74. Начало экспедиционной эры. Правополушарное мышление чукотского мальчика.

Aug 24, 2011 21:29

Вторым человеком, которого я посетил в тот день был главный врач Магаданской областной психиатрической больницы Валерий Фёдорович Калачёв. Больница произвела на меня хорошее впечатление, едва я вошёл в кабинет Калачёва, потому что на журнальном столике лежало несколько книг и среди них - все наши тесты и наши публикации, которые Калачёв считал ( Read more... )

Калачёв

Leave a comment

Comments 59

amado August 24 2011, 19:14:25 UTC
Необыкновенно интересно! Сначала, когда прочла про мальчика, подумала, что он гений! Дочитала до конца и вдруг вспомнила, как кот у меня под окном обучал котёнка на дерево лазать. Несколько раз показывал, звал его голосом. Занятно так было наблюдать. Я совсем не хочу унизить чукчей сравнением с животными. Ведь животные в своей жизни тоже действуют непостижимыми для нас путями.

Reply

amado August 24 2011, 19:23:27 UTC
А у европейского человека тоже разнятся способы переработки информации? Я, например, когда читаю или слушаю рассказ, словно смотрю кино. И помню образы, которые были в сознании. Хотя... уроки в школе и лекции в институте, в случае, если мне была интересна тема, запоминала дословно, вплоть до интонаций. И пересказывала слово в слово.

Reply

berezin_fb August 28 2011, 15:25:38 UTC
Да, среди европейских людей тоже есть личности, когнитивная сфера которых ориентирована на образы, а Вы просто демонстрировали сильный интеллект, хотя правое полушарие для Вас имело большое значение, но запоминание слово в слово - это уже левое, поскольку левое вербально-логическое. А вод вплоть до интонации - это уже от правого.

Reply

berezin_fb August 28 2011, 15:23:19 UTC
Сравнение одного вида с другим, даже если один из этих видов homo sapiens, не может быть унизительным. Что касается непостижимости, то этология - молодая наука Лоренца и Тибергена (нобелевская премия по медицине, хотя ни один из них медициной не занимался) как раз и изучает причины и организацию поведения, отнюдь не считая их непостижимыми. Однажды ко мне подошёл после лекции студент второго (!) курса и спросил меня: "Вы ведь не психиатр?" "Психиатр" - ответил я. "Странно, - сказал студент, - у вас хорошее этологическое мышление, у психиатров его обычно не бывает". Я надеюсь, что это не исключение, и что вырастет поколение молодых учёных, которые не смогут работать не используя этологическое мышление. Ваш кот это прекрасно продемонстрировал.

Reply


amofares August 24 2011, 19:40:36 UTC
Интересно, когда мальчик летел на вертолете в школу, ведь была осень и видел он осеннюю тундру, еще без снега. Это довольно однообразное зрелище, но можно ориентироваться по ручьям. Возвращался же по снегу. Совсем другая картина. Как же он все-таки ориентировался?

Reply

berezin_fb August 28 2011, 15:32:28 UTC
Он не сумел этого объяснить так, чтобы мне было понятно. Он сказал, что вопрос ориентировки вообще не стоял, потому что тундра всюду разная, и эти различия тундры в разных местах сохраняются и тогда, когда выпадает снег. Интересно, что чукчи не считают, что выпавший снег существенно меняет характер ландшафта.

Reply


krupelega August 24 2011, 19:59:39 UTC
Спасибо. Интересно! Жду продолжения.

Reply

berezin_fb August 28 2011, 15:37:54 UTC
Я запоздал с ответом (что, конечно, непростительно), и продолжение, которого Вы тогда так ждали, уже осталось в прошлом.
Но я думаю, что эта часть моих воспоминаний, посвящённая Колыме и Чукотке, и нашим экспедициям в другие районы сможет Вас заинтересовать и искупить мою вину с несвоевременным ответом на комментарий :)

Reply


gignomai August 24 2011, 21:29:57 UTC
Замечательно!

Reply

berezin_fb August 28 2011, 15:41:00 UTC
Из Вашего комментарии мне не ясно, что именно кажется Вам замечательным. Если выраженность правополушарной переработки информацией у чукчей, то она просто необычна для нас. Если был бы регион, где все были бы правополушарными, то жители этого региона дивились бы вербально-логическому анализу лиц, у которых ведущим является левое полушарие.

Reply

gignomai August 28 2011, 15:50:30 UTC
"Замечательно" в моем комментарии означало не "удивительно", а "хорошо". Я порадовался тому, как знающий и широко мыслящий человек уберег мальчика от бедственных последствий, которые могла вызвать оценка его интеллекта неадекватными критериями.

Reply

berezin_fb August 28 2011, 18:28:37 UTC
Спасибо за разъяснения. Ваша трактовка вполне согласуется с фактами.

Reply


hgr August 25 2011, 06:45:33 UTC
удивительно!

Reply

berezin_fb August 28 2011, 15:46:15 UTC
Конечно, для европейского человека способность найти свою бригаду за 300 км в тундре, которая европейцу кажется однообразной, удивительна (я думаю, что Вы это имели в веду, поскольку лаконичность Вашего комментария вынуждает меня самому определять, что именно удивительно). Тут удивлением делу не поможешь. Нужно создавать учебные пособия, рассчитанные на образное мышление.

С глубоким уважением,
Искренне Ваш
Ф.Б. Березин

Reply

hgr August 28 2011, 17:53:10 UTC
дорогой Феликс Борисович,
извините за слишком лапидарную манеру. да, я именно это и имел в виду.

Reply

berezin_fb August 28 2011, 19:39:22 UTC
Дорогой друг (кстати, напомните, пожалуйста, как называть Вас по имени-отчеству), поскольку Вы имели в виду именно то, о чём я написал, то я готов повторить, что удивления недостаточно. Необходимо создавать специальные методики обучения и учебные пособия для лиц с резким преобладанием образного модуса переработки информации, которая связывается с доминированием правого полушария. Я думаю, что духовенство могло бы сыграть в этом значительную роль, поскольку люди светские заняты криминальными действиями, коррупцией и конкуренцией за власть.
Весьма благодарен Вам за то, что Вы уделили внимание этому вопросу.

С глубоким уважением,
искренне Ваш,
Ф.Б. Березин

Reply


Leave a comment

Up