(no subject)

Nov 15, 2016 11:20

Генри Форд и главные завоевания социализма

3. Забота о простом человеке

Никто так не умеет ценить людей, никто так не способен проникнуть в самые тайники человеческой души, как Генри Форд. Вождь и учитель индустриального класса, великой рабочей семьи, Форд при решении любого вопроса, будь он большим или, казалось бы, самым незначительным, всегда соблюдает величайшую заботу о людях, заботу о человеке. И это не случайно. Весь жизненный путь этого великого человека, свыше сорока лет его кипучей индустриальной деятельности отданы им во имя человеческого счастья, за торжество счастья простого труженика.

(это как бы шутка, серьёзное под катом)



Вопреки распространенному обороту речи и мысли, который я воспроизвел в предыдущей главе, Фордовская ставка в 5 долларов зарплатой не являлась.

Вернее, приблизительно 2 доллара 30 центов были зарплатой, а остальное - полагалось бонусом, премией, формой участия рабочего в общей прибыли фордовского предприятия. Условия получения этого бонуса см. выше - некурящий, непьющий, на сторону не гуляющий... и.т.п. Строитель светлого будущего, не иначе.

Но и не только.

"Всесторонняя забота о людЯх" была отличительной чертой гения менеджмента всех времён и народов.

Чтобы начать получать премию, рабочий должен был отработать шесть месяцев на заводе Форда. Непрерывно. Без опозданий и прогулов. И соблюдая все правила Фордовского общежития и системы организации труда.

Организация труда была очень примечательной и во многом революционной. На одной производственной операции было занято в среднем, скажем, четырнадцать человек. Из этих четырнадцати двое работали очень быстро и толково, десяток был середняками, а двое кое-как, медленно, - не потому что ленились, а природа не позволяла.

Стандартная капиталистическая логика работала так, - медлительных увольняем, быстрых награждаем, остальных пока оставляем как есть, ищем новых рабочих, предпочитая самых ловких и быстрых.
Форд запрещал своим менеджерам мыслить подобным образом. Слишком способные рабочие - это потенциальные траблмейкеры, их не нужно награждать, их необходимо успокаивать, замедлять и вводить в общий средний цикл. Если у них есть лишняя энергия, - пусть тратят её на учебу во внерабочее время или занимаются общественным активизмом и помогают полиции.
Слишком медленные рабочие - это не плохие рабочие, - помогите им, подтяните их до общего темпа и они будут вам преданно и верно служить долгие годы.

В Фордовских предприятиях так пошло - за спиной каждого рабочего первое время стоял менеджер - инженер или мастер - и замедлял или подтягивал до необходимого темпа каждого индивида.

В личной жизни рабочему также всесторонне помогали и окружали его заботой.

Форд очень любил принимать на работу свежих иммигрантов, - немцев, русских, итальянцев, опять же вопреки общераспространенному мнению, что все это рабочие второсортные, хотя бы потому, что они плохо понимают английские команды. Он рассуждал так, - если свежего человека обучить всему с нуля, от языка, до правил поведения, то никаких посторонних идей у него пожалуй не заведется. Если коренной американец имел где-то братьев, сестер, кузин и так далее - и все они пили, курили и не работали на конвейере, то свежий иммигрант вливался в дружную семью братских в Форде народов целиком, с потрохами.

По достижении 22-летнего возраста рабочий должен был жениться и начать воспроизводство. Неженатый 22-летний терял премиальные и возвращался на унылые 2 доллара с четвертью.

С другой стороны, кто не захочет замуж за 5 долларов в день? От женщин отбоя не было; на заводы Форда повалили фемины, как на дикий Запад. Но если на дикий Запад ехали в публичный дом или за сомнительным ковбойским или старательским счастьем, то Форд гарантировал устойчивый быт и усердного добытчика.

В 1922 году Форду пришло анонимное от жены одного из его рабочих. "Мой муж, приходя домой, валится без ног на диван и никакими силами его с этого дивана не стащить... Да, пять долларов в день - это великое благо, но мой бог! Это благо зарабатывается великим трудом."

В то время рабочие на заводах Форда трудились 6 дней в неделю.
Форд решил ввести пятидневку. Возможно, его натолкнуло на эту мысль то самое письмо. Во всяком случае, легенда такого рода для журналистов была сочинена.
В любом случае Форд начал вынашивать идею сокращения рабочего времени до 40-часовой недели.
8 часов в день. Пять дней в неделю. Суббота и воскресенье - чистый досуг для рабочего человека. И после аккуратных подсчетов и планирования, ввел это прогрессивное новшество в 1926 году.

Опять же, многие современники полагали этот шаг чистым безумием и не представляли его без неизбежных потерь в производстве и без разбалтывания рабочих, потери их морального облика. Что делать с лишним днем в жизни? А?

Форд однако опять оказалася дальновиднее всех. Индустриальное значение досуга - позже писал он, - состоит не просаживании времени впустую, а в стимуляции потребления товаров. Тем самым Форд предвосхитил дальнейшее кейнсианство и потребительскую экономику.
Рабочий, отлежавшись на диване, должен был завести свой Форд (рабочий ездил не на автомобиле, а именно на Форде, отце родном) и ехать в магазины за покупками, а также на природу устраивать пикник и играть в мяч.
Шоппинг, пикники на природе и игры на свежем воздухе раньше были уделом небольшого, компактного класса городской буржуазии. На заводе Форда они стали массовым мероприятием.

Форд просто так купить было нельзя. Нужно было соблюсти все правила игры. При покупке рабочему устраивался допрос, - деньги есть? Есть. Жена есть? Есть. Сколько детей? Двое. Мебель в доме оплачена? Оплачена. Долгов нет? Нет. Можешь покупать и ездить в своём Форде за покупками и на природу.

А что если трудящийся не ехал, как ему полагалось на пикник или в магазин потреблять товары народного потребления, а скажем пробирался в соседний город пить виски, курить папиросы, играть в карты и устраивать оргии с публичными женщинами?

На этот случай у Форда имелась его тайная полиция со своими шпионами и даже палачами. Нехороших рабочих не только могли поймать, но и тут же проучить по-свойски - членовредительствовать не разрешалось, негодяя просто обрабатывали в котлету бывшие боксеры-профессионалы. Свои же люди, рабочие товарищи. "Подводишь весь коллектив, сука!"

Если в 1914 году у Форда имелось 50 личных полицейских, то в следующем - уже 200, плюс неограниченное число осведомителей и активистов фордовской социализации, и они следили за каждым аспектом жизни рабочего. Каждым - это не преувеличение.

По "сигналу общественности" фордовские частные полицейские объявлялись у рабочего дома и производили проверку чистоты полов, столов и мебельных полок. Слой пыли на книжках? Лишаешься премии, голубчик. Полная антисанитария? Первое и последнее предупреждение, второй раз повторится, - пойдешь на увольнение. Жена принималась плакать "ах, я не успела..." Ну ничего, в следующий раз успеешь. Отец наш Форд о тебе позаботится.

Фордовская полиция действительно заботилась о женщинах. Если муж сбегал от своей фордовской семьи и не платил ей содержание, ребята - детективы из частного фордовского агентства разыскивали злостного алиментщика по всей стране и разбирались с негодяем по-свойски, от души. Эти новшества затем будут скопированы и внесены в законодательство в масштабах всей державы, а пока это были личные причуды эксцентрика.

Еще одна причуда - издавать газету. Форд издавал еженедельную газету, которая распространялась в каждую рабочую семью и лежала в каждом городском киоске.

В газете печаталась реклама товаров народного потребления, проповеди о вреде алкоголя и табака, рассуждения о здоровом образе жизни и ругань в адрес развратных жидов, соблазняющих американцев заниматься всяким непотребством.

Но эти причуды преследовали вполне прагматическую цель - создать устойчивый класс людей, занятых однообразным трудом долгие годы подряд, и при этом бесперебойно и массово потребляющих продукты, производимые этим самым однообразным трудом, обеспечивая тем самым постоянный рынок сбыта.
За год-два работы у Форда рабочий привыкал к уровню потребления на стабильную пятерку в день. Привыкал не только он сам, но и его жена, и его дети.

Однвременно иные промышленники стали изыскивать средства платить рабочему те же самые пять долларов в день. Иначе было уже невозможно, срабатывало простое человеческое " а мы что, хуже что ли", посредством простых рыночных механизмов в условиях свободного перемещения рабочей силы. Постепенно все производство в Америке, от автомобилей до гамбургеров, становилось "фордовским" - максимально эффективным, рассчитанным на массовый продукт для массового потребителя.

Средний класс, начавшись с 14 тысяч фордовских рабочих, скачками разрастался на всю индустриальную Америку и к концу 20х стал явлением массовым.
И весь этот средний класс желал автомобилей, гамбургеров, и стиля жизни с непременным пикником на природе в выходные дни. Заработок в пять и даже шесть долларов в день стал де-факто средней зарплатой по стране.
Непрерывный рост благосостояния трудящегося - великое завоевание фордовского социализма.

(пока стоп)

Дальше пойдет речь о кризисе, Великой Депрессии и путях преодоления этих негативных явлений капиталистического образа жизни. Лига Наций, глобализм, Форд и жиды, масонство, охрана окружающей среды и многое другое.

демократическая партия, политика, америка, фордизм, россия

Previous post Next post
Up