276. Завершение исследования соотношения лево- и правополушарного мышления у учащихся в Анадыре.

Mar 13, 2012 22:35

Прямой рейс Петропавловск-Анадырь был рейсом сравнительно новым. Он быстро приобрёл популярность, потому что попасть с Камчатки в целый ряд населённых пунктов Чукотки и Колымы оказалось удобно, используя этот рейс. Пока мы не узнали о существовании этого рейса, мы обсуждали логистику путешествия. Можно было лететь Петропавловск-Магадан, Магадан-Анадырь и Анадырь-Москва. Вероятно, существовали и другие варианты, но как только я посмотрел на карте путь, где первой рабочей площадкой был Анадырь, я понял, что лететь надо именно так.

Это исследование в Анадыре было последним аккордом в изучении динамики личностных характеристик и напряжённости адаптационных механизмов, на том уровне образования, который американцы смешно называют «высшей средней школой». Контингент испытуемых включал в себя за всё время изучения динамики 9-й, 10-й, 11-й классы школы-интерната и три года обучения в Анадырьском педагогическом техникуме. Организационная сторона вопроса меня не беспокоила, потому что тогда ещё был жив вездесущий Вольфсон, ему нужно было только сказать, чего мы хотим. По сути же, нас интересовало, насколько однонаправлена эта динамика внутри каждого из исследуемых коллективов, и есть ли различия между этими коллективами.



Анадырь. Самолёт только что приземлился.
Фото: dragongv52
Эти исследования имели ещё один аспект. За три года обучения, в течение которых проводились исследования, педагоги, особенно принадлежащие к молодой генерации, усвоили множество неизвестных им ранее понятий, научились разбираться в том, как эти понятия преломляются в практической работе. Ещё одним достоинством этого развития педагогов было то, что с ними стало значительно проще разговаривать, им уже не нужно было объяснять каждую букву.
Всю дорогу в самолёте я перечитывал аннотационные отчёты по исследованию в Анадыре 9-х и 10-х классов, и чем больше я смотрел эти материалы, тем более острое любопытство я испытывал. Мы уже знали, что коренные народности Севера строят свою деятельность, ориентируясь в основном на данные, получаемые правым полушарием. В то же время, когда я сравниваю результаты, полученные в 9-м и в 10-м классах, хорошо успевающие ученики или студенты в 1-2 года обучения в техникуме, не изменяли ориентацию на правое полушарие, но степень включения в когнитивные процессы левого полушария возрастала. Поскольку преобладание в когнитивных структурах того или иного полушария определялось в основном генетически, то полученная в первые два года исследований картина, позволяла отметить два момента. Во-первых, поскольку брались только хорошо успевающие учащиеся интерната и студенты техникума, а программа была стандартная, т.е. ориентированная на учащихся в основном левополушарных, увеличение роли левого полушария могло быть результатом отбора, поскольку из исследуемого контингента исключались учащиеся, которые не могли успешно учиться по программе, не учитывающей их правополушарной направленности, что с точки зрения европейского преподавателя выглядело как ориентировка на слабые признаки. Лица не успевающие в учёбе по стандартной программе, не могли привлекаться к тестированию, потому что они не справлялись с тестовыми заданиями.
Во-вторых, поскольку оценивались не фоновые значения, а реакция того или иного полушария на когнитивные нагрузки, можно было полагать, что большая активность левого полушария в когнитивных процессах у успевающих учащихся была результатом тренировки, так как фоновые данные, соотношение право- и левополушарной активности не изменялись. Если бы оказалось, что та же тенденция будет развиваться на последнем году обучения в школе или техникуме, то это позволяло бы сделать как теоретические выводы, так и понять практическое значение обучения среди левополушарных детей-мигрантов.
Вольфсон встретил нас на машине, отвёз в гостиницу и подождал, пока мы заполнили неизбежные карточки, а потом заявил:
- Мы не будем же зря терять время, у меня первые группы испытуемых уже вас ждут.



Дворец молодёжи, где после завершения исследования проводилась конференция, посвящённая их итогам.
Фотограф Brendan Minish
Вольфсон, пусть будет земля ему пухом, был хороший человек и отличный работник. Мы едва успели распаковать и разложить свои материалы, как два 11-х класса приступили к тестированию. Наша группа была сравнительно велика, и позволяла вести исследование и в интернате и в педагогическом техникуме одновременно. И пока мы разворачивали исследование в интернате, Вольфсон, прихватив с собой пару преподавателей техникума, подготовил всё, для того, чтобы проводить исследование и на этой площадке. Поскольку в этот день начало исследований определялось расписанием прибытия самолёта, мы начали довольно поздно, и уговорить учащихся проделать всю программу, сдвинув ужин, стоила некоторого труда, но этот труд себя оправдал. Можно было вполне отложить назавтра обработку результатов, но моё любопытство за время тестирования только усилилось, и я сказал, что никого не принуждаю принимать участие в обработке сегодня, поскольку КЗОТ позволял им уже лечь спать, но я буду обрабатывать результаты сегодня, потому, что мне интересно, что получилось. Я не сомневался, что такое заявление вызовет хотя бы у некоторых моих сотрудников желание принять участие в моей работе, но оказалось, что как только первый человек сказал: «Я буду работать с вами», остальные дружно присоединились к этому мнению.
Тенденция, которая обнаружилась в 10-м классе, в 11-м была ещё более выражена, причём значение того, что исследовались только успевающие учащиеся, не возросло, а даже несколько уменьшилось, зато роль тренировки левополушарных механизмов очевидно возросла. Эта тренировка позволяла дальнейшее успешное обучение на Факультете народов Севера в Институте им. Герцена в Ленинграде, и даже в тех учебных заведениях, где факультет народов Севера не выделялся, студенты успешно справлялись с предъявляемыми им требованиями, не смотря на то, что большая часть этих требований предполагала левополушарную активность. Исключение составляли студенты отделения живописи и графики, где правополушарная ориентация когнитивной деятельности зачастую была преимуществом (образное или художественное мышление).



Вид на бухту в Анадырь.
Фотограф Brendan Minish
Хочу напомнить, что в ВУЗе лица, принадлежащие к коренным народностям, редко были в состоянии окончить ВУЗ без по крайней мере одного, а часто двух-трёх академических отпусков из-за тоски по тундре, и, как сказано у Леси-Украинки: «Ну, диво, хоч би край був людський, то ще б я розумів печаль, а то ж і край такий - якутський!» (Ну, диво хоть бы край был людский, так я бы понимал печаль, а то же край такой - якутский!) И то, что они, всё-таки, в подавляющем большинстве случаев, ВУЗ кончали, хотя и с перерывами, в значительной степени обуславливалось тренировкой левополушарного мышления в последние годы обучения в школе. В техникуме тренировка левополушарного мышления либо сохранялась, либо ещё более возрастала, поскольку им предстояло преподавать, ориентируясь на программу, созданную для лиц с левополушарным мышлением, и вести преподавание на левополушарном языке.
В первый день мы исследовали треть запланированного контингента, поскольку из-за позднего начала исследований работать можно было только одну смену. Следующий же день был целиком занят тестированием - от занятий учащихся освободили, и тестирование проводилось в две смены - с 9ч до 14ч и с 15ч до 20ч. Правда, при такой системе мы и сами выматывались, и всю обработку отложили на следующий день.

Продолжение следует.

Анадырь, Чукотка

Previous post Next post
Up