Первый над полюсом(6). Длинная стоянка в Нарьян-Маре

Apr 03, 2021 18:00

Документальная история полёта Павла Головина к Северному полюсу.
Начало истории здесь

Ещё одна корреспонденция архангельского корреспондента "Правды". На этот раз она подписана: "В.Ворыгин".
Обращает на себя внимание фраза об обычной трассе гражданской авиации. Имеется ввиду путь через Усть- Цильму. А ведь эту трассу впервые проложил полярный лётчик Ф.Б. Фарих всего пять лет назад, в 1932 году, совершив перелёт Москва - Архангельск - Усть-Цильма. Он же, по совету своего друга лётчика Лойко, начал использовать рацию в полётах.

«Правда» от 29 марта 1937 года (№ 87)

Летчик Головин в Нарьян-Маре

АРХАНГЕЛЬСК, 28 марта. (Корр. «Правды»). Не рассчитывая на улучшение погоды, Головин твердо решил вылететь сегодня. С 7 часов утра началась приготовления к старту. Штурман Волков, приняв сводку, хотя в ней было мало приятного, заявил:
- Лететь можно.
В 11 часов 40 минут была запущены моторы. Головин с картой в руках на самолете проводит последнее совещание с экипажем. Через несколько минут он садится на свое место, отруливает самолет на стартовую площадку. Машина, поднимая облако снежной пыли, пробегает около 700 метров и в 11 часов 57 минут поднимается в воздух, делает небольшой круг над аэродромом и селом Ломоносовым и ложится на курс - на север. Начался второй этап арктического перелета.
• • •
В Архангельске получены следующие сведения о перелете Головина из Холмогор в Нарьян-Мар. Головин, как и было решено ранее, летел не по обычной трассе гражданской авиации, а через Таманскую в Малоземельскую тундры. От Холмогор до Лешуконского пришлось лететь при плохой видимости, которая местами доходила до одного километра. Временами шли на очень небольшой высоте. Далее погода стала улучшаться. На подступах к Нарьян-Мару облака не стесняли полета. Видимость была отличная. Температура упала до минус девять градусов.
Через 4 часа 20 минут полета Головин опустился на подготовленный для него аэродром в Нарьян-Маре. Аэродром оказался в хорошем состоянии. Экипаж был горячо встречен населением заполярного города. По неизвестным пока причинам, во время полета поддерживать двустороннюю радиосвязь с самолетом Головина не удалось.
В. ВОРЫГИН.





В арктических перелётах часто участвуют специальные корреспонденты "Правды". Ими бывают как профессиональные газетчики, так и члены экипажей. Так спецкорами были Михаил Водопьянов и Павел Головин. Они освещали то, что было особенно важно для профессионалов.

«Правда» от 30 марта 1937 года (№ 88)

САМОЛЕТ ГОЛОВИНА ГОТОВИТСЯ К СТАРТУ НА АМДЕРМУ

НАРЬЯН-МАР, 29 марта. (Спец. корр. «Правды»). Более суток находимся в заполярном Нарьян-Маре.
Аэродром здесь блестящий. Предстоящий взлет будет легким, если температура будет ниже нуля. Сегодня осмотрели материальную часть самолета. Нашли все в порядке, но, к сожалению, пришлось заняться очередным ремонтом радиоаппаратуры.
Утром стоял туман. Начался сильный снегопад, усилился ветер. Ежечасно получаем метеосводки из Амдермы. При подходящих условиях вылетим прямым курсом Нарьян-Мар - Амдерма. Сводок от синоптиков не получаем, поэтому прогноза погоды даже на ближайшие сутки дать не могу.
П. ГОЛОВИН.





Как тяжело ждать. Уже всё готово. Уже можно выполнить задание:
провести обследование ледовой обстановки перед броском большой группы самолётов на северный полюс и созданием станции "Северный полюс 1". Но нет внешние обстоятельства не дают это сделать. Остаётся ждать, ждать день за днём.

«Правда» от 31 марта 1937 года (№ 89)

ПЛОХАЯ ПОГОДА ЗАДЕРЖИВАЕТ ГОЛОВИНА В НАРЬЯН-МАРЕ

АРХАНГЕЛЬСК, 30 марта. (Корр. «Правды»). Плохая погода задерживает вылет летчика Головина из Нарьян-Мара к острову Рудольфа. Архангельское метеорологическое бюро сообщает, что в районе Югорского Шара, Вайгача и Амдермы дуют южные и юго-западные ветры силой в 6-7 баллов. Там бушуют метели, густой снегопад. Температура воздуха 0 градусов. Видимость плохая.





«Правда» от 1 апреля 1937 года (№ 90)

САМОЛЕТ ГОЛОВИНА В НАРЬЯН-МАРЕ

АРХАНГЕЛЬСК 31 марта. (Корр. «Правды»). Плохая погода снова не позволила летчику ГОЛОВИНУ вылететь из Нарьян-Мара к острову Рудольфа.
Сегодня утром летчик Головин поднялся в воздух на своем самолете для опробования исправленной радиоаппаратуры. Короткое время самолет держал превосходную связь с нарьянмарской рацией, но затем сдал передатчик. После приземления экипажу самолета пришлось снова заняться ремонтом радиоаппаратуры. При вторичном опробовании в воздухе передатчик и приемник работали безупречно. Завтра летчик Головин намерен покинуть Нарьян-Мар с тем, чтобы через несколько часов быть в Амдерме.
В районе Амдермы дует шестибалльный ветер. До полудня шла метель. Температура упала в Нарьян-Маре до 5 градусов, в Амдерме - до 9 градусов холода.





«Правда» от 3 апреля 1937 года (№ 92)

ПЕРЕЛЕТ ЛЕТЧИКА ГОЛОВИНА

АРХАНГЕЛЬСК, 4 апреля. (ТАСС). Экипаж самолета «СССР-Н-166» остался в Нарьян-Маре на шестую ночёвку. Летчик Головин полагает, что эта ночевка будет последней. 3 апреля на трассе Нарьян-Мар-Амдерма ожидается летная погода Самолет «СССР-Н-166» готов к дальнейшему перелету.





Но 6 апреля самолёт Головина находился в Нарьян-Маре. Это следует из следующей статьи. Она не относится к арктическому, но воспроизводит атмосферу того времени.
Совещание ненок в Нарьян-Маре

АРХАНГЕЛЬСК. 6 апреля. (Корр. «Правды»). К Нарьян-Маре состоялось первое совещание ненецких женщин. Они с 'ехались из Тиманской, Болышмемельский и Малоземельской тундры, с Югорского Шара других пунктов. Часть ненок и до этого бывала на различных с'ездах, большинство впервые увидело город.
Ненки заслушали доклад о Сталинской Конституции. Затем они стали рассказывать о своих больших и малых делах, показывая на примерах, как далеко ушел ненецкий народ от своей прошлой тяжелой жизни, как он искореняет невежество и укрепляет новый уклад, новые обычаи. Ненки радостно встретили сообщение о том, что делегатки совещания А. Лагейская и А. Федотова получают государственное пособие по многодетности.
А. Федотова с трибуны совещания горячо благодарили советское правительство за заботу и помощь матерям.
- Эту помощь не только я сама никогда не забуду, но и дети мои будут помнить всю свою жизнь, - сказала она.
Ненки-делегатки пригласили на свой вечер полярного летчика П. Головина, который рассказал им о цели своего арктическою перелета.




авиация, 1937 год, Арктика, Павел Головин, В.Ворыгин, #сновавесна, история

Previous post Next post
Up