Самолёт летел строго на Север. С тех пор, как по маршрутам Москва-Магадан, Москва-Мыс Шмидта, Москва-Елизово стали летать Ил-62, люди, которые в руководстве Аэрофлота давали рекомендацию по типовому маршруту, установили, что первый отрезок пути идёт в направлении строго на север. Они точно знали, что земля по форме приближается к шару или эллипсу (геоид), и поэтому расстояние запад-восток в высоких широтах значительно меньше, чем в низких. Такой маршрут при формировании экипажа обуславливал предпочтения, которые отдавалось полярным пилотам, или, по крайней мере, пилотам, которые имели опыт полярных полётов.
Командир воздушного лайнера, выполнявшего рейс по маршруту Москва - Мыс Шмидта, посмотрел на часы. Ещё два часа самолёт будет вести автопилот, а потом самолёт совершит крутой вираж, который нужно будет выполнить вручную, и ляжет на курс Северо-Восток-Восток. Ещё 2 часа можно будет отдыхать. Отдыхать хотелось, последние дни командир испытывал постоянное эмоциональное напряжение в связи с противоречивыми прогнозами касающимися лётной судьбы его второго пилота. Да и его собственное отношение к этим прогнозам было противоречивым. Его второй пилот был достаточно квалифицированным и опытным, чтобы претендовать на должность командира лайнера - ещё год назад кадровая служба Аэрофлота обещала ему повышение при появлении вакансии командира корабля. Но, то ли вакансии не появлялись, то ли кадровая служба не имела в виду первую же вакансию - в течение этого года второй пилот ожидал повышение, которое всё откладывалось. Противоречивое отношение к этому командира корабля объяснялось тем, что высокая квалификация второго пилота позволяла передать ему управление на любом этапе пути, включая взлёт и посадку. Но обострённое отношение к соблюдению собственных прав и прав людей, с которыми он постоянно взаимодействовал, заставляло его испытывать негативные эмоции из-за того, что второму пилоту так и не дали повышения, на которое он был вправе рассчитывать.
АВЛУГА
Фото:
Сергей Емельянов Командир откинулся на спинку своего кресла и тут же согнулся от внезапной и резкой боли в верхней части живота, «под ложечкой». Он знал, чем вызвана эта боль, и всегда следил за тем, чтобы у него в кармане было сильное обезболивающее средство и один из препаратов, снижающих кислотность желудочного сока за счёт влияния на мембраны клеток, осуществляющих так называемую «протонную помпу». У него и сейчас в кармане были трамал и париэт. Делая вид, что он поправляет свои носки, командир нагнулся и бросил в рот обе эти таблетки, и, уже выпрямившись, выпил воду из стакана, который всегда перед ним стоял.
В первый раз у него обнаружили язву 12-перстной кишки, когда ему ещё не было 20, тогда он был курсантом АВЛУГА и ему предстоял первый самостоятельный полёт. Его направили для обследования в Институт гастроэнтерологии. Врач, которого он впоследствии стал называть своим личным гастроэнтерологом, назначил ему ощелачивающую (т.е. снижающую уровень кислотности желудочного сока) терапию и какое-то ещё лекарство, эффективно снимающее боль. Это было задолго до того, как Маршал и Уоррен стали утверждать, что язва вызывается бактерией геликобактер привратника (привратник - один из отделов желудка), и ведущая роль эмоциональных напряжений в происхождении язвы была общепризнанной. И именно на выяснение наличия и природы эмоционального напряжения у курсанта были направлены вопросы врача. И курсант рассказал, что периоды эмоционального напряжения стал испытывать с 14-ти лет, что ему с этого возраста всегда не везло с людьми, составляющими его окружение, что с этого возраста он уже понимал, что эти люди эгоистичны, недоброжелательны и склонны его обвинять в создании неблагоприятных ситуаций, в которых были виноваты сами. После нескольких попыток выяснить отношения, которые только усиливали напряжение в связи с неблагоприятной реакцией его тогдашних собеседников на его попытки объяснить им, что виноваты они а не он, курсант перестал вести беседы на эти темы. Но с этого времени он считал, что люди, прежде нейтральные по отношению к нему, становятся враждебными в неблагоприятных ситуациях, а люди, которые и раньше к нему относились недоброжелательно, не только становятся враждебными сами, но стараются также настроить окружающих. Эмоциональное напряжение, которое предшествовало возникновению язвы, он связывал не столько с первым самостоятельным полётом, сколько с недоброжелательным поведением своего инструктора, который не помогал ему готовиться к этому полёту. Когда он задавал инструктору вопросы, он получал ответы типа: «Ну, это само собой разумеется» или «Это должно быть тебе известно из теоретического курса». Тогда он с такими вопросами обращался к тем двум-трём курсантам-сокурсникам, которым считал возможным доверять. Они отвечали ему если сами разобрались в вопросе, или обсуждали этот вопрос со своими инструкторами и получали ответ по существу.
- Да, - сказал врач, - первый самостоятельный полёт у курсанта естественно вызывает напряжения. Но у вас это напряжение усилилось за счёт отношений с инструктором.
- Я же говорил, - ответил курсант - будущий командир корабля, - что мне уже давно не везёт с людьми, которые составляют моё окружение. Я убедился, что выяснять отношения бессмысленно, они ещё более ухудшаются. И я избегаю любых взаимодействий с людьми, которые не вызываются необходимостью.
- И что, - спросил врач, - у вас совсем нет друзей или приятелей?
- У меня высокие требования к человеку, которого я мог бы называть другом. А люди, которые считают меня своим приятелем, есть, я не развеиваю их заблуждения - в училище в изоляции трудно жить.
Медсанчасть, которая была для курсантов родной.
Фото:
Сергей Емельянов - Они считают себя вашими приятелями, а вы как думаете?
- Я думаю, что их отношение ко мне нейтрально и надо позаботиться о том, чтобы оно не стало враждебным. Я называю нейтральным отношение людей, которые никогда не причиняли мне вреда и не ущемляли моих прав. Я с детства умею контролировать своё поведение и хорошо воспитан, так что имитировать приятельские отношения мне не трудно.
- Склонность избегать не вызванных необходимостью контактов мы называем интроверсией. У больных с язвой 12-перстной кишки интроверсия, возникшая ещё до возникновения первой язвы, встречается нередко. Но я имел дело со многими пилотами, и знаю, что у пилотов интроверсия наблюдается реже, чем в других группах моих пациентов. И что интроверсия лётную деятельность затрудняет.
- А вы будете посылать выписку из истории моей болезни в медсанчасть училища?
- По собственной инициативе - не буду, но если они запросят эту выписку, я её пошлю.
- И вы укажете там, что у меня язва?
- Вероятно.
- А меня не отстранят от лётной работы?
- По утверждённому в авиации расписанию болезней, противопоказанием к лётной работе является язвенная болезнь с частыми обострениями. Там не уточняется, какие обострения считаются частыми, но к вам это в любом случае не относится, потому что у вас это не обострение, а впервые выявленная язва 12-перстной кишки.
- А вы думаете, у меня будут обострения?
- Если в комплекс причин, с которыми я связываю язву, входят особенности личности и особенности психофизиологических соотношений, то вряд ли они у вас изменятся радикально. Поэтому я думаю, что ситуация, в которой у вас возникла язва, не специфична, специфично только то, что она вызвала у вас эмоциональное напряжение. Полагаю, что и впоследствии могут возникать подобные ситуации.
Хлебодаровка - аэродром АВЛУГА.
Фото:
Сергей Емельянов - А нельзя в выписке окрестить мою язву как-нибудь по-другому? Чтобы в училище и потом на лётной работе не было повышенного внимания к состоянию моего здоровья.
Гастроэнтеролог задумался, потом сказал:
- У вас не глубокая язва. Для посторонних людей её можно окрестить эрозией. Эрозии вообще не фигурируют в расписании болезней пилотов ГА. Тогда и в заключительном разделе истории болезни, которая называется эпикризом, я напишу, что наличие эрозии несомненно, а сопровождается ли характерное для эрозии поражение слизистой оболочки более глубоким повреждением, которое возникает только при язве, в настоящий момент установить трудно. Тогда в истории болезни будет указана необходимость дифференциального диагноза между эрозией и язвой, и это даст мне право указать в выписке абсолютно доказанную эрозию.
Когда будущего командира корабля выписывали из Института гастроэнтерологии, выписку из истории болезни ему дали на руки, чтобы он сам передал её в медсанчасть АВЛУГА, если вопрос о выписке возникнет. Первый эпизод язвенной болезни 12-перстной кишки окончился для него благополучно как с точки зрения состояния , так и с точки зрения социальных последствий.
Продолжение следует.