Мы называем психическим (эмоциональным) стрессом определенное состояние организма, которое возникает при взаимодействии между организмом и средой в случае, когда это взаимодействие включает восприятие угрозы, а нормальная реакция адаптации, ранее эффективная, становится недостаточной. Очевидно, что стресс - состояние более напряженное, чем обычная мотивация, и эмоции, сопровождающие мотивированное поведение, при стрессе значительно более выражены. Необходимо подчеркнуть, что стресс это только определенное состояние.
Понятие стресса не включает в себя воздействия, которые вызывают стресс (они называются стрессорами), а реакции организма и изменения поведения, наблюдающиеся при стрессе, называются реакциями на стресс. Я считаю необходимым это четко разделить: стресс - это только состояние. Характер этого состояния относительно независим от типа стрессоров, под влиянием которых стресс возник, что позволило говорить о неспецифических реакциях организма на предъявляемые к нему необычно высокие требования. Отсутствие специфичности при возникновении состояния стресса позволило Селье говорить об общем адаптационном синдроме. Описанные Селье стадии стресса наблюдаются при любом адаптационном процессе и включают в себя аларм-реакцию, т.е. реакцию, непосредственно возникающую после воздействия стрессора, стадию резистентности - период, во время которого не смотря на продолжающееся воздействие стрессора адаптация в основном эффективна, и стадию истощения, которая возникает когда обнаруживается недостаточность адаптационных механизмов и которая отражает возникшие при этом нарушения адаптации. В экспериментах Селье стадия истощения обычно заканчивалась гибелью лабораторных крыс, но в реальной жизни и в человеческом обществе такой исход обычно предотвращается. При любом стрессогенном воздействии оно направлено на наиболее общие интегративные системы организма, среди, в которых психическая сфера играет большую (иногда решающую) роль.
Землетрясение это катастрофическое событие, вызывающее стресс одновременно у большой группы людей.
Фото:
ya.druzhina Для того чтобы возник психический (эмоциональный) стресс, до гипоталамуса должна дойти информация о наличии значимых стрессоров. Восприятие стимула как стрессогенного, зависит от индивидуальной оценки и индивидуальной интерпретации воздействия. Не существует ни одной ситуации, которая была бы стрессором для всех без исключения людей, как не существует и ни одной ситуации, которая ни для кого не являлась бы стрессором. Стрессором может быть не только уже существующее воздействие, но и предположение о возможности такого воздействия. Широкий круг стрессоров и возможная связь ощущения угрозы с прогнозируемыми событиями (даже в тех случаях, когда с точки зрения незаинтересованного наблюдателя они представляются маловероятными), не позволяют устанавливать непосредственную связь зависимости возникновения психического стресса с характеристиками среды. Значение индивидуальных различий уменьшается при чрезвычайных экстремальных воздействиях, но даже при таких воздействиях стресс возникает не у всех людей, которые этим воздействиям подверглись. Разнообразие срессоров не исключает их классификации.
Стрессорами могут быть изменения макросоциальных процессов, которые можно считать групповыми психосоциальными стрессорами (например, стресс эмигрантов), или хронические социальные проблемы, затрагивающие значительное количество людей (например, безработица в годы Великой депрессии).
Это могут быть катастрофические воздействия, возникшие в результате природных или техногенных катаклизмов.
Это могут быть нарушения микросоциального взаимодействия, то есть взаимодействия с ближайшим окружением человека, изменения социального контекста, в котором проходит большая часть его жизни.
Чернобыль. Техногенная катастрофа.
Фото:
Mond Это могут быть значимые жизненные события, среди которых можно выделить события, влекущие за собой нарушения безопасности; межличностные конфликты; ситуации испытания, связанные с включением в новый социальный контекст; ситуации выключения из привычного социального контекста; крушение социального статуса и жизненных ценностей.
В нашей лаборатории было показано, что увеличение числа жизненных событий, которые человек назвал по собственной инициативе и, соответственно, рассматривал как значимые, увеличивает риск возникновения тревоги, появления личностных расстройств и изменений психофизиологических соотношений. Наибольшее количество значимых жизненных событий наблюдалось именно при изменении психофизиологических соотношений. События, которые рассматривались как нежелательные, в большей степени увеличивали уже перечисленные риски, но они возрастали даже если при перечислении большого числа событий испытуемые не отмечали нежелательных.
То, в какой степени перечисленные факторы вызывают стресс, зависит от индивидуальной уязвимости, но всегда связано с невозможностью удовлетворения той или иной актуальной потребности (фрустрацией), с накоплением фрустраций (суммарное фрустрационное напряжение). По мере нарастания суммарного фрустрационного напряжения усиливаются тревога и эмоциональная напряжённость. Эта информация достигает интегративных церебральных систем (то есть механизмов, обеспечивающих работу мозга как единого целого), в которых гипоталамус занимает центральное место. При этом приобретает значение индивидуальный стереотип психофизиологического реагирования.
Фактический разрыв брака.
Фото:
rp_photo Для того чтобы возникли психосоматические расстройства, необходимо, чтобы в комплексе эмоционального напряжения (который определяется и психическими, и физиологическими характеристиками), роль психофизиологических характеристик существенно возрастала по сравнению с контрольной группой.
В результате описанной картины образования психического (эмоционального) стресса возникают выраженные изменения систем вегетативного и гуморального регулирования, и, наконец, определяется орган или исполнительная система, на которых больше всего сказываются эти изменения вегетативно-гуморального регулирования. Необходимо отметить, что исполнительной системой здесь называется совокупность влияний, которые определяют важную физиологическую функцию, например система регулирования артериального давления.
Это описание вынужденно краткое. Каждому из затронутых уровней может быть посвящена отдельная глава, но в данном тексте такое перечисление достаточно, чтобы стало ясно, что до того как возникает изменение органа или исполнительной системы, происходит изменение на более общих уровнях регулирования.
Язва 12-перстной кишки - заболевание относительно недавнее. Она была описана впервые в середине 19-го века. Того века, о котором Блок писал:
Век девятнадцатый, железный,
Воистину жестокий век!
Тобою в мрак ночной, беззвездный
Беспечный брошен человек!
Продолжение следует.