Когда сейчас читаешь Шафаревича "Социализм как явление в мировой истории" - с длинным списком социальных экспериментов древности и Средневековья, а особенно с впечатляющими экспериментами иезуитов в Южной Америке - возникает вопрос: а что по другую сторону?
Что дал капитализм - чистый, беспримесный - в попытках сделать свои социальные структуры рабочих?
Тут свежие материалы у Куздры:
- описание того, что сделал Крупп:
http://kouzdra.livejournal.com/3192396.html, им взято здесь
http://flibusta.is/b/229794/read#t12"Обеспечивая своих сотрудников жильем, школами, больницами и питанием, он полагал, что их нерабочие часы тоже принадлежат ему. Удивителен тот факт, что большинство из них с этим соглашались или, по крайней мере, не проявляли никаких признаков мятежа. (Один старый человек, семья которого работала на Круппов со времен битвы при Ватерлоо, однажды сказал автору, что фотографии семейства Круппов всегда висели в гостиной его деда и бабки. На вопрос: «Где?» - он ответил: «Там же, где святые».)
По всем меркам самым экстраординарным документом можно считать приказ «Мужчинам моего завода». Он все обдумал, заявлял Крупп, и пришел к заключению, что рабочее место преданного труженика должно включать в себя и брачное ложе. Как единственный собственник заботится о сырьевых материалах для дома Круппа и фирмы на столетие вперед, так и каждый сознательный крупповец должен стремиться к тому, чтобы «обеспечить государство множеством верных подданных и создавать особую породу людей для завода». И представьте себе, ничто не свидетельствует о негодовании или хотя бы удивлении по поводу такого предписания."
- ну и фордизм, ссылки:
http://balalajkin.livejournal.com/1115225.html,
http://balalajkin.livejournal.com/1116356.html"Вопреки распространенному обороту речи и мысли, который я воспроизвел в предыдущей главе, Фордовская ставка в 5 долларов зарплатой не являлась.
Вернее, приблизительно 2 доллара 30 центов были зарплатой, а остальное - полагалось бонусом, премией, формой участия рабочего в общей прибыли фордовского предприятия. Условия получения этого бонуса см. выше - некурящий, непьющий, на сторону не гуляющий... и.т.п. Строитель светлого будущего, не иначе.
Но и не только.
"Всесторонняя забота о людЯх" была отличительной чертой гения менеджмента всех времён и народов.
Чтобы начать получать премию, рабочий должен был отработать шесть месяцев на заводе Форда. Непрерывно. Без опозданий и прогулов. И соблюдая все правила Фордовского общежития и системы организации труда.
Организация труда была очень примечательной и во многом революционной. На одной производственной операции было занято в среднем, скажем, четырнадцать человек. Из этих четырнадцати двое работали очень быстро и толково, десяток был середняками, а двое кое-как, медленно, - не потому что ленились, а природа не позволяла.
Стандартная капиталистическая логика работала так, - медлительных увольняем, быстрых награждаем, остальных пока оставляем как есть, ищем новых рабочих, предпочитая самых ловких и быстрых.
Форд запрещал своим менеджерам мыслить подобным образом. Слишком способные рабочие - это потенциальные траблмейкеры, их не нужно награждать, их необходимо успокаивать, замедлять и вводить в общий средний цикл. Если у них есть лишняя энергия, - пусть тратят её на учебу во внерабочее время или занимаются общественным активизмом и помогают полиции.
Слишком медленные рабочие - это не плохие рабочие, - помогите им, подтяните их до общего темпа и они будут вам преданно и верно служить долгие годы.
В Фордовских предприятиях так пошло - за спиной каждого рабочего первое время стоял менеджер - инженер или мастер - и замедлял или подтягивал до необходимого темпа каждого индивида.
В личной жизни рабочему также всесторонне помогали и окружали его заботой.
Форд очень любил принимать на работу свежих иммигрантов, - немцев, русских, итальянцев, опять же вопреки общераспространенному мнению, что все это рабочие второсортные, хотя бы потому, что они плохо понимают английские команды. Он рассуждал так, - если свежего человека обучить всему с нуля, от языка, до правил поведения, то никаких посторонних идей у него пожалуй не заведется. Если коренной американец имел где-то братьев, сестер, кузин и так далее - и все они пили, курили и не работали на конвейере, то свежий иммигрант вливался в дружную семью братских в Форде народов целиком, с потрохами.
По достижении 22-летнего возраста рабочий должен был жениться и начать воспроизводство. Неженатый 22-летний терял премиальные и возвращался на унылые 2 доллара с четвертью.
С другой стороны, кто не захочет замуж за 5 долларов в день? От женщин отбоя не было; на заводы Форда повалили фемины, как на дикий Запад. Но если на дикий Запад ехали в публичный дом или за сомнительным ковбойским или старательским счастьем, то Форд гарантировал устойчивый быт и усердного добытчика.
В 1922 году Форду пришло анонимное от жены одного из его рабочих. "Мой муж, приходя домой, валится без ног на диван и никакими силами его с этого дивана не стащить... Да, пять долларов в день - это великое благо, но мой бог! Это благо зарабатывается великим трудом."
В то время рабочие на заводах Форда трудились 6 дней в неделю.
Форд решил ввести пятидневку. Возможно, его натолкнуло на эту мысль то самое письмо. Во всяком случае, легенда такого рода для журналистов была сочинена.
В любом случае Форд начал вынашивать идею сокращения рабочего времени до 40-часовой недели.
8 часов в день. Пять дней в неделю. Суббота и воскресенье - чистый досуг для рабочего человека. И после аккуратных подсчетов и планирования, ввел это прогрессивное новшество в 1926 году.
Опять же, многие современники полагали этот шаг чистым безумием и не представляли его без неизбежных потерь в производстве и без разбалтывания рабочих, потери их морального облика. Что делать с лишним днем в жизни? А?
Форд однако опять оказался дальновиднее всех. Индустриальное значение досуга - позже писал он, - состоит не просаживании времени впустую, а в стимуляции потребления товаров. Тем самым Форд предвосхитил дальнейшее кейнсианство и потребительскую экономику.
Рабочий, отлежавшись на диване, должен был завести свой Форд (рабочий ездил не на автомобиле, а именно на Форде, отце родном) и ехать в магазины за покупками, а также на природу устраивать пикник и играть в мяч.
Шоппинг, пикники на природе и игры на свежем воздухе раньше были уделом небольшого, компактного класса городской буржуазии. На заводе Форда они стали массовым мероприятием.
Форд просто так купить было нельзя. Нужно было соблюсти все правила игры. При покупке рабочему устраивался допрос, - деньги есть? Есть. Жена есть? Есть. Сколько детей? Двое. Мебель в доме оплачена? Оплачена. Долгов нет? Нет. Можешь покупать и ездить в своём Форде за покупками и на природу.
А что если трудящийся не ехал, как ему полагалось на пикник или в магазин потреблять товары народного потребления, а скажем пробирался в соседний город пить виски, курить папиросы, играть в карты и устраивать оргии с публичными женщинами?
На этот случай у Форда имелась его тайная полиция со своими шпионами и даже палачами. Нехороших рабочих не только могли поймать, но и тут же проучить по-свойски - членовредительствовать не разрешалось, негодяя просто обрабатывали в котлету бывшие боксеры-профессионалы. Свои же люди, рабочие товарищи. "Подводишь весь коллектив, сука!"
Если в 1914 году у Форда имелось 50 личных полицейских, то в следующем - уже 200, плюс неограниченное число осведомителей и активистов фордовской социализации, и они следили за каждым аспектом жизни рабочего. Каждым - это не преувеличение.
По "сигналу общественности" фордовские частные полицейские объявлялись у рабочего дома и производили проверку чистоты полов, столов и мебельных полок. Слой пыли на книжках? Лишаешься премии, голубчик. Полная антисанитария? Первое и последнее предупреждение, второй раз повторится, - пойдешь на увольнение. Жена принималась плакать "ах, я не успела..." Ну ничего, в следующий раз успеешь. Отец наш Форд о тебе позаботится. "
В Российской империи тоже бывали промышленники, которые много рабочим давали и много от них требовали.
А сейчас посмотреть на Сингапур - аналогичная ведь ситуация.
Но, имхо, что тут препятствует "победе корпоративного социализма во всемирном масштабе"?
- чтобы вот так работать с населением, требуется очень существенная морковка в сочетании с не слишком-то устроенной жизнью вокруг;
- требуется полный управленческий контроль, сложность которого резко возрастает с увеличением масштаба фирмы;
- любая фирма (техноструктура) стремится к самоуспокоению, к некоему равновесию-гомеостазу. А только оно достигается - всё;
- в идеале, требуется создать систему, которая будет решать политические вопросы, выдвижением новых лидеров. В Союзе не получилось.