, в которой любовник мадам Гранд был ранен, а после выздоровления он покинул Индию и отправился в Лондон.

Сама Ноэль Катрин уехала в Лондон 7 декабря 1780 года на голландском корабле. Вероятно, в Лондоне дела её пошли неплохо, но ещё лучше они пошли в Париже. Уже весной 1782 года она поселилась в столице Франции, где жила очень богато и расточительно - снимала особняк стоимостью 4 200 ливров в год на улице Артуа, была клиенткой ювелиров Пале-Рояля, имела ложу в Гранд-Опера.

Мадам Гранд стала широко известна в литературных кругах и была близко знакома со многими видными деятелями эпохи. В Париже поклонники и критики в равной степени экзотизировали ее индийское происхождение модной и богатой куртизанки, дав ей имя «Индианка».

В это время и был написан художницей Виже-Лебрён её портрет. Как и Виже-Лебрён, во время Французской революции «Индианка» вынуждена была бежать из Парижа. В августе 1792 года она отправилась в Лондон, но не с пустыми руками, а, прихватив с собой драгоценностей и денег на сумму более 16 000 фунтов. Но в 1797 году Ноэль Катрин вновь вернулась в Париж, а через год была обвинена в шпионаже и арестована. За нее вступился Талейран (Charles-Maurice de Talleyrand-Perigord), бывший в правительстве министром иностранных дел, и мадам Гранд на следующий день была освобождена.



Барон Франсуа Жерар. Шарль Морис де Талейран Перигор, князь де Беневан. 1808 год. Холст, масло, размеры 213 x 147 см. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

7 апреля 1798 года она либо заочно развелась с первым мужем, либо он умер - в некоторых источниках 1798 год указан датой смерти Гранда. Она сожительствовала с Талейраном, который помог Наполеону Бонапарту осуществить правительственный переворот в ноябре 1799 года. Талейран был священником, рукоположенным в епископы (хиротония 4 января 1789 года). Папа римский позволил ему не носить церковные одежды, но на брак он Талейрану разрешения не давал.

20 августа 1802 года Консул Наполеон Бонапарт постановил «секуляризировать» своего министра от епископата. Через двадцать дней после этого Талейран, став по этому постановлению мирянином, женился на мадам Гранд. Брак между ними был заключён по гражданскому закону.

В некоторых источниках упоминается, что со стороны церкви якобы было дано брачное благословение. Было, или нет - это не существенно. Брак был заключён по законам Франции, и куртизанка, родом из индийской колонии стала княгиней Телейран-Перигор.



Барон Франсуа Жерар. Мадам Шарль Морис де Талейран Перигор. Около 1804 года. Холст, масло, размеры 225,7 x 164,8 см. В музее Метрополитен, из фонда Райтсмана.

5 июня 1806 года император Наполеон I возвёл Талейрана в титул князя Беневана (небольшое княжество на юге Италии). Таким образом, бывшая мадам Гранд стала её светлостью княгиней де Беневан. Тем, кто приходил его поздравить, новый князь отвечал: «Идите и поздравьте мадам де Талейран, женщины всегда очень гордятся, когда становятся княгинями».

Портрет Талейрана, написанный бароном Жераром в 1808 году, был заказан художнику после того, как Талейран ушел в отставку с поста министра иностранных дел в знак протеста против ненасытных военных амбиций Наполеона.

Позднее Людовик XVIII, восстановленный на престоле Франции после отречения императора Наполеона I 14 апреля 1814 года, назначил присягнувшего ему на верность Шарля Мориса де Талейрана Перигора 4 июня 1814 года пэром Франции с титулом князя де Талейрана. Его жена, Ноэль Катрин, отныне осталась в истории как княгиня де Талейран, и этот титул она будет носить до самой смерти в 1834 году.

Возможно, у них была дочь - Шарлотта де Талейран. Таким именем называлась девочка, жившая в их семье, но по документам значившаяся как Элиза Аликс Сара, родившаяся 4 октября 1799 года якобы от неизвестных родителей.  Впоследствии она была выдана замуж за племянника Талейрана, барона Александра-Даниэля де Талейрана Перигора. Шарлота была очень привязана к Ноэль Катрин и посещала её вплоть до ее смерти.

Причиной разъезда Ноэль Катрин с Талейраном стало пребывание изгнанных из страны испанских принцев в замке Талейрана в Валенсе, вернее, ее роман в 1809 году с Хосе Мигелем Карвахаль-Варгас-и-Манрике, вторым герцогом Сан-Карлосом, сопровождавшим принцев в изгнании.



Портрет Хосе Мигеля де Карвахала, Варгаса и Манрике, 2-го герцога Сан-Карлоса, 9-го графа Кастильехо и 6-го графа дель Пуэрто. Гравюра. 1817 год. Размеры 27,9 х 22,3 см. Британская библиотека.

С 1809 года дипломатическая жизнь и семейные интересы сблизили Талейрана с Анной Шарлоттой Доротеей де Медем, последней женой герцога Курляндского, а затем с её дочерью, тоже Доротеей, вышедшей замуж 21 апреля 1809 года за его племянника Эдмона, будущего герцога Дино. Связь с женой племянника, Доротеей, у Талейрана продлится до его смерти в Лондоне в 1838 году.

27 декабря 1816 года князь Талейран подписал и закрепил «печатью чести» мировое соглашение со своей законной женой Ноэль Катрин о раздельном проживании супругов, предоставив княгине Талейран ресурсы на случай ее отъезда за границу. Она жила некоторое время в Лондоне, затем вернулась в Париж, и Талейран вполне ладил с ней. Смерть 27 сентября 1828 года герцога Сан-Карлоса положила конец его роману с Ноэль Катрин. Ей к тому времени было уж больше 66 лет, и было не до новых романов.

Через шесть лет, 10 декабря 1834 года, она умерла в Париже и была похоронена на кладбище Монпарнас.



Удивляет её бедная могила. Париж всегда с уважением относился к куртизанкам, а тут такая дискриминация «Индианки» - ракушки в траве вместо гранита и мрамора.

Связь Талейрана с женой его племянника, Доротеей де Талейран Перигор, урожденной баронессой Бирон, подводит нас ко второму портрету, созданному по картине Виже-Лебрён. На этом втором портрете изображена невестка Доротеи, любовница Анатоля Демидова, в 1839 году ставшая женой сына Доротеи и внучатого племянника Талейрана - Александра де Талейрана Перигора, герцога Дино.



По картине Элизабет Виже-Лебрён. Портрет Валентины де Талейран-Перигор и герцогини де Дино, урождённой де Сент-Альдегонд. Масло, холст, овал 82 х 72,5. Дата создания около 1840-х годов. Частная коллекция.

Красивая прямоугольная рама из дерева с позолоченной лепниной, украшенная рельефными пальметтами эпохи Реставрации. Слева на раме -  небольшая круглая этикетка, написанная коричневыми чернилами Vigée Lebrun. Картина происходила из Шато де Ла Мустьер (Эндр). На обратной стороне рамы старая этикетка, на которой написано: «Подарено мадам де Талейран мадам д'Антрег/Шато де ла Мустьер. Эндр».

Портрет явно создан с изменениями в прическе и туалете с написанного в 1783 году Элизабет Виже-Лебрён портрета богатой куртизанки мадам Гранд, урожденной Ноэль Катрин Ворле, ставшей впоследствии княгиней Талейран. Именно её портрет послужил неизвестному художнику образцом для портрета Валентины де Сент-Альдегонд.

Валентина известна только тем, что она была любовницей Анатоля Демидова, из-за которой произошел разрыв его семейных отношений с принцессой Матильдой. С мужем Валентина прожила пять лет, родила пятерых детей, из которых выжили четверо.

После смерти Демидова в 1870 году она жила в Париже и умерла от инфаркта в 1891 году. Похоронена на кладбище Пер-Лашез. Там все в граните.

Жерар, Талейран, Виже-Лебрен

Previous post Next post
Up