305. Экспедиция в Подмосковье. 16. Заключение.

Apr 14, 2012 21:54

Последний вопрос, который предстояло разрешить, это как в организации, где подавляюще большинство сотрудников имело высокий уровень интериоризации социальной нормы, обследованные нами технологи могли адаптироваться и даже быть на хорошем счету. Разгадка заключалась в термине «сознательный самоконтроль». Сознательный самоконтроль не механизм, автоматически действующий, он всегда осознаётся, но уровень сознательного самоконтроля отражает способность человека оценить ожидания и стремления значимых для него лиц и, главное, действовать в соответствие с этой оценкой. Сознательный самоконтроль относится к тренируемым качествам, и если человек уже давно реализует своё поведение за счёт сознательного самоконтроля, уровень самоконтроля будет повышаться.


Сознательный самоконтроль определял поведение в группе технологов больше, чем все остальные выявленные характеристики. Даже в усреднённых данных уровень сознательного самоконтроля составлял 3/4 от максимально возможного, а при работе с индивидуальными данными мы даже выявили людей с максимально возможным уровнем самоконтроля, который в этой группе встречался значительно чаще, чем в популяции. Между самопроизвольным и контролируемым поведением неизбежно возникает расхождение, которое увеличивает напряжение и заставляет испытуемых платить физиологическую цену за контролируемое поведение, и цена эта тем больше, чем больше расхождение между самопроизвольным и контролируемым поведением. У тех представителей группы технологов, у которых не был достигнут максимально возможный уровень сознательного самоконтроля, он постепенно повышался, поскольку действия на основе сознательного самоконтроля сами по себе оказывали тренирующий эффект.
Было ещё одно существенное обстоятельство, которое увеличивало тренирующий эффект действий на основе сознательного самоконтроля. Контролируемое поведение осуществлялось с целью приблизиться к ожиданиям и стремлениям значимых лиц, но между самими значимыми лицами (в этом конкретном случае между Юрием Борисовичем и влиятельными сотрудниками министерства) существовали расхождения, что осложняло контролируемое поведение. Наши испытуемые-технологи хорошо справлялись с задачей изменять контролируемое поведение в зависимости от особенностей контрагента, но физиологическая цена, которую приходилось им платить, при каждой перестройке контролируемого поведения возрастала. Возможность изменять контролируемое поведение в соответствии с позицией контрагента имело для наших испытуемых и положительное значение. Она позволяла использовать в своих интересах потенциал группы, которая рано или поздно начинала доверять людям, реализующим контролируемое поведение, не задумываясь о том, что контролируемое поведение может создавать эффект «маски».



Сейчас изделия такого типа, которые изготовлялись в НПК, можно увидеть в торжественной обстановке на параде.
Фото: laptev-sereja2011
Для руководства НПК представляло интерес не только состояние испытуемого в день обследования, состояние могло меняться, и, соответственно, могли изменяться результаты исследования.
Повторные исследования в течение года позволяли судить о том, как часто изменяются психодиагностические результаты и какой характер носят эти изменения. Повторные исследования проводились у всех испытуемых, у которых в самом начале нашей работы в НПК были получены первичные результаты. Среди сотрудников и руководителей подразделений НПК были лица, которые в начальный период нашей работы отсутствовали в связи с командировками, отпусками или болезнями. У таких лиц повторные исследования не были целесообразны, поскольку временной промежуток между получением их первичных результатов и периодом, в который мы могли провести повторное исследование, был недостаточным для того, чтобы судить о устойчивости первоначально полученных данных. Незначительные изменения результатов, которые не требовали коррекции интерпретации, отмечались у 62% испытуемых. Такие изменения носили только количественный характер, не меняя основных черт личности и не приводя к нарушениям психической адаптации, даже нерезко выраженным и кратковременным. Динамика результатов, требующая изменения интерпретации, была отмечена у остальных 38%, причём у трети испытуемых при повторном обследовании отмечались нарушения психической адаптации, и в этой группе повторное обследование проводилось неоднократно с месячным интервалом.



Запуск зенитной ракеты с корабля.
Фото: MajorMC
Было выделено две группы испытуемых, интерпретация результатов которых на момент повторного обследования требовала коррекции. В первой из этих групп характер основных личностных черт, установки, ценностные ориентации, отношение к окружению и оценка собственной личности интенсифицировались в такой степени, что это становилось социально значимым. В отношении личностных черт в таком случае принято говорить о том, что личностные черты заострились, и это приводило к тому, что именно заострившиеся черты начинали определять поведение. В соответствии с принятой терминологией с этого момента о таких лицах можно было говорить как об акцентированных личностях. Трудно было сказать - отсутствие данных о наличии того или иного акцента при первичном обследовании свидетельствовало о компенсации состояния у личности обычно акцентированной, или выявление акцентированных личностных черт при повторном личностном обследовании было проявлением преходящего нарушения адаптации у испытуемых, которые большую часть своей жизни не были акцентированными личностями. Для годичного периода в течение которого мы проводили обследование в НПК эта разница не имела значения. Время, на которое устанавливалась компенсация или декомпенсация акцентированных личностных черт и длительность преходящих нарушений адаптации, которая вызывала появление таких черт у лиц, которые при эффективной адаптации их не обнаруживали, было сопоставимо. Если акцентирование было связано с заострением черт, которые (хотя и не заострённые) наблюдались у человека и раньше, можно говорить о гомотопическом (от topos - место) акцентировании или о гомотопическом нарушении адаптации. Например, если все сходились во мнении, что товарищ К. - человек упрямый, то при гомотопическом нарушении адаптации его упрямство станет невыносимым для окружающих. Однако нарушение адаптации может придать неадекватную выраженность таким личностным чертам, установкам или ценностным ориентациям о существовании которых у данного испытуемого окружающие его люди не подозревали даже при тесном общении. Среди испытуемых НПК был человек, которого все считали лёгким, подвижным, доброжелательным, и если бы кто-нибудь сказал о нём, что он может вдруг стать подозрительным, упрямым и даже враждебным, это вызвало бы недоверие. Однако, в описываемом случае происходило именно это - при возникновении ситуации, которая для этого человека была крайне стрессогенной, и сопровождалась ситуационно обусловленным нарушением адаптации, возник «другой» «не знакомый» человек. В подобных случаях говорят о гетеротопическом нарушении адаптации - «topos», определяющий поведение человека, переместился. Из обследованных нами четырёх групп гетеротопические нарушения адаптации чаще всего наблюдались у конструкторов и технологов. Я хочу напомнить, что выявленные в НПК нарушения адаптации никогда не были стойкими и выраженными.
В социально организованной среде я придавал особое значение возникновению и заострению личностных черт, которые приводили к появлению диссоциальных тенденций у лиц, таких тенденций до гетеротопического нарушения адаптации никогда не проявлявших.

Исследование НПК было первым исследованием, которое мы проводили в центральном районе страны, и хотя мы жили, несомненно, в более благоприятных климатических условиях, чем на Крайнем Севере, напряженность работы в этом случае была не меньше. Я очень чётко понял это, когда год работы в НПК подошёл к концу, Мне сообщил об этом Юрий Борисович:
- У вас осталось всего две недели, - сказал он, - сколько вам нужно времени для написания итогового отчёта.
Я знаю, что когда речь идёт о документации, времени всегда не хватает, и поэтому ответил:
- Вот эти две недели мне и нужны.
Мы благополучно сдали отчёт в НПК и в Военно-промышленую комиссию. НПК получил первый экземпляр отчёта, но позднее, чем его получила Военно-промышленная комиссия. Для Юрия Борисовича главным было не окончание нашего исследования, потому что сроки исследования совпали или специально были подобранны так, чтобы одновременно была подготовлена к испытаниям небольшая экспериментальная группа изделий. И на прощание Юрий Борисович сделал мне королевский подарок. Он сказал:
- А не хотите посмотреть, как будет функционировать изделие во время экспериментальных испытаний на полигоне?
- Очень хочу, - сказал я, - если это возможно.
- Я думаю, - сказал Юрий Борисович, - вы это заслужили.



Зенитная управляемая ракета в воздухе.
Фото: MajorMC
На полигоне я не увидел изделия, оно находилось в подземном бункере. Я видел только отверстия, которые в этот бункер вели. Но хотя изделия я не видел, в его работоспособности я убедился. Ещё до начала испытания разметочная машина оставила на поверхности полигона красную черту, и ни один из имитаторов самолётов условного противника не смог эту черту пересечь.

научно-производственный комплекс

Previous post Next post
Up