Ссылка на интервью предоставлена авторами
учебного курса «Теория игр» от Высшей школы экономики. Хорошее научно-популярное введение в тему общественных благ. Конечно, не заменяет нормального изучения теории игр. ☺
На мой взгляд, примеры общественных благ, сказанные в начале интервью, неудачны. Там названы такие примеры:
- дороги;
- государственное управление;
- школьное образование;
- медицина.
Про государственное управление я ничего не могу сказать, трудно эту вещь рассматривать как услугу.
Медицина - это классическая услуга. Если врач потратил время на одного больного, он не потратил это время на другого. Исключение - когда лечат от инфекционной болезни, делают лучше всем.
В образовании можно выделить чтение лекций и работу с учеником. Лекции - это информация, то есть общественное благо, не спорю. Когда учитель отвечает на вопросы ученика, помогает ему делать задания или оценивает, как тот делает задания, - это классическая услуга. Если учитель нянчится с одним учеником, он не нянчится с другим учеником.
Дороги. Каждая машина немного разбивает дорогу и оставляет меньше дороги другим. То есть дорога не общественное благо, дорога - основное средство. Её записывают в общественное благо, потому что все имеют к ней доступ. Я думаю, с развитием электроники будет легче определять, кто где ездил, и взимать плату.
А вот информация - это общественное благо, и это обусловлено физическими причинами, которые никому изменить не под силу. Но о ней почему-то не сказано.