275. Последний визит на Камчатку. 2

Mar 12, 2012 23:00

Наш постоянный покровитель - высокий и бородатый вулканолог - пришёл к нам рано утром и был удивлён тем, что мы уже не только поднялись, но успели позавтракать и переодеться в походную одежду.
- Не ожидал от вас такой прыти, Феликс Борисович, - сказал он мне.
- Впервые, - сказал я, - мне представляется возможность наблюдать вулканологическое событие, которое происходит в среднем раз в 21 год. Больше того, этот объект, я имею в виду вулкан Горелый, всё время меня раздражал тем, что делал вид, что собирается начать извержение, а ограничивался длительным выбором пепла. Я считал, что этот выброс должен перейти в извержение, а он просто прекращался.

- Ничего, - сказал вулканолог, - если у вас хватит выносливости, вы сегодня будете вознаграждены. Начнём с того, что поедем на вулкан Мутновский, он сейчас спокоен и с него открывается великолепный вид на Горелый. А сам Горелый, хотя сейчас и проходит его извержение, в отличие от обычного своего поведения не занимается выбросами пепла, атмосфера абсолютно прозрачная и всё видно, а я захватил с собой самую мощную стереотрубу из тех, что у нас есть.



«Огнедышащий» вулкан Горелый.
Фотография mis
Если смотреть с Мутновского через мощную стереотрубу на Горелый, то открывается фантастическое зрелище. Самая древняя постройка Горелого имеет форму щита, которая и сама по себе живописна, но на вершине этой древней постройки можно рассмотреть кальдеру, размером 10 на 13 метров, в которой зелёно-голубым цветом отливает скопившаяся вода. Эта древняя постройка вулкана занимает 650 квадратных километров, и с земли, даже с высоты Мутновской, её невозможно увидеть всю одновременно не только потому, что высота Мутновской недостаточна, а потому, что площадь, которую занимает хребет, можно охватить взором только с воздуха. Горелый не зря объявлен памятником природы. Мы поражались тому, как тянется вдаль длинный хребет Горелого, не зря считающийся природным памятником, потому что вулканов, образующих хребет, на Камчатке больше не было. Современная постройка вулкана меньше древней более чем в 4 раза, и для своего расположения выбрала центр древней кальдеры. В воде, заполняющей кальдеру, в ярком солнечном свете отражались три новых конуса.
Мы были дважды ограничены во времени. Во-первых, мы хотели успеть посмотреть как можно большую часть постройки Горелого, а во-вторых, стереотруба у нас была только одна, а посмотреть на вулкан через стереотрубу хотел каждый. Впрочем, стереотруба не решала проблему.
- Что ж, - сказала я бородатому вулканологу, - неужели не могли нам вертолёт обеспечить.
- Что вертолёт? - сказал он. - Вы бы действительно увидели длинный хребет, зато ни одной детали.
Долговязый Саша Ланеев утверждал, что с высоты своего роста он видит больше, чем любой другой участник группы, но тоже не решался утверждать, что видит всё. Свободный день и невиданные причуды природы у Шатенштейна вызывало необычный для него экстаз, этот экстаз позволял ему наслаждаться впечатлением, зато как только мы переходили к наблюдению нового объекта, возбуждённый Шатенштей уже забывал, что мы видели перед тем.
- Садитесь в машину, - сказал бородач, - чтобы объехать пологие склоны древней постройки даже на машине, уйдёт больше часа.
И мы поехали от верховья реки Паратунка на восток к верховью реки Жировая, и дальше на восток до рек Фальшивая и Вулканная. Дальше границу древней постройки нельзя было уже определять по рекам. На юге её отграничивали северные склоны вулкана Асач, а на западе Толмачев Дол. И, поскольку это был хребет а не конус, когда мы поднялись настолько, насколько позволяла идущая вдоль хребта Горелого дорога. Мы остановились там, где была самая высокая точка дороги, и опять достали стереотрубу. Это стоило остановки. На вершине вулкана располагалась уникальная коллекция из 11 кратеров, при этом кромки многих из них пересекались. Было невозможно понять, где начинается один кратер и кончается другой в этой причудливой путанице картин. Относительно молодые кратеры, извержения которых происходили уже в историческое время, были заполнены озёрами, но спускаться к озёрам не рекомендовалось, потому что озёра эти были кислотными. А дальше шла цепочка кратеров, которая начиналась уже бездействующим Западным, на засыпанном шлаком дне которого расположился ледник. Ледники меньшего размера встречались и в других местах кальдеры, и весь наш путь нас сопровождали большие и малые водопады. С южной стороны хребет Горелого заканчивался обрывом, у подножья которого расположен самый современный кратер, в силу современности своей названный Активным. Конечно, размеры его по сравнению с древней кальдерой были ничтожны, но в длину он был вытянут на 250 метров, а ширина составляла 100 метров.



Панорама вулканов Горелый и Мутновский.
Фото air2013
За то время, что извержения Активного не было, на его дне на глубине около 100м, скопилась нежно-голубая вода. А дальше после небольшой ровной шлаковой площадки располагался кратер почти правильной кругло формы, получивший прозвище «Цилиндр». Рядом с Цилиндром было кратерное гнездо, и мы никак не могли понять, какова его форма, пока не обойдя кратерное гнездо вокруг с тяжёлой стереотрубой, мы не рассмотрели, что это старый кратер, на дне которого образовались два молодых.
Очень оригинальным показался нам кратер Щель - длинный, узкий и очень глубокий.
- Стоп, - сказал Бородач, - вернёмся к машине, отсюда можно будет подъехать.
- А далёко поедем? - спросил я.
- Вот как приедем, так и увидите, - ответил бородач.
Мы действительно увидели, а увидев ахнули. Это был, пожалуй, самый красивый кратер, и даже назывался он не кратером, а озером. Голубое озеро звали его. Полкилометра в диаметре, опускающийся на 150-200 метров, он обнаруживал на этой глубине озеро такой красоты, что мы долго стояли не в силах оторвать глаз. Озеро было насыщенно-голубого цвета, по берегам озера располагался припаянный лёд. У нас было мало времени, но не спуститься к этому озеру, а спуститься можно было только с южной стороны, было выше наших сил. Возле самой ледяной воды от частично покрытого припайным льдом берега отрывались и отправлялись в путь по голубой воде озера плавающие льдины. Этот кратер красив, но малоактивен, так же, как расположенный рядом с ним кратер Чаша, имеющий в диаметре около 200 м. На дне его тоже расположено прекрасное озеро, только фиолетового цвета.
- Когда-то это был громадный вулкан, - сказал бородач, - основание у него было почти такое же, как у Шивелуча, и по высоте он Шивелучу не уступал. Огромные патоки лавы истощили магматический очаг, и вулкан провалился, образовав громадную кальдеру. Но вулканическая жизнь чаши не прекратилась. На дне кальдеры образовалось несколько кратеров, которые наращивали конуса и слились в протяжённый массив. Стадия развития, в которой находится Горелый, называется фумарольная. Эта стадия характеризуется неравномерностью активности, которая то прекращается вовсе, то проявляется слабо, то неожиданно резко усиливается. Вот сейчас я воспользовался случаем, чтобы показать вам мощное усиление и извержение Чаши. Смотрите, фотографируйте. Такого сильного извержения Чаши я не помню. Даже средней силы извержение Чаши - редкость, одно извержение на 21 год.
Он подождал, пока все истратят все плёнки, заметив:
- Вообще, ещё красивые места будут, так, что оставьте ещё про запас. Поедим и будем возвращаться. Возвращаться будем другой дорогой и кратеры нам будут видны с противоположной стороны. - кратеры и великолепные фигуры, образованные древней застывшей лавой. По той дороге всюду можно проехать, просто когда захотите что-нибудь внимательно рассмотреть, скажите мне, но имейте в виду, что дело уже к вечеру, а до нашего стационара километров 200.



Застывшая лава в кальдере вулкана Горелый.
Фото: Олег Панкратов
Мы слышали, что сказал Бородач, но до нас это не слишком дошло, потому что на каждом шагу встречались диковинные лавовые, озёрные и вулканические образования, каждое из которых хотелось рассмотреть. Через час бородач сказал:
- Всё, ночевать я хочу дома. В окна машины смотреть разрешаю. Гнать не буду, так что если захотите что-нибудь сфотографировать, можно это сделать хорошо, а уж если очень красивое что-то, я остановлюсь на одну-две минуты.
После этих слов Бородача мы нигде не задерживались, но к стационару подъехали уже в темноте.
- Как ваш выдающийся шеф, - сказал Бородач, - ужин я вам приготовил, но после такого похода обязательная ванна из тёплой минеральной водички и пресный душ.
Это были наши последние впечатления от Камчатки, не имевшие особой научной ценности, потому что про памятник природы Горелый было написано много статей и книг, однако впечатления, которые произвёл сам Горелый, многие годы не изглаживаются из памяти. Мы улетали вечером следующего дня и дня хватило, чтобы сконцентрировавшись на работе, провести повторное последнее исследование вулканологов. Одну вещь я хочу отметить. Даже если не происходило никаких происшествий, извержения вулканов не были исключительными по мощности или длительности, а сейсмологи считали сезон очень удачным из-за обнаружения длинного меридианального разлома и двух площадей сейсмической активности, которые они пока решили называть сейсмическими островами. Так вот, несмотря на всё это напряжённость адаптационных механизмов и у вулканологов и у сейсмологов была выше, чем при предыдущем исследовании. Создавалось впечатление, что они очень боятся чего-то не успеть или в чём-то отстать и не быть первооткрывателями.

Камчатка

Previous post Next post
Up