К тому времени, как мы не спеша прошли в кабинет Марии, Сашенька принесла уже три бланка с расшифрованными результатами. Результаты были по трём тестам: ММИЛ, 16pfr и прогрессивным матрицам Равена.
- Вы можете провести интерпретацию этих трёх результатов, объясняя мне, из чего вы делаете выводы?
- Могу, - сказал я, - но в тонкости погружаться не буду.
- Да тонкости мне пока и не нужны, - сказала Мария, - Когда я буду свободно владеть интерпретацией без особых тонкостей, я приеду к вам в лабораторию, и вы будете обучать меня тонкостям.
- Хорошо, я буду вас ждать.
- Думаю, что это будет не скоро, - сказал Мария, - научение интерпретировать без тонкостей тоже потребует времени. Как по-вашему, насколько большого?
- Если вы спрашиваете меня, я бы сказал, около года. Но Елена Сергеевна Горелова, которая у нас ведает обучением на рабочем месте, сказала бы по-другому. Она бы сказала: «Через год вам покажется, что вы овладели интерпретацией, но это будет ложное ощущение. Вы это поймёте потому, что будете встречать большие затруднения и в некоторых случаях даже воздержитесь от интерпретации, а попросите меня это сделать. Вы научитесь видеть трудности примерно через 3 года работы, до этого вы их не будете замечать. И примерно через 5 лет непрерывной работы с этими методиками вы действительно овладеете искусством интерпретации».
Скан
Алексея Вовченко из журнала АВЛУГА
- А что, - спросила меня Мария, - это время для всех одинаковое?
- Нет, - сказал я, - конечно, оно зависит от того, есть ли у человека изначально психологическое мышление, от опыта психологической работы и от уровня интеллекта.
- Ну, я думаю, что психологическое мышление у меня есть, опыт психологической работы у меня более 5 лет. Я пройду тестирование, и вы скажете, какой у меня интеллект.
- А сами вы что о своём интеллекте думаете?
- Я думаю, что интеллект у меня высокий, но я полагаю, что такая позиция характерна для большинства людей. Но, всё-таки, давайте мне интерпретацию вот этих результатов. Только подождите минутку, я положу перед вами диктофон. Сейчас он выключен, но включится, если вы начнёте громко. У меня есть сотрудница, которая очень хорошо набирает на машинке с диктофона
Я взял результаты и начал интерпретацию со слов:
- Начнём с того, что этот абитуриент скорее преувеличивает, чем преуменьшают, стоящие перед ним проблемы. Он воспринимает нравственные социальные нормы, которые свойственны нашему обществу как свои собственные. Вы слышали о нравственном императиве Канта?
- Разумеется, - сказала Мария.
- Вот этот абитуриент в любом случае будет стремиться действовать в рамках этого императива. Однако у окружающих его людей может возникнуть другое мнение, поскольку именно исходя из этого императива он считает важным соблюдение прав личности, а по отношению к собственной личности он склонен считать, что его права нарушаются нередко, и не забывает ни одного случая, когда у него возникло такое мнение. Он упрям, настойчив, и высокая активность даётся ему с трудом. Тем не менее, он может быть высоко активен, если считает, что этого требует нравственная норма. Эмоционально он очень сдержан и не склонен выражать свои эмоции сразу и открыто. Он долго продумывает ситуацию, с которой у него связано возникновение негативных эмоций, и в некоторых случаях начинает говорить об этом через 2-3 дня, вызывая удивление окружающих, которые могут вообще уже не помнить об этой ситуации, а если даже они в состоянии её вспомнить, у них вызывает удивление, что человек, ничего не сказавший в то время, когда эта ситуация определяла его эмоции, вдруг считает нужным говорить об этом спустя такое время. Его упрямство и настойчивость могут играть положительную роль, если они реализуются в области обучения и стремления любой ценой хорошо освоить необходимые пилоту навыки, но в отношениях с другими людьми это может вызывать осложнения при выраженных расхождениях во мнениях, потому что он свою точку зрения изменить не сможет и не захочет, а его точка зрения может быть неприемлема для окружающих. Если в результате возникает межличностный конфликт, он остаётся при убеждении, что он сам человек не конфликтный, а к конфликту приводят отрицательные качества окружающих и нарушение ими нравственных и социальных норм. Даже при конфликтах он склонен вести себя сдержанно не потому, что у него высокий самоконтроль - самоконтроль у него чуть выше среднего уровня - а потому, что он вообще склонен к сдержанному поведению, и поведение более свободное создаёт у него ощущение развязности. Ощущение возможности возникновения межличностных конфликтов приводит его к стремлению максимально ограничить контакт с окружением. Он с трудом вписывается в группу, но если он начал считать группу своей, то 40% его потребностей будут связаны с потребностями группы.
Хлебодаровка (аэродром АВЛУГА) зимой.
Фото:
Сергей Емельянов - Когда вы говорите, что он склонен избегать межличностных контактов и с трудом вписывается в группу, имеете ли вы в виду, что он социально интровертирован?
- Да, конечно, но у него выражены все три типа интроверсии. Кроме социальной, это интроверсия эмоций и интроверсия мышления. То, о чём мы говорили раньше - длительное продумывание своих эмоций и возвращение к ним через 2-3 дня - это один из основных признаков интроверсии эмоций. А интроверсия мышления, выраженная у него на максимальном для данной методике уровне, означает, что его мысли формируются на основе внутренних предпосылок, на которые ситуация оказывает незначительное влияние, и свои решения он принимает на основе интровертированного мышления. В данном случае это имеет ещё одно значение. Любая информация никогда не бывает изначально полной, и пустоты информации могут заполняться по-разному. Либо за счёт интенсивного поиска дополнительной информации, либо за счёт заполнения информационных пустот продуктами собственного воображения. Вообще-то говоря, у каждого человека обязательно работают оба эти механизма, но в разном соотношении. У этого испытуемого 80% пустот заполняются продуктами собственного воображения, и если ситуация развивается иначе, чем он ожидал, у него возникает обида и разочарование. Он придаёт большое значение соблюдению воспитанных форм поведения, и, если он находится в среде, где приняты такие же оценки воспитанности, это способствует принятию его окружающими независимо от других характеристик. В настоящий момент у него выражено ощущение фрустрированности и достаточно велика вероятность нарушения психической адаптации в том случае, если требования, предъявляемые к нему, будут ещё более повышаться. Это обстоятельство приводит к возникновению выраженной тревоги и эмоционального напряжения у абитуриента, которые, в силу его сдержанности и избеганию открытого выражения эмоций, окружающие могут не замечать в течение длительного времени. Порог возникновения фрустрации у него на среднем уровне, т.е. соответствует порогу фрустрации в популяции, но при уровне его фрустрированности, этот порог недостаточен. Пожалуй, я бы закончил интерпретацию словами, что коррекция его представлений и поведения, если вы сочтёте такую коррекцию необходимой, будет встречать большие трудности в связи с высоким уровнем его внутренней независимости.
- Феликс Борисович, - сказала Мария, - вы располагаете временем, чтобы дать мне интерпретацию ещё двух человек?
- Хорошо, - сказал я, - но эти люди, как и все абитуриенты, будут проходить через психологическое интервью. Вы можете присутствовать при психологическом интервью у этих трёх человек, которое буду проводить я или Елена Дмитриевна, с правом задавать вопросы интервьюируемому. Перед вами будет лежать запись интерпретации, и таким образом вы сможете сопоставить мою интерпретацию с вашим собственным впечатлением о личности каждого из этих трёх абитуриентов.
Вид с борта учебного самолёта.
Фото:
Сергей Емельянов - Психологическое интервью это основное, на что я опиралась при оценке абитуриентов до того, как в авиации появились психодиагностические методики.
Во время интервью у этих трёх абитуриентов, два из которых проводил я и одно Елена Дмитриевна, Мария задавала вопросы, которые явно учитывали записанную ею интерпретацию, и находила какой-то компромисс между данными психодиагностических методик и впечатлением, которое производили на неё испытуемые при интервью. После третьего интервью она сказала:
- Я думаю, что без тонкостей я освою интерпретацию быстро. Формирование комплексного представления о личности, включающего моё впечатление от человека на интервью и данных вашей интерпретации, ни разу не вызвало у меня затруднений. Я слышала, как ваши сотрудники, когда их спрашивали о каком-нибудь человеке, говорили: «Ну, это, скорее всего, третья-восьмая при низкой нулевой и высоком h», и я понимаю, что формируется навык воспринимать человека с учётом психодиагностических данных. И эти данные предполагаются, даже если исследование не проводилось. Но ваши давно так работают, я думаю, что мне, чтобы этому научиться, года с избытком достаточно.
Продолжение следует.