На Камчатке мы были уже дважды. Мы много работали с сейсмологами и детально ознакомились с предложенной руководителем сейсмической лаборатории Сергеем концепцией сейсмических материков. Мы исследовали психическую адаптацию вулканологов, работающих на извержении вулканов. На этот раз нас интересовала динамика психической и психофизиологической адаптации сейсмологов и вулканологов, которых мы до этого исследовали уже дважды. Но Сергея Петрова по-прежнему интересовало существование сейсмических материков. Годы исследований в этом направлении позволили получить целый ряд открытий в области сейсмологии, но материки не обнаруживались, и сотрудники лаборатории начинали испытывать напряжение.
- Так что, Сергей, - спросил я, - вы по-прежнему считаете, что сейсмические материки существуют, только вам никак не удаётся их найти?
Карякский вулкан между извержениями.
Фотограф
olgagum - На такой вопрос невозможно ответить, - сказал Сергей, - я могу только сказать, что мы их искали и не нашли. Это нельзя считать аргументом в пользу их существования, но отрицательный результат не даёт возможности сформулировать заключение. «Сейсмические материки не существуют, поскольку мы их не нашли». Между тем, мы установили много новых явлений, за которыми, возможно, скрываются эти материки. А, может быть, эти явления, хотя для нас и новые, к сейсмическим материкам отношения не имеют. Одни из самых интересных наших находок последнего времени, это ныряющие разломы - когда глубинный разлом в Верхояно-Чукотской складчатой области вдруг исчезает и ни электрические, не магнитные предшественники сейсмической активности больше не обнаруживают. Но если исследование не прекращать, особенно если довести его до глубокого гранитного или любого другого интрузивного массива, то оба типа предшественника - электрический и магнитный - магнитный раньше, электрический несколько позднее, вновь обнаруживают сейсмическую активность. Когда мы обнаружили это явление, мы на том участке, где сейсмическая активность исчезала, проводили с помощью тех же предшественников вертикальное зондирование, то обнаружили на границе магмы сейсмическую активность, которая не исчезала, а продолжала ранее найденные глубинные разломы. Были выявлены две складчатые системы, одна на границы Юрского периода и раннего Мелового периода, а вторая в Палеозойском и Мезозойском периодах.
- А отмечалась ли связь сейсмической активности с толщиной гранитного слоя, наличием и мощностью интрузий?
- Да, конечно, чем меньше мощность гранитного слоя, чем ближе он к земной поверхности, тем меньше выражена сейсмическая активность. Но в этих районах, - сказал Сергей, - мы новое явление обнаружили. Довольно сильная вулканическая активность создаёт новый тип сейсмичности за счёт выдавливания магмы из нижних «этажей» вулканов. Наиболее крупным сейсмоактивным районом с непрерывными или разрывающимися в глубине на границе магмы глубинными разломами мы считаем Охотско-Ленский сейсмический район.
- Я не понял, Сергей, эти разломы древних геологических эпох, например Юрского или Мезозоя, или это разломы, образовавшиеся в эпоху уже близкую к нашей?
- Древние разломы могут быть сейсмически активными, если их разрушенная стенка обновлена, а более молодые разломы сейсмически, всё-таки, более активны. И эпицентры землетрясений Охотско-Ленского сейсмического района образуют сейсмически активный пояс, который наряду с вулканической активностью занимает даже часть акватории моря Лаптевых, Охотского моря, и Алеутской и Курило-Камчатских островных дуг. И тут у меня появляется надежда. Диагонально идущие разломы пересекают здесь широтные разломы и в этом сейсмическом узле можно наблюдать территорию, достаточно большую по площади и достаточно сейсмически активную. Это ещё не материки, но, может быть, это можно назвать сейсмическими островами. В этом весьма обширном и сейсмически активном районе наиболее чётко наблюдается связь землетрясений как с древними, так и современными глубокими разломами. Борта этих разломов могут быть деформированы надвигами, сдвигами, сбросами. Скрытые разломы можно считать наиболее древними, даже докембрийскими, и, поскольку они имеют меридиональную или широтную ориентировку, эти разломы, вероятно, принимали участие в формировании современной фигуры Земли.
Сергей Петров повернулся к сейсмической карте и сказал:
- Посмотрите на этот колоссальный меридиональный линеамент. Этот разлом - меридиональный шов общепланетного масштаба, который можно проследить от Северного до Южного полюса на расстоянии 18 тысяч километров. И здесь также диагональные разломы отделяют от меридионального значительную площадь глубинной деформации, окружённой малосейсмическими зонами, где мне снова хочется сказать, что это ещё не материк, но это образование уже можно назвать сейсмическим островом.
Купание в тёплой минеральной воде.
Фотограф
Lena - Спасибо, Сергей, за эту лекцию. Я узнал много нового, и, может быть, с этим новым связывается изменение состояния ваших сотрудников, опасающихся, что время работы, которое им отпущено, уже не велико, а на этом этапе, когда есть два сейсмических острова, снова всплывает мечта о сейсмических материках.
И действительно, за всё время нашей беседы никто из сотрудников Сергея не проронил ни слова. Их тревожные и напряжённые лица вызывали у меня профессиональное беспокойство. Повторное исследование сейсмологов планировалось, но теперь я думал, что его нужно поводить именно сейчас, чтобы не пропустить возможных нарушений психической адаптации. И действительно, после того, как тестирование было проведено, только у самого Сергея и одного из его сотрудников сохранилась устойчивая, эффективная психическая адаптация.
Утром следующего дня, когда я снова навестил сейсмологов уже после завершения тестирования, Сергей, с которым я поделился своим беспокойством по поводу неблагоприятных изменений психической адаптации его сотрудников, горько усмехнулся и сказал:
- Здесь президиум Дальневосточного отделения большую активность проявляет: базу на «Витязе» уже уничтожают, а сейчас объявили конкурс на присоединение мелких подразделений к крупным институтам. Нас, надеюсь, не тронут, очень много мы наработали за последние годы. Хотя, может быть, именно поэтому можем кому-то показаться опасными конкурентами. Так что я думаю, что когда все вопросы решатся, приезжайте снова, и мы проведём четвёртое тестирование. А если без терминов, по-человечески сказать, как бы вы определили изменения у моих сотрудников?
- Главным образом, за счёт появления тревоги у тех, у кого её не было, и выраженного усиления её у тех сотрудников, у кого она была и раньше. Когда мы будем с вами связываться, вы мне скажете, сохранилось ли по вашему мнению такое же состояние, как и сейчас, возможно, придётся давать небольшие дозы транквилизаторов, то есть препаратов, которые тревогу уменьшают.
Авачинская бухта.
Фотограф
mis Елена Дмитриевна и Андрей Заварзин подошли ко мне и выжидали конца нашего разговора с Сергеем.
- Что-нибудь нужно? - спросил я.
И Андрей Заварзин сказал:
- Да мы, наконец, совпали с вулканом «Горелый». Два раза он начинал извергаться, когда мы уезжали, а сейчас попали в точку. Можно нам поговорить с вулканологами о том, как нам поближе это явление рассмотреть?
- Договаривайтесь, - сказал я, - но всё равно, сегодня уже поздно, надо думать о том, чтобы собраться туда завтра прямо с утра.
- Хорошо, - сказал Андрей с улыбкой, - если Вы за ночь передумаете, мы вас утром разбудим.
Продолжение следует.