291. Экспедиция в Подмосковье. 8

Mar 30, 2012 20:39

Существенное значение имела неустойчивость адаптации, при которой тревога соматизировалась, но уровень её снижался недостаточно. Соматизация была во всём контингенте НПК третьей по частоте защитой. За счёт механизма соматизации вегетативные корреляты тревоги человек воспринимает как отдельные от тревоги соматические ощущения. В этом случае человек тщательно следит за соматическими ощущениями, и они становятся предметом когнитивной проработки, которая приводит к созданию концепций нарушения здоровья и порождает повышенное беспокойство о своём физическом здоровье. Интересно, что оценка состояния своего здоровья как неудовлетворительного могла не иметь отражения в поведении. Сотрудники продолжали выполнять свои обязанности, и только если их руководители находили их недостаточно эффективными, эти сотрудники ссылались на состояние здоровья как на причину снижения эффективности.


Соматизация - защита социально приемлемая, люди с сочувствием относятся к заболевшему человеку и только если соматизация выражена и длительна, может возникнуть вопрос об инвалидности. Для этого нужно, чтобы соматические жалобы предъявлялись не менее 4 месяцев подряд или суммарно в течение 5 месяцев в календарном году. Руководитель мог сказать подчинённому об этом, но ни одного случая реализации инвалидности в НПК не было. Неустойчивость психической адаптации ни в одном случае не длилась 4 месяца подряд, и когда на затруднения психической адаптации обращалось внимание, сотрудник прилагал максимальные усилия для повышения своей эффективности.



Это подмосковное дерево было вырвано торнадо, фотография которого была в предыдущем тексте.
Фото: Losh
Соматические жалобы при этом могли сохраняться, и к соматизации добавлялась некоторая демонстративность поведения, при которой эти усилия преподносились как чрезвычайные, а, в некоторых случаях, как героические. Поскольку окружающие часто принимали эту точку зрения, небольшому числу сотрудников врачами НПК назначалась фармакологическая терапия, наиболее часто с диагнозом вегетативно-сосудистой дистонии. И, наконец, повышение тревоги может приводить к исчезновению чёткости границ между сигналом и фоном, и, соответственно, к затруднению в выявлении разницы между шумом и сигналом. В таком случае структурирование ситуации нарушается, конкретно в НПК это проявлялось в неустойчивости психической адаптации при выравнивании реакций на значимые и незначимые стимулы. Проведенная оценка показала, что отсутствует связь между вероятностью возникновения неустойчивости психической адаптации и возрастом. Только у небольшой группы женщин в возрасте 51-60 лет, выполнявших функции вспомогательного персонала вероятность возникновения неустойчивости психической адаптации была выше, чем у руководителей и сотрудников НПК в целом.



Хозяева этой паутины заслуживают научного исследования.
Фото: ekirilkin
Неустойчивость психической адаптации могла сказываться в нарушении взаимодействия с группой (мы назвали это социально-психологическим аспектом адаптации) в акцентировании особенностей личности (собственно психический аспект адаптации) и в появлении или усилении вегетативно-сосудистых расстройств (психофизиологический аспект адаптации). Все три аспекта адаптации тесно связаны, иногда проявляются одновременно, но, всё-таки, относительно независимы. В силу этого может нарушаться только какой-нибудь один аспект адаптации, и даже больше - восстановление эффективности адаптации в каком-либо одном аспекте может происходить за счёт нарушения адаптации в другом. Так, если разделить сотрудников по успешности не на 3 группы (успешность: высокая, средняя и низкая), а на 5 (успешность: очень высокая, высокая, средняя, низкая, очень низкая), то в самой успешной группе отмечалось увеличение частоты сердечных сокращений, относительное (не выходящее за пределы нормы) повышение артериального давления, и усиление самопроизвольной кожно-гальванической реакции (КГР), точнее, её положительной составляющей, т.е. той части площади КГР, которая находилась над изолинией. Это можно счесть доказательством того, что возможно максимальное улучшение социально-психологической адаптации (самые успешные одобрялись группой) за счёт нарушения психофизиологического аспекта адаптации. Чтобы избежать чрезмерно высокой физиологической цены успешности, Юрий Борисович установил после наших исследований не только допустимый нижний предел успешности, но и верхний, за пределы которого рекомендовал не выходить. На удивлённую реакцию людей, гордящихся своей успешностью, он ответил: «Я надеюсь, что НПК будет существовать на протяжении человеческой жизни, и НПК невыгодно получить очень высокую вашу успешность, а потом вас потерять, либо потому, что вы заболеете, либо потому что вы сочтёте необходимым поискать более лёгкую работу».
Многие сотрудники, особенно лица с высоким интеллектом, сами устанавливали связь между успешностью и физиологической ценой, которую приходилось за неё платить. Они не обсуждали это обстоятельство с руководством, но испытывали тревогу, связанную с конфликтом внутри их собственной психики - интрапсихическим конфликтом. Курт Левин, который сформулировал представление об интрапсихических конфликтах, выделял несколько их типов. В данном случае имел место конфликт «нежелаемое-желаемое», когда человек осознавал, что желаемый результат достигается за счёт нежелаемого пути, ведущего к этому результату. Выраженный интрапсихический конфликт этого типа выявлял через посредство усиления тревоги и некоторые значимые для деятельности вегетативные характеристики. Соответственно, можно отметить сокращение минимального интервала между двумя сокращениями сердца (интервал R-R). Величина минимального интервала R-R отражала способность к увеличению в сложных условиях симпатоадреналовой активности. Такое увеличение обеспечивало способность к активному преодолению сопротивления среды, и позволяло достигать успешности не смотря на это сопротивление. Однако, для того, чтобы рассматривать эту особенность как положительную характеристику, необходимо, чтобы психический компонент симпатоадреналовой активности (в особенности тревога) был выражен не в такой степени, чтобы нарушать адекватную оценку происходящего. Важно также, чтобы высокая симпатоадреналовая активность не вызывала выход за нормальные пределы общего периферического сосудистого сопротивления, которое с отрицательным знаком коррелируют с уровнем артериального давления.



Кабаны в подмосковном лесу.
Фото: Гашин Юрий
Большую ценность представляют результаты исследования КГР. Положительный, т.е. находящийся выше изолинии, компонент КГР отражает способность к сохранению необходимого уровня бодрствования и способность к принятию решения. Последняя способность выявляется ещё более чётко при исследовании кожно-гальванической реакции на нейтральный стимул. Нейтральный стимул может вызвать только ориентировочную реакцию, когда становится ясно, что стимул нейтрален, реакция на него исчезает. Сотрудники, успешные в производственной деятельности, способные осуществлять эту деятельность без аварий и травм, при неожиданном воздействии нейтрального раздражителя давали очень выраженный кожно-гальванический ответ. Это значило, что площадь под кривой кожно-гальванического ответа у таких успешных и безаварийных сотрудников была больше, чем в контингенте в среднем, и что она отражает способность к быстрому принятию решения о значимости стимула. Такое решение необходимо и должно быть получено быстро, поэтому в рассматриваемом контингенте каждый ответ имел значимо высокую площадь, а количество ответов на нейтральный стимул уменьшалось - уже после 6-7-го КГ-ответа реакция на нейтральный стимул прекращалась, и, значит, решение о том, имеет ли этот стимул значение, уже было принято. Если оценивался контингент в целом, то количество КГ-ответов составляло 9-12. Но все рассматриваемые психологические и физиологические характеристики могли зависеть от характера деятельности, как это уже было показано для генераторов идей. Группы разработчиков, конструкторов и технологов будут предметом дальнейшего описания.

Продолжение следует.

научно-производственный комплекс

Previous post Next post
Up